Круглый стол "Спортивно-оздоровительная деятельность в режиме дня"
учебно-методический материал по теме
"Спортивно-оздоровительная деятельность в режиме дня"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruglyy_stol_sport-ozdov_deyatelnost_v_rezhime_dnya.doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
Круглый стол «Спортивно-оздоровительная деятельность дошкольников в режиме дня»
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников по физическому воспитанию и оздоровлению воспитанников.
Задачи:
1. уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями по теме;
2. способствовать поиску и освоению новых подходов нетрадиционных форм в работе с родителями с целью эффективного решения задач физического воспитания и оздоровления воспитанников в условиях ФГОС ДО;
3. поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.
Материал для проведения:
Бейджики: родитель, ребенок, ученый, статистика, психолог, кодекс общения, ФГОС ДО, контакт со взрослыми, путь к сотрудничеству, 2-ве педагогические ситуации, карточки с текстом для каждого педагога
Ход мероприятия:
Уважаемые коллеги, я рада приветствовать Вас. Как повысить профессиональную компетентность педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников по физическому воспитанию и оздоровлению воспитанников? Найти ответ на этот вопрос мы с вами попытаемся в ходе нашего круглого стола.
В. А. Сухомлинский писал: "Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателей и родителей…»
Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, нам, педагогам, необходимо знать, прежде всего, что сам термин "здоровье" определяется неоднозначно. Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.
1.По мнению родителей здоровье – это:
(педагог зачитывает по карточке)
Физическое, социально, духовное благополучие;
Отсутствие болезней;
Способность к полноценной жизни;
Когда мы улыбаемся
Когда ты свеж и бодр
Равновесие между внутренним и внешним миром
Здоровое питание, физические нагрузки.
Сила, красота, хорошее настроение
Активный образ жизни
Вера в себя, психологический комфорт.
Образ жизни
2. По мнению детей здоровье – это:
(педагог зачитывает по карточке)
Когда болеешь, потом выздоравливаешь
Когда никогда не болеешь
Когда организм кушает все здоровое.
Здоровье - это полезная еда
Это когда я здороваюсь
Это ходить в детский сад и не болеть.
3.По мнению ученых здоровье – бывает:
( один из педагогов зачитывает по карточке)
Соматическое здоровье — это текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
Физическое здоровье — это уровень роста и развития органов и систем организма.
Психическое здоровье — это состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.
4.Уважаемые педагоги, как вы думаете, от каких факторов зависит здоровье дошкольника? (обсуждаем…)
( один из педагогов зачитывает по карточке подводя итог):
Статистика утверждает, что на 20% от наследственных факторов, на 20% - от условий внешней среды, т. е. экологии, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а на 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Если на первые 50% здоровья мы, педагоги, повлиять не можем, то другие 50% мы можем и должны дать нашим воспитанникам.
Правильная организованная воспитательно-образовательная работа, обеспечивает полноценное здоровье, предупреждает развитие заболеваний ребенка на самых ранних стадиях.
5. Давайте сейчас попробуем определить "Что мешает ребёнку в детском саду быть здоровыми" ? (обсуждаем…)
По мнению психологов, причинами катастрофического состояния здоровья детей является следующие:
( один из педагогов зачитывает по карточке подводя итог):
- Раннее начало систематического обучения без учета ведущего вида деятельности;
- Недостаточная подготовка педагогов в вопросах развития и охраны здоровья детей;
- Перенасыщение образовательного процесса;
- Стрессовые последствия авторитарной педагогики;
- Несоответствие некоторых программ и методик обучения возрастным особенностям детей;
- Несоблюдение элементарных физиолого-гигиенических требований к организации образовательного процесса;
- Недостатки знаний родителей в системе физического воспитания.
Задача детского сада по ФГОС «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка.
Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность. Новая философия взаимодействия педагогов и родителей нашла отражение в ФГОС ДО.
(педагог зачитывает по карточке)
- В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС ДО возрастает как на уровне каждого ДОУ, так и на уровне муниципальной системы дошкольного образования в целом. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9.)
- Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОУ. (ФГОС ДО ч. III п. 3.1 п. п. 5, 6.)
Развитие ребенка тесно связано с образом жизни семьи, и родителям необходимо заботиться о правильном физическом развитии детей, регулярно заниматься с ними физкультурой, приобщать к здоровому образу жизни. Специалисты, работающие в детском саду, могут помочь взрослым в приобретении необходимых теоретических и практических знаний (например, познакомить с упражнениями и подвижными играми, способствующими развитию у детей двигательных навыков, а также освоить приемы обучения этим упражнениям), чтобы в домашних условиях родители могли закрепить приобретенные ребенком двигательные навыки.
Один из путей решения этих задач это совместная спортивная деятельность детей и взрослых, как в массовом детском учреждении, так и в семье.
Для того, чтобы решить проблему оздоровления детей, необходимо установить доверительно – деловые контакты с взрослыми, участвующими в воспитании. Эта работа предполагает несколько этапов.
(педагог зачитывает по карточке)
Первый этап - знакомство с родителями, установление с ними доверительных отношений.
Второй этап - знакомство с жизнью семьи, ее интересами, проблемами, трудностями в воспитании здорового ребенка.
Эффективность взаимодействия педагога с родителями во многом зависит от изучения семейной атмосферы. Для этого необходимо использовать такой метод, как анкетирование.
Третий этап - формирование установки на сотрудничество. Здесь можно предложить следующие формы работы: анкетирование родителей с целью выявления знаний и умений по воспитанию здорового ребенка, ознакомление родителей с результатами педагогического мониторинга детей, индивидуальные и групповые консультации, рекомендации, выставки, открытые занятия.
Четвертый этап - организация открытых мероприятий, причем родителям предлагают не только педагогические занятия, но и осуществляют практическую подготовку по вопросам воспитания здорового ребенка.
На этом этапе предлагаем следующие формы работы: совместная спортивная деятельность с детьми и родителями - занятия, развлечения, походы, Дни здоровья и т.д.; консультационная помощь специалистов; составление индивидуальных планов оздоровления детей совместно со специалистами и родителями.
Ознакомившись с условиями жизни семьи, можно сделать вывод, что взрослые по отношению к физическому развитию ребенка, к здоровому образу жизни условно делятся на следующие группы.
К первой группе относятся взрослые, которые недооценивают значение физического воспитания детей, не уделяют должного внимания этому вопросу. В этом случае необходима индивидуальная работа с родителями.
Родители, второй группы, разделяют взгляды на воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, но им не хватает знаний и опыта, они испытывают дефицит свободного времени в связи с загруженностью работой; у них отсутствует желание заниматься ребенком. Большинство родителей с такими установками полагаются на работу детского сада.
Третью группу составляют взрослые, которые с удовольствием занимаются с детьми физкультурой, стремятся воспитать здорового ребенка. Они являются опорой в работе инструктора с родителями, занимают активную позицию в жизни детского сада. Их опыт можно использовать в работе с другими группами родителей.
Таким образом, разделив взрослых на условные группы, можно осуществить дифференцированный подход в работе с семьями воспитанников.
(педагог зачитывает по карточке)
Пути установления сотрудничества с взрослыми первой и второй групп:
1) предоставить возможность наблюдать своего ребенка на групповых совместных ООД, открытых ООД, праздниках, развлечениях;
2) проводить групповые консультации, беседы, основная цель которых — информирование о формировании двигательных навыков у детей, активном влиянии воспитания на развитие физических качеств; эти формы работы дают возможность обеспечить оптимальные условия воспитания ребенка как в детском саду, так и дома, наметить пути оказания действенной помощи, ответить на возникшие у родителей вопросы по физическому воспитанию;
3) предоставлять родителям литературу из педагогической библиотеки дошкольного учреждения;
4) привлекать родителей оказывать помощь в подготовке спортивных мероприятий (например, принять участие в судействе соревнований).
Взрослые третьей группы являются опорой воспитателя, их опыт в физическом воспитании детей нужно предлагать для изучения и применения всем родителям. Это может быть организация фотовыставки «Делимся семейным опытом воспитания здорового ребенка», оформление альбомов с короткими рассказами о физическом воспитании детей в семье, организация конкурсов на самые интересные спортивные подвижные игры с участием детей и родителей и т.д.
Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье, санитарной грамотности и гигиенической культуры населения. Работа по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей должны осуществлять семья и дошкольное учреждение, как две основные социальные структуры, которые, в основном, и определяют уровень здоровья ребёнка. Поэтому, организуя сотрудничество с семьёй по воспитанию здорового ребёнка, особое внимание необходимо уделять постоянному совершенствованию форм и методов работы с родителями.
Педагогу в работе с семьей и в психолого-педагогическом просвещении родителей важно выстроить систему, в которой обе стороны взаимодействия (детский сад и семья) становятся равноправными партнерами в обеспечении всестороннего развития ребенка. Это достаточно сложно, поскольку воспитатель в ситуации взаимодействия должен выступать в двух ролях: как "официальное лицо" - представитель образовательного учреждения и как доверительный собеседник, с которым можно поделиться, не опасаясь осуждения.
Как Вы считаете, кому принадлежит ведущая роль в организации общения?
Конечно воспитателю…. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников, чтобы не случилось возможных трудностей.
Поэтому, кодекс общения гласит, что необходимо:
(педагог зачитывает по карточке)
- Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.
- Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.
- Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.
- Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.
- Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.
- В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.
Задание педагогам:
Определить: а) какие позиции не должны занимать родители в настоящее время в процессе воспитания - хлопаем
б)позиция, которую родители должны занимать- топаем
Перечисляю:
- зритель - соучастник
-комментатор - партнер
- болельщик - аналитик
- созерцатель - заказчик
- наблюдатель - помощник
- случайный гость - организатор
- слушатель - инициатор
- потребитель - сотруднк
В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается – «семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов. Здесь важен принцип взаимопроникновения двух социальных институтов.
Решение педагогических ситуаций
(педагог зачитывает по карточке)
а) Воспитатель собирается с детьми в спортивный зал, на утреннюю гимнастику. Дети построились. До гимнастики остается несколько минут. Заходит мама с ребенком. У неё множество вопросов, на которые она желает получить ответы незамедлительно. Воспитатель пытается дать ответы на поставленные вопросы, но разговор не получается, так как дети начинают шуметь и баловаться. Разговора не получилось, а время ушло. Воспитатель с детьми с большим опозданием заходит в зал. Начинается гимнастика. В середине гимнастики открывается дверь, и другая мама заталкивает очередного опоздавшего ребенка. Он не хочет идти сопротивляется, своим поведением отвлекает детей и педагога. Пока педагог пытается наладить контакт с опоздавшим ребенком, в зал приходит следующая группа. Гимнастика сорвана. Дети уходят в группу.
А теперь вопросы:
- Кто виноват в случившейся ситуации?
- Пострадали ли в данной ситуации остальные дети группы?
- Что делать, если ребенок опоздал?
- Можно ли было отправить детей одних в спортивный зал, а воспитателю продолжить разговор с мамой?
- Когда, в какой форме родители могут получить необходимую информацию от воспитателей про своих детей?
(педагог зачитывает по карточке)
б) К концу дня Саша совсем сник, и, когда за ним пришла мама, воспитатель пожаловалась на него:
- Не пойму, заболел что-ли? Зарядку делал кое-как, отказывался выполнять поручения, капризничал.
Мама недоуменно поглядывала на сына, слушая воспитательницу. Саша стоял недалеко и не возражал, отдав себя на суд взрослых. Когда они вышли на улицу, некоторое время шли молча. Притворялся, да? – первой заговорила мама. Ты же хорошо делаешь зарядку, знаешь много упражнений и выполняешь их красиво. Я горжусь тобой и всем говорю, какой ты у меня славный сын.
- Я тебе всегда буду помогать, мама –сказал Саша. Я тебя очень люблю, мамочка, а воспитательницу нет.
- Почему?
Она меня постоянно ругает, называет лентяем, растяпой.
На другой день мама поговорила с воспитательницей. Та все поняла и кивнула, мол исправлюсь. Во время зарядки она понаблюдала за Сашей и не пришла в восторг. Никакой красоты в его движениях не обнаружила. Делает упражнения как все, обычно. Еще и прикрикнула: «Выпрями руки, шевели ногами!»
Спор между мамой и воспитательницей длился долго, но так они не пришли к единому мнению.
А теперь вопрос:
- В чем, по-вашему, не права воспитатель?
Таким образом, семья и детский сад в хронологическом ряду связаны преемственностью, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов. И ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создана совместная работа – это: родители – дети - педагоги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Распределение образовательной деятельности в режиме дня и организация видов детской деятельности по образовательным областям.
Распределение образовательной деятельности в режиме дня и организация видов детской деятельности по образовательным областям....
Рекомендации по планированию образовательной деятельности в режиме дня в соответствии с ФГТ
Рекомендации по планированию образовательной деятельности в режиме дня в соответствии с ФГТ. В настоящее время у педагогических работников возникает много вопросов при составлении календарных и ...
Планирование образовательной деятельности в режиме дня в соответствии с ФГТ
В настоящее время у педагогических и руководящих работников дошкольных образовательных учреждений возникает множество вопросов при составлении календарных и перспективных планов образовательной ...
Организация образовательной деятельности с детьми в современных условиях реализации ФГОС ДО - образовательная деятельность в режиме дня
Организация образовательной деятельности с детьми в современных условиях реализации ФГОС ДО- образовательная деятельность в режиме дня...
Конспект совместной деятельности педагога с детьми в процессе организации детской деятельности в режиме дня во второй группе раннего возраста экспериментальная деятельность
Тема: Тонет – не тонетЦель: развитие у детей познавательного интереса, желания заниматься поисково-познавательной деятельностью....
Конспект совместной деятельности педагога с детьми в процессе организации детской деятельности в режиме дня во второй группе раннего возраста пальчиковая гимнастика (Здоровьесберегающая технология) Тема: « Ежик в гостях у детей »
Тема: Ежик в гостях у детейФорма организации: подгрупповая;Место проведения: групповая комнатаЦель: развитие мелкой моторики...