Современные формы, методы, приемы и средства по воспитанию патриотических чувств у дошкольников
учебно-методический материал на тему

Гусева Надежда Витальевна

Уровень представлений детей о патриотизме во  многом зависит от того, какое содержание (доступность и количество материала для восприятия и понимания) отобрано воспитателем, какие методы используются, как организована предметно-развивающая среда в группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ Владимирский детский сад «Ручеек»

Тема:

«Современные формы, методы, приемы и средства по воспитанию патриотических чувств у дошкольников»

Выполнила:

 старший воспитатель

Гусева Н.В.

С. Владимирское, 2019г.

Актуальность

Сегодня все чаще и серьезнее говорят о патриотическом воспитании подрастающего поколения, о воспитании любви к Родине.
А что же такое патриотизм?
Патриотизм – это чувство любви к Родине. 
Родина в свою очередь – это Отечество, Отчизна, страна в которой человек родился; более узко – чье либо место рождения, малая Родина.
Следовательно, быть патриотом, значит любить свою малую Родину, свой дом, семью, свой поселок, район, свой край, нашу Родину и её граждан.

    Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка. Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному дому, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим домом, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть  после нескольких занятий. Это  результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно: на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту.

     Уровень представлений детей о патриотизме во  многом зависит от того, какое содержание (доступность и количество материала для восприятия и понимания) отобрано воспитателем, какие методы используются, как организована предметно-развивающая среда в группе.

 

Теоретическое обоснование

      Можно отметить авторские работы по патриотическому воспитанию:

  К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, Я. А. Коменского, Г. Н. Волкова, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, Л. А. Кондрыкинской, Н. Г. Комратовой, Е. Ю. Александровой, Э. П. Костиной, Н. Н. Кочневой, Л. Г.Каримовой, Л. Л. Семеновой, Ю. М. Новицкой, Р. И. Жуковской, А.А.Люблинской, Т. А. Марковой, Р. С. Буре, М. Д. Маханёвой

     Развитие представлений у детей о малой Родине и особое значение патриотического воспитания подрастающего поколения в российском

обществе обоснованы философами, педагогами, психологами такими,

 как Н.Ф.Виноградова, В.Г.Белинский, Н.К.Крупская,  Р.И.Жуковская, С.А.Козлова и др.  В наше время значительный вклад в исследование

 данной проблемы внесли Л. А. Кондрыкинская, Н. Г. Комратова,

Е. Ю. Александрова, Ю. М. Новицкая и другие. Современные

исследователи в патриотическом и гражданском воспитании

дошкольников делают акцент на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Нормативно – правовое обеспечение

Правовой основой патриотического воспитания на современном этапе являются:

Конституция Российской Федерации (высший нормативный акт РФ 1993г.)

Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле,…, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость,…, должны воспитывать настоящих патриотов своей Родины.    

           Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273. 

Статья 64. Дошкольное образование. Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

           Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» 2015г. ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан при сохранении приоритета патриотического воспитания детей и молодежи.

           ФГОС ДО (П.1.4) определяет одним из основных принципов дошкольного образования приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Из числа многих обозначенных задач Стандарт направлен на решение следующей задачи: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

В Концепции подчеркивается, что воспитание должно быть ориентировано на достижение национального воспитательного идеала, т.е. воспитание высоконравственного, творческого и компетентного гражданина России, «укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации». 

Цель и задачи

        Главной целью ДОО в патриотическом воспитании дошкольников выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией, и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.

    Задачами для реализации нравственно-патриотического воспитания являются (М.Д. Маханева):

  • Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
  • Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • Воспитание уважения к труду;
  • Развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  • Формирование элементарных знаний о правах человека;
  • Расширение представлений о столице и  городах России;
  • Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
  • Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны (победа в ВОВ, наша армия);
  • Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Содержание патриотического воспитания

      Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице на которой он живет, детскому саду, поселку.

     Любовь к Отечеству начинается с любви к Родине малой. В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием села Владимирского и Воскресенского района. Знакомясь с родным селом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и то же время приобщаться к богатствам национальной  и мировой культуры.

       Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родной стране. Гордость за свою страну имеют огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения ее истории и культуры невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительных качеств личности.

       Дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они – граждане России, маленькие россияне.     Гражданин – житель страны, который признает ее законы (правила поведения), потому что он любит свою страну.

Патриотическое воспитание в ДОУ

        Патриотическое воспитание – одно из главных направлений работы в нашем детском саду:

    1. Основная общеобразовательная программа МКДОУ Владимирского детского сада «Ручеек», где отмечается патриотическая направленность Программы. Большое внимание уделяется воспитанию в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия — великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим.

     А также  содержание регионального компонента. Обучение в региональном компоненте строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды и региональной системы образования как важнейшего фактора развития территории.

Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет выпускникам ДОУ адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в здоровом образе жизни, рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.

2. Парциальная программа   О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» реализуется в 4 группах. Задачи программы:

  • Формирование у детей патриотических чувств и развитие духовности.
  • Знакомство с культурным прошлым своего народа.
  • Обогащение словаря детей через народные сказки, присказки, заклички, потешки, поговорки, народные игры.

3. Комплексно-тематическое планирование нашего ДОУ большей частью направлено на патриотическое воспитание. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми  знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут.

В группе раннего возраста:

Детский сад

Осень

Я  в мире человек

Мой дом

Новогодний  праздник

Зима

Семья

Народная игрушка

Весна

Лето

В  разновозрастных группах

 День знаний

Осень

Мой край, моя страна, моя планета

 День народного  единства

 Мой дом

Новый год

Зима

День защитника Отечества

Международный женский день

 Народная культура и традиции

Весна

 День Победы

 До свидания, детский сад! Здравствуй, школа!

Лето

4. Сотрудничество с родителями  (праздники, досуги, развлечения, родительские собрания, конкурсы, проекты и др. формы). Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному  отношению к традициям, сохранению семейных связей.

5. Сотрудничество с социальными партнерами (например: МОУ ДО Центр культуры «Китеж» - Семейный клуб «Берегиня», экологическое и патриотическое воспитание, МКУК «Историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник «Град Китеж» проводит интересные занятия по народному календарю). Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.

 

6. Методическое обеспечение (Ознакомление с природой, Ознакомление с предметной и социальной действительностью и др.)

7. Организация РППС: в каждой группе есть уголок патриотического воспитания и в некоторых группах - модель русской избы

C:\Users\Ручеек\Desktop\Педсовет №2 Патриотич. воспитание\солнышко патр. уголок.jpgC:\Documents and Settings\Марина\Мои документы\Мои рисунки\Ручеек\P4280534.JPG

Формы организации

1. Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия, где происходит приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм;

2. Работа с семьей: знакомство с семьей, ее историей, родственниками, семейными традициям, составление родословной; с детским садом, его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися гражданами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями, проведение совместных праздников и развлечений к патриотическим датам: День матери, День Защитника Отечества, 9 мая и т.д.;

3. Проведение целевых экскурсий и прогулок к достопримечательностям села (игра – путешествие), к монументу, в музей (музейные уроки) и т.д. и наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе, посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и др.;

4. Организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно, по необходимости.  

Методы организации

      В работе по нравственно - патриотическому воспитанию используются методы:

  • Рассказ, объяснения в сочетании с показом нужных объектов и непосредственным наблюдением детей
  • Беседы с детьми
  • Использование детских художественных произведений, репродукций картин, иллюстраций (их рассматривание и обсуждение)
  • Разучивание с детьми песен,  стихов, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений
  • Знакомство детей с народным  декоративно-прикладным искусством
  • Наблюдение окружающего мира, стимулирующее детское художественное творчество
  • Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду в ближайшем для детей окружении
  • Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестное выполнение поручений, за хорошее поведение в общественных местах
  • Личный пример педагога. Мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самый сильнодействующий фактор воспитания.

Средства

Средства нравственно-патриотического воспитания дошкольников можно объединить в несколько групп:

1.Художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы можно объединить в группу художественных средств. Эта группа средств способствует эмоциональной окраске познаваемых явлений. Дети эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам. На ребенка производят сильное впечатление работы художников, изображающих мир реалистично и понятно. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей представлений и воспитании чувств.

2. Средством нравственно-патриотического воспитания дошкольников является природа родного края. Она вызывает у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи. Воздействие природы на личность детей формирует ощущение причастности, принадлежности к этому уголку Земли, и принадлежности этого уголка маленькому человеку.

3. Средством нравственно-патриотического воспитания дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания практики нравственно-патриотического поведения.

4. Особое место в группе средств отводится общению. Оно как средство нравственно-патриотического воспитания выполняет задачи корректировки представлений о нравственности и патриотизме, на основе пробуждения чувств и формирования отношений.

5. Средством нравственно-патриотического воспитания является атмосфера, в которой живет ребенок. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения. Она активизирует весь механизм нравственно-патриотического воспитания и влияет на формирования нравственных и патриотических качеств.

Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственно-патриотических качеств.

Средство становится эффективным в сочетании с адекватными формами, методами и приемами воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народные сказки как средство воспитания патриотических чувств у дошкольников

В статье раскрыта роль народных сказок в формировании патриотических чувств у дошкольников...

Воспитание патриотических чувств у дошкольников средствами дизайн - деятельности.

Докольное детство- важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств,формируются первые представления детей об окружающем мире, обществес...

Консультация для воспитателей "Народная музыка, как средство воспитания патриотических чувств у дошкольников"

Консультация для воспитателей "Народная музыка, как средство воспитания патриотических чувств у дошкольников"...

Консультация для родителей: "Народные сказки, как средство воспитания патриотических чувств у дошкольников"

Сказка - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказки - это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ....

План работы по самообразованию по теме: «Проектная деятельность, как метод воспитания патриотических чувств старших дошкольников»

План по самообразованию по теме "проектная деятельность ,как метод воспитания патриотических чувств"...

Доклад из опыта работы «Современные методы и приемы воспитания патриотических чувств у дошкольников»

Презентация https://disk.yandex.ru/edit/disk/disk%2F«Современные%20подходы%20в%20работе%20по%20патриотическому%20воспитанию».pptx?sk=y93a5d111c519b386eb0a8fad1d0ebe33...