Сообщение из опыта работы «Развитие самостоятельности и инициативы у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно – ролевой игре».
консультация (старшая группа)

Бочарова Ирина Владимировна

Информация будет полезна для воспитателей, так как игра является ведущим видом деятельности для ребенка дошкольного возраста.Перед воспитателем детского сада стоит задача - создать дружный организованный коллектив, научить детей играть.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа № 2083 ДОП «Журавушка»

                                               Подготовила:

                                                                         воспитатель 1 кв. категории

                                                                         Бочарова И.В.

Сообщение из опыта работы

 «Развитие самостоятельности и инициативы у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно – ролевой игре».

     В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него - основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития. Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними.

 Игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. В сюжетно-ролевой игре дети приобретают навыки общения, у них развиваются коммуникативные умения, которые очень важны для дальнейшего процесса социализации личности и успешного вхождения в мир.

Перед каждым воспитателем детского сада стоит задача - создать дружный организованный коллектив, научить детей играть.

В работе по развитию самостоятельности и детской инициативы определила следующие направления работы:

  1.  Создать предметно-развивающую среду, отвечающую современным требованиям и способствующую развитию самостоятельной игровой деятельности.
  2. Повысить педагогическую компетентность родителей в вопросе развития творческой инициативы в игровой деятельности детей.

В начале учебного года в группе создана пространственная предметно-развивающая среда в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, которая способствует развитию самостоятельной игровой деятельности. (фото)

При организации предметно-развивающего пространства учитываю развивающий характер игры; особенности коллектива и каждого ребёнка. В группе присутствуют все виды игр и игрушек - сюжетные, дидактические, моторные, театрализованные; игрушки для мальчиков и девочек; игрушки для совместных и самостоятельных игр; личные игрушки детей (из дома).

В процессе работы по данной теме предметно-развивающая среда пополняется и изменяется с учётом развития и становления этапов формирования игры.

Для игры «Магазин» приобрели «фрукты и овощи»«продукты питания», касса, денежные купюры. Для игры «Поликлиника» - уголок «Доктор Айболит», для игры «Дорожное движение» приобретены карточки безопасности, дорожные знаки, коврик с дорожным движением, для игры «Салон красоты» приобретены наборы парикмахера, сшиты фартучки для мастеров, для игры «Семья» приобретена бытовая техника, набор для уборки.

Созданы условия, которые предусматривают разнообразие игровой деятельности, которые помогают выявлять и развивать способности детей в любых формах образовательного процесса. (фото)

Имеется оборудование для подвижных игр. Эти центры строятся на основных принципах в соответствии с требованиями ФГОС:

- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- доступность, безопасность;

- трансформируемость пространства;

- полифункциональность материалов;

- вариативность среды.( уголки уединения)

Сюжетно-ролевые игры, являются источником формирования социального сознания ребенка и возможности развития инициативы. Повсеместно использую различные игровые приемы для формирования у детей общительности, чуткости, отзывчивости, доброты, взаимопомощи - всего того, что требуется для жизни в коллективе. В игре эффективно воспитываю умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развиваю чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Игра служит и средством воздействия на тех детей, у кого проявляются эгоизм, агрессивность, замкнутость.

К 5 годам наступает расцвет ролевой игры. Дети активно взаимодействуют в игре, объединяются в группировки. Игровые интересы устойчивы. Они могут играть часами, днями, неделями в игры с одним и тем же сюжетом, причём каждый раз сначала. Дети стали играть более уверенно, самостоятельно. Если малышами они с большим удовольствием принимали меня в игру, даже уступая мне главные роли, то теперь все главные роли они принимают на себя. Моя роль - это роль скрытого руководства. Это позволяет детям чувствовать себя взрослыми, «хозяевами» игры. В играх детей появились лидеры, которые «двигают» сюжет. Остальные соглашаются с лидером и обычно подстраиваются. Разногласия случаются крайне редко, и их они научились улаживать самостоятельно.

Игра - не только любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Игра имеет огромное значение для развития личности ребенка: принимая на себя различные роли, воссоздавая поступки людей, он проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях между людьми. Именно, в ней формируются основные новообразования, подготавливающие переход ребенка к младшему школьному возрасту.

Для того, чтобы дети с интересом играли, нужно обогатить их опытом, предоставить им достаточное количество информации. Продолжая и усложняя играть в ту или иную сюжетную игру, мы читали различную художественную литературу: стихи, рассказы, сказки, учились отгадывать загадки.

Знакомя детей с профессиями, читали произведение С.Михалкова «А что у вас?». Посещали кухню детского сада, во время прогулки наблюдали за работой дворника, сами могли находиться в кабинете врача, где их осматривали, измеряли температуру и делали прививку, приглашали папу-летчика (фото). Большинство игр отражает труд взрослых; дети подражают домашним делам мамы и бабушки, работе воспитателя, врача, учителя, шофера, летчика, космонавта. Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному для общества, утверждается стремление самим принимать в нем участие. Эти знания позволяют детям получить разносторонние знания о многообразии специальностей.

Рассматривали различные сюжетные картины, находили время и для просмотра мультипликационных фильмов (фото), играли в различные настольно-печатные игры, все это способствует формированию у детей эмоционально-мотивационных установок по отношению к себе, сверстникам, взрослым, они приобретают знания, умения и опыт, необходимый для адекватного поведения в обществе, основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками, развивается их речь: увеличивается объем словаря, развивается грамматический строй речи. Организуя игры с детьми, развиваю у них самостоятельность и самоорганизацию, формирую умение договориться о теме игры, распределять роли, наметить основное развитие сюжета, подготовить игровую обстановку.

Играя в сюжетно-ролевую игру «Полет на самолете» сидя в креслах перед взлетом, Данила, вспомнил, что нужно пристегнуть ремни, и быстро нашел замену (гибкий конструктор, который был до этого, треком для машин), стал ремнем безопасности.

Самые яркие детские впечатления о лете - это море, поэтому ребята очень любят играть в различные сюжетные игры о путешествиях.

Обмениваясь впечатлениями и рассматривая фотографии сверстников, дети получают массу положительных эмоций, рассказывают о самых ярких моментах их жизни (фото). Поэтому тема «путешествие» очень актуальна в нашей группе. Путешествия самые разные: на поезде, самолете, круизы на лайнере и т.д.

Дети нашей группы играют в сюжетно-ролевые игры знакомой тематики («Магазин»«Больница»«Парикмахерская» и пр., но при организации таких игр я учитываю особенности современной социальной жизни и поэтому у нас поменялся образ типичного магазина - это супермаркет; вместо обычной парикмахерской мы чаще встречаемся с салоном красоты с широким спектром услуг. Больница может превратиться и в кабинет стоматолога, и кабинет окулиста, педиатра, где вам измерят вес, рост, давление и проверят на педикулез, может превратиться и в санаторий, где дают только витамины и можно много гулять на свежем воздухе.

Во второй половине дня свободная игровая деятельность в нашей группе, распределяются так: мальчики больше любят мелкий и крупный строитель, идет постройка различных крепостей, замков, мостов, где мальчишки проявляют свое творчество и фантазию. (фото)

 Девочки, очень любят рисовать, разукрашивать, играть в дочки-матери (фото), ходить в гости, в магазин, в салон-парикмахерскую. Вместе с детьми, я демонстрирую собственную увлеченность игрой.

Как можно чаще хвалю и поощряю каждого ребёнка, чтобы никто из них не потерял интереса к игре. В своей работе стараюсь, чтобы каждый ребёнок само реализовывался в игре, проявил своё неповторимое творчество.

                  Взаимодействие с семьями воспитанников

Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. В целях предварительной работы просила родителей организовать семейные экскурсии: при подготовке к игре «Почта» ходили на почту, наблюдали за работой операторов, при подготовке к игре «Магазин» вместе с детьми наблюдали за работой продавцов в магазине, наблюдали за работой мастеров в салоне красоты. Постоянно проводили консультации и беседы с родителями с целью помочь им организовать полноценную жизнь ребенка в игре. Советовали при посещении магазина, парикмахерской, детской консультации обращать внимание детей на положительные, добрые взаимоотношения людей этих профессий, на результат их труда. Родители принимают активное участие в жизни детского коллектива: оказывают посильную помощь в сборе макулатуры, расчистке участка от снега. Изготавливали атрибуты для игр (якорь, штурвал), строили и вешали скворечники, тем самым подавая личный пример для детей. (фото)

Для родительского уголка мною оформлены консультации:

«Играйте вместе с детьми»

«Игры, которые можно провести дома»

«Воспитание дружеских отношений в семье».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх

Формирование взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх...

Консультация для воспитателей по методике формирования взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.

В старшую группу дети приходят с определенным запасом игровых навыков: умеют строить план-сюжет, распределять роли, применяя считалочки, самостоятельно подготавливать обстановку для игры. Уже ни у ког...

Воспитание познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре»

Понятие «познавательная активность» сегодня, безусловно, относится к числу наиболее распространенных характеристик не просто познавательной деятельности, а всей деятельности, характерной для современн...

"Воспитание самостоятельности и творчества детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре"

Важно подготовить детей к сюжетно-ролевым играм. Дать правильно информацию о профессиях, используемых инструментах, выполняемые действия....

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « Развитие коммуникативных навык детей старшего дошкольного возраста через сюжетно- ролевую игру»

В старшем дошкольном возрасте ведущей потребностью общения становится стремление ребенка к взаимопомощи и сопереживанию со стороны взрослого. Дошкольник очень остро реагирует на отрицательные оценки и...

Формирования этики и культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх (из опыта работы)

Предлагаем материал из опыта работы по теме "Формирования этики и культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх"...