Организация культурных практик в младшем дошкольном возрасте
методическая разработка

Галинская Вера Андреевна

 Данный материал поможет педагогам понять, что такое культурные практики, как их организовывать, что они развивают у дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление по теме «Организация культурных практик

в младшем дошкольном возрасте»

Подготовила

старший воспитатель

МБДОУ ЦРР – детский сад № 37

Галинская В.А.

1. Приветствие.

Хотелось бы сначала увидеть, как далеко или близко к вам понятие «культурные практики». Давайте это покажем, например, если вы уже усвоили, что это такое и успешно практикуете  культурные практики, то помашите мне двумя руками, если вы слышали или  уже познакомились с ними, но еще не до конца понимаете, как с ними работать или претворять в жизнь, то  помашите одной рукой, а если для вас это понятие очень далеко и туманно, то вообще не машем.

Сформулируйте понятие «культурная практика» своими словами. Зачем нужны культурные практики?  (ответы) Попробуем сегодня разобраться в данной теме, а также сделаем акцент на культурных практиках с детьми младшего дошкольного возраста.

2. Организация культурных практик в ДОО

В тексте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее — ФГОС ДО) впервые появился термин, который ранее не использовался в советской дошкольной педагогике. В пункте 2.11.2 указывается, что в содержательном разделе образовательной программы дошкольных образовательных организаций должны быть представлены «особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик». Введение нового термина заставило задуматься о том, что такое культурные практики, и что нового они внесут в дошкольное образование.
Необходимо отметить, что однозначно единой трактовки термина «культурные практики» не существует. За основу мы возьмем определение Н.М. Крыловой, автора образовательной программы дошкольного образования «Детский сад — дом радости», которая еще в 2000 году начала работать над культурной составляющей дошкольного образования в России.

Наталья Михайловна определяет культурные практики как «разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта». Культурные практики — это ситуативное, самостоятельное, инициируемое взрослым или ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных видах деятельности. На основе культурных практик у ребенка формируются его привычки, пристрастия, интересы и любимые занятия, обогащается опыт общения со взрослыми, сверстниками, младшими детьми, приобретается собственный нравственный и эмоциональный опыт. От того, что именно будет практиковать ребенок, зависит его характер, система ценностей, стиль жизни.

При развитой системе культурных практик ребенку необходимо не столько воспитание, сколько педагогическая поддержка, сотрудничество, общий душевный настрой взрослого и ребенка, их взаимное доверие, озабоченность общим делом или интересом.

Культура выступает частью образовательного процесса, так как определяет формирование базовой культуры личности ребенка дошкольного возраста.

Давайте рассмотрим  составляющие компоненты культурных практик детства.

Параметр развития

Ранний возраст
(от 1 до 3 лет)

Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет)

Формирование
базовой культуры личности

Культура общения социальных отношений

Нравственная  культура

Культура познания

Физическая культура

Культура деятельности

Эстетическая культура

Экологическая культура

Данные компоненты могут присутствовать в различных видах детской деятельности и формировать определенный опыт развития ребенка-дошкольника как субъекта воспитательно-образовательного процесса, а именно активно проявляющего себя в разных видах деятельности (общение, игра, труд и т.д.) и способного самостоятельно реализовывать свою деятельность во всей ее полноте.

Как вы думаете, какая ведущая культурная практика  присуща дошкольникам?

В качестве ведущей культурной практики выступает игровая практика, позволяющая создать событийное пространство образовательной деятельности детей и взрослых.

Давайте рассмотрим формы культурных практик в соответствии с основными видами деятельности:

 1. Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры и т.д.) Цель: обогащение содержания творческих игр, освоение детьми игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры. Например, с.р. игры: «Семья», «Ждем гостей», «В гости к Кате», «День рождения» «Дочки – матери». «У бабушки в деревне».

2. Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта. Цель: формирование умения разрешать проблемные ситуации близкие для детей дошкольного возраста.

Примеры: «Откуда пришла к нам дымковская игрушка», «Как нужно обращаться с глиняной игрушкой», «Если мама устала», «Я люблю бывать с мамой и папой…», «Русские народные игрушки», «Веселая ярмарка»,  «Почему нужно умываться по утрам», «Как мы провели выходной день».

 3. Творческие мастерские. Цель: создание условий для использования и применения знаний и умений детьми на практике, развитие творческих способностей и т.д. Обязательное условие – результат. Например: «Укрась платьице кукле», «Украсим полоску флажками», «Укрась салфеточку», «Большой дом», изготовление коллажа «Осень золотая», оформление  коллекций «Коллекция ткани», «Коллекция фантиков от конфет», мини музей «Киндер сюрприз», «Коллекция пуговиц» и др.

4. Музыкально-театральные и литературные гостиные. Цель: создание условий для творческой деятельности детей и свободного общения воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале.

 5. Сенсорные и интеллектуальные тренинги - это система заданий, преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, систематизировать по какому-либо признаку и пр.). Цель: развитие логического мышления, памяти, внимания, восприятия. Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи. И/у «Слышим, видим, нюхаем», «Волшебный мешочек», «Сложи узор». «Игры с прищепками», д/и «Где звенит колокольчик», «Паззлы по сказкам», викторина «Умницы и Умники», вечер занимательной математики.

6. Экспериментирование.  Цель: создание условий для опытнической деятельности детей. Например, опыты с водой: «Как вытолкнуть воду», «Чем пахнет вода», «Есть ли у воды вкус и запах».

7. Детский досуг, например: развлечение «Развеселая матрешка», развлечение «День матери» и др.

8. Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность Формы проведения:

- хозяйственно-бытовой труд,

- труд в природе.

Например: уборка игрушек; дети помогают накрывать на стол; готовить материал к занятиям; с помощью взрослого поливать цветы; уборка на веранде, уборка мусора на участке; сбор шишек и листьев; сгребание песка в песочнице, уборка снега и т.д.

В результате  реализации культурных практик происходит формирование универсальных умений ребенка: готовность и способность ребенка действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности на основе культурных норм, которые выражают:
— содержание, качество и направленность его действий и поступков;
— индивидуальные особенности (оригинальность и уникальность) его действий;
— принятие и освоение культурных норм сообщества, к которому принадлежит ребенок;
— принятие общезначимых (общечеловеческих) культурных образцов деятельности и поведения.

При реализации культурных практик может быть создана ситуация успеха в организации совместной и затем самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста. Основная роль здесь принадлежит взрослому в ходе партнерской деятельности.

Создание ситуации успеха в ходе реализации культурных практик

1

Состояние страха

«Ничего страшного. . ..Бывает, что люди боятся...»

2

Скрытая инструкция

«Ты же помнишь, что ...»

3

Авансирование

«У тебя получится...»

4

Персональная исключительность

«Только у тебя и может получиться...»

5

Усиление мотивации

«Нам это так нужно для...»

6

Высокая оценка детали

«Вот эта часть у тебя замечательна!»

3. Организация культурных практик в младшем дошкольном возрасте

Культурные практики человека начинают складываться в раннем возрасте в процессе содержательного и эмоционально комфортного взаимодействия с близкими взрослыми, затем обогащаются — постепенно и постоянно — в процессе самостоятельной деятельности. Для расширения культурных практик ребенка значимы такие виды и формы активности как: свободное манипулирование различными предметами и материалами, наблюдения и опыты, экспериментирование, собственные пробы и ошибки, поиск и выбор, спонтанное изобразительное творчество (рисование, лепка, моделирование, коллажирование), конструирование из разных материалов, исследование, фантазирование, сочинительство, театральные игры и мн. др.

Поскольку основной культурной практикой признана игровая, важно определить показатели проявления самостоятельности и инициативы ребенка 3-4 лет: 

- присутствуют игровые мотивы,

 - хочет действовать как взрослый,

- использует полученные системные знания об окружающем мире в собственной и коллективной игре,

- умеет отобрать необходимые игрушки.

Все это присуще не каждому ребенку (разобрать разные варианты роли педагога, при несформированности 1 и 3 показателей)

Можно привести примеры игровых практик, в которых может реализоваться не только самостоятельная деятельность, но и совместная деятельность ребенка и взрослого.  Например:

Игровая культурная практика – сюжетно-ролевая игра «Путешествие»

Проблемная ситуация

Атрибуты для игры

Совместная деятельность воспитателя и детей

Самостоятельная деятельность детей

Мишка пригласил детей в гости, но живет он далеко, как добраться до Мишки?

Крупные модули, руль, сумка с длинной ручкой, билетики, атрибуты ряжения

Педагог помогает построить из модулей автобус, роль кондуктора берет на себя, дети пассажиры

Дети строят автобус, выбирают себе наряды, аксессуары, выбирают подарки для Мишки, едут в автобусе, общаются.

Теперь предлагаю вам привести примеры игровой культурной практики, заполнив предложенные таблички и объединившись в небольшие группы (время заполнения 5-7 мин., выступлений 5-7 мин.). При затруднении напомнить про  совместные игры воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры и т.д.)

Игровая культурная практика – сюжетно-ролевая игра «_____________________________________»

Проблемная ситуация

Атрибуты для игры

Совместная деятельность воспитателя и детей

Самостоятельная деятельность детей

Культурные практики могут реализоваться в первой и второй половине дня. Мы все их реализуем в рамках календарного планирования, это для вас не ново. Вот примерное планирование на неделю.

День недели

время

Планирование  (младший, средний возраст)

Понедельник

1-я половина дня

Изобразительная деятельность «Солнышко лучистое»; рассматривание иллюстраций к сказкам

2-я половина дня

Свободные игры на развитие сенсорных эталонов по выбору детей; мастерская добрых дел

Вторник

1-я половина дня

Наблюдение на прогулке за дождевым червем, выполнение миниисследовательских заданий

2-я половина дня

Конструктивная деятельность «Домики для трех поросят»; игровая ситуация «Маша пошла в магазин»

Среда

1-я половина дня

Продуктивная деятельность лепка «Улитка»; конструирование гаражей;

2-я половина дня

Веселые физкультминутки, зарядка для хвоста; самостоятельная трудовая деятельность на участке (сбор листьев)

Четверг

1-я половина дня

Игры и хороводы. Выполнение игровых действий в соответствии с характером песен; собирание паззла

2-я половина дня

Сюжетно-ролевые игры «Едем в автобусе», «Парикмахерская»; игра на музыкальных инструментах

Пятница

1-я половина дня

Игровая деятельность в центрах активности; пальчиковый театр «Колобок»

2-я половина дня

Вечер развлечений «В гостях у бабушки Загадушки»; пластические этюды «Кто живет в лесу?»

Важным аспектом будут выступать условия организации и проведения культурных практик:

 1.Осознанная мотивация педагогов.

 2. Понимание педагогом особенностей организации самостоятельной детской деятельности (ее структуры, способов поддержки детского интереса и т.д)

3.Готовность педагога организовать содержание деятельности.

4. Компетенция педагога в области культурной практики.

5. Способность педагога организовать предметно – пространственную среду для развития у детей желания и интереса действовать самостоятельно.

6.Умение отбирать оптимальное оборудование для самостоятельного действования в выбранном направлении.

7. Способность педагога создавать интригующее начало, проблемную ситуацию для «запуска» культурной практики.

 8. Способность педагога вычленять способности и интересы ребенка

9. Способность педагога поддерживать и развивать интерес к детской культурной практике

10. Сочетать темы и формы культурной практики с темами и сюжетами образовательной деятельности и сюжетно – ролевых игр.

Теперь мы можем ответить на вопрос «Зачем нужны культурные практики?» Кто ответит?  Также культурные практики детства являются мощным инструментом для развития инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, а также формирования предпосылок к учебной деятельности. С помощью культурных практик мы реализуем целевые ориентиры на этапе завершения первой ступени общего образования. Таким образом, культурные практики напрямую решают задачи социализации.

4. Мастер-класс для педагогов воспитателя 2 младшей группы Вороновой В.А. «Культурная практика «В гостях у Сказки»   Цель: развитие коммуникативных навыков детей.

5. Мастер-класс для педагогов воспитателя 2 младшей группы Коршуновой К.М. «Культурная практика «Мастерская маленьких волшебников». Цель: сделать своими руками подарок маме к Дню матери, порадовать ее.

6. Видеозапись «Игры ТРИЗ-технологии с детьми младшего дошкольного возраста  в рамках культурной практики «Познавай-ка» Воспитатель Сидоренко С.Н.

7. Рефлексия. Вернемся к нашему первому вопросу, как далеко или близко к вам стало понятие «культурная практика»?  Покажите по той же схеме. Какие трудности вы видите в организации и проведении культурных практик в своей педагогической работе?

Спасибо за внимание. Желаю удачи!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация культурно – досуговой деятельности детей дошкольного возраста

Культурно – досуговая деятельность детей – это специфическая, практически основная сфера социальной жизни детского сада, которая создает внешние и внутренние условия для освоения социокуль...

консультация для педагогов «Деятельностный подход педагога к организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации»

Деятельностный подход - Субъектно ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. ...

Методическое сопровождение педагогов в организации культурных практик детей старшего дошкольного возраста

Современные процессы модернизации образования выдвигают первый план формальную принадлежность к профессии, занимаемую им активную позицию, личное отношение педагогическому труду. в развитии обр...

Доклад "Технологии культурных практик с детьми дошкольного возраста"

Доклад "Технологии культурных практик с детьми дошкольного возраста"...

Консультация для воспитателей "Особенности организации культурно-досуговой деятельности детей дошкольного возраста"

В данной консультации рассказывается о важности правильно организованного досуга, и о последствиях которые могут быть если упустить данную деятельность. Раскрываются принципы досуговой деятельности....

Организация культурно – досуговой деятельности детей дошкольного возраста

Культурно – досуговая деятельность детей – это специфическая, практически основная сфера социальной жизни детского сада, которая создает внешние и внутренние условия для освоения социокуль...

"Организация культурных практик с детьми дошкольного возраста"

Методические рекомендации «Организация культурных практик в дошкольном образовательной организации»...