«Использование современных образовательных технологий в решении задач познавательного развития дошкольников»
проект (младшая группа)

Рената Матвеева
  • Дошкольный период характеризуется интенсивным развитием познавательной сферы ребенка.

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования используются три термина: «познавательные интересы»,  «познавательные действия» и «познавательное развитие».

  • Познавательный интерес – это когда ребенок познает новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, желание вникнуть в их сущность.
  • Познавательные действия – это где дети получают новые знания, умения и навыки. При этом расширяет знания и кругозор.
  • Познавательное развитие – направленное на умственное развитие ребенка.

Технология – это знания, получаемые в деле, мастерстве и искусстве.

Ученные Бордовских  Н.В. и Реан А.А. предлагают  свою классификацию образовательных технологий.

Фридрих Фрёбель говорил «Игра порождает радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя, мир с миром».

Реализация игровых технологий опирается на следующие положения:

 - игра стимулирует познавательную активность детей, «провоцирует» их самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы, проблемные ситуации, противоречия;
- в игре позиция взрослого и ребёнка равнозначна и выстраивается на паритетных началах, что обусловлено характером игровых взаимоотношений;
- игра позволяет актуализировать жизненный опыт детей, включая их обыденные представления о чём-либо;
- игровой процесс носит импровизационный и вариативный характер, не может быть детально спрогнозирован, поэтому требует от педагога гибкости мышления и готовности вместе с детьми проходить образовательный путь;
- в игре цель обучения смещается с содержания предмета на методы принципы и способы мышления;
- игровые технологии создают широкие возможности для осмысленного
освоения ценности  культуры.

Игра  - обучает дошкольников различным действиям с предметами, способами и средствами общения.

  • Игровые технологии, которые я использую в своей работе для познавательного развития:

Игры занятия с блоками Дьенеша.

Образовательная технология интенсивного развития интеллектуальных способностей В.В. Воскобовича: Геоконт,  кораблик Воскобовича, волшебный квадрат, лепестки Воскобовича.

  Но подробней хотелось  бы остановиться на Образовательных технологиях развивающих игр Б.П. Никитина. Считаю их очень эффективными и интересными.

    Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т.д. Задание расположены от простого к сложному Уровней сложности  несколько: от доступных двух - трехлетнему до непосильных для среднего взрослого, поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет. А постепенное возрастание трудности задач позволяет ребенку совершенствоваться самостоятельно, то есть развивать творческие способности.

Б.П. Никитин предлагает развивающие игры

Игра «Сложи узор». В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности.

  Самые простые узоры – из 4-х кубиков с одноцветными гранями, постепенно усложняют, переходя к 2-х цветным граням. Переход к 2-х цветным граням – резкий скачок в уровне сложности.

  Способ игры зависит от возраста и уровня развития ребенка. Детям младшего возраста нравится копировать, делать так же, как старшие.

   Первое и важное, что надо помнить, прежде чем начинать игру, как вы достали кубик из коробки. Это обязательно отложится в голове у ребенка. Можно 3-4-х летнему ребенку уже в коробке выложить узор, какой ему предстоит складывать.

   Игра «Уникуб». Одна из целей игры помочь ребенку понять трехмерное пространство.

   Игра способствует развитию внимания, усидчивость, учит анализу и синтезу. «Уникуб» может увлекать детей 2-15 лет. Задания в «Уникубе» весьма трудны и требую больших затрат времени и сил, поэтому надо рассчитывать умственные и физические возможности ребенка.

    Игра «Сложи квадрат» способствует развитию восприятия формы. Игра имеет несколько уровней сложности в зависимости от количества частей квадрата.

   1 уровень – квадрат состоит из 2-3 частей для детей до 4-х лет;

   2 уровень – квадрат состоит из 3-5 частей для детей до 5 лет;

   3 уровень – квадрат состоит из 4-7 частей для детей до 7 лет.

    Каждый квадрат – это маленькая головоломка. Из его кусочков можно моделировать различные предметы и образы. Например: самолет, дом, машину, птицу и т.д. Дети 3-4 лет могут составить предметы вместе с взрослым, а дети постарше могут пофантазировать самостоятельно.

 Вывод:

Игровые технологии, развивает, формирует детскую индивидуальность. Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentacija_sg68k.pptx1.62 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование современных образовательных технологий в решении задач познавательного развития детей младшего дошкольного возраста Матвеева Рената Жихоевна воспитатель первой квалификационной категории МКДОУ д/с № 16 «Колокольчик»

Слайд 2

• Познавательные интересы - это стремление ребёнка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения. • Познавательные действия - это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора. Кроме вопросов, которые тоже являются проявлением познавательных действий, сюда включаются исследовательско-экспериментальные действия, при помощи которых ребёнок сам добывает нужные ему сведения о мире. • Познавательное развитие — это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности.

Слайд 3

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).

Слайд 4

Классификация образовательных технологий учёных Н.В. Бордовской и А.А. Реан : - задачные, - игровые , - компьютерные , - диалоговые , - тренинговые

Слайд 5

«Игра порождает радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя, мир с миром» Фридрих Фрёбель Игра-ведущая деятельность в дошкольном возрасте, определяющая психическое развитие ребенка.

Слайд 6

Реализация игровых технологий опирается на следующие положения: - игра стимулирует познавательную активность детей, «провоцирует» их самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы, проблемные ситуации, противоречия; - в игре позиция взрослого и ребёнка равнозначна и выстраивается на паритетных началах, что обусловлено характером игровых взаимоотношений; - игра позволяет актуализировать жизненный опыт детей, включая их обыденные представления о чём-либо; - игровой процесс носит импровизационный и вариативный характер, не может быть детально спрогнозирован, поэтому требует от педагога гибкости мышления и готовности вместе с детьми проходить образовательный путь; - в игре цель обучения смещается с содержания предмета на методы принципы и способы мышления; - игровые технологии создают широкие возможности для осмысленного освоения ценности культуры.

Слайд 7

Игры занятия с блоками Дьенеша

Слайд 8

Педагогическая технология интенсивного развития интеллектуальных способностей В.В.Воскобович .

Слайд 9

« Геоконт » Уникальный «резиночный» конструктор для детей. Игра дает возможность для: 1.практически неограниченного силуэтного конструирования на плоскости 2. учит работать с координатной сеткой 3. тренирует мелкую моторику и кисти и пальцев 4. а также воображение и логику.

Слайд 10

"Кораблик" Воскобовича Играя с "Корабликом" Воскобовича , ребенок легко осваивает счет в пределах 100. С "Корабликом" ребенок легко ориентируется в таких понятиях, как количественный и порядковый счет. Кроме того, ребенок легко, как бы попутно и между делом закрепит понятия о цвете и высоте предметов, об их пространственных отношениях, познакомится с понятием "условность" с помощью "условной мерки" в виде флажка. С помощью мачт "Кораблика" ребенок получит не абстрактное, а образное представление о счете десятками и о составе числа.

Слайд 11

Волшебный квадрат Квадрат этот бывает двух- и четырехцветным и представляет собой 32 пластиковых треугольника, наклеенных на гибкую поверхность (ткань) в определенном порядке. Между ними есть небольшое пространство, благодаря которому игрушка может сгибаться, формируя плоские и объемные фигуры различной сложности . Развивают мелкую моторику рук, пространственное мышление, сенсорные способности, мыслительные процессы, умение конструировать, творчество.

Слайд 12

"Лепестки" Воскобовича Эта игра для лучшего усвоения детьми такого понятия, как цвет. Игра "Лепестки" представляет собой набор из 8 разноцветных "лепестков": 7 цветов радуги + 1 белый. С помощью специальной контактной ленты, лепесточки, словно "репейник", крепятся на игровое поле из ковролина . Игра "Лепестки" Воскобовича развивает цветовое и пространственное восприятие ребенка, а также формирует навык осмысленного выражения в речи пространственных понятий: "над", "под", "между", "рядом", "слева", "справа". И не только. "Лепестки" можно использовать и для развития навыков счета (отсчитать нужное количество, определить порядковый номер и т.п.).

Слайд 13

Педагогическая технология развивающих игр Б.П.Никитина

Слайд 14

СЛОЖИ УЗОР Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены по-разному в 4 цвета. В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию, необходимая для конструкторской работы.

Слайд 15

« Уникуб » Игра состоит из 27 кубиков, окрашенных в три цвета - синий, желтый и красный. Игра помогает ребенку понять трехмерное пространство, основы проектирования и черчения. Способствует развитию внимания, усидчивости, учит анализу и синтезу.

Слайд 16

«Сложи квадрат» Способствует развитию восприятия формы. Развивает: Основные навыки геометрии ощущение форм, воображение и т.д.

Слайд 17

Вывод: Игровые технологии, если их использовать в системе и целенаправленно, способствуют формированию мыслительных операций, развитию психических процессов, обеспечивают развитие активности, самостоятельности творческих сил, формируют детскую индивидуальность.

Слайд 18

Спасибо за внимание! МКДОУ д/с № 16 «Колокольчик»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современнх образовательных технологий в решении задач нраственно-патриотического воспитания дошкольников

Пердставление опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...

Использование современных образовательных технологий для развития связной речи дошкольников

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования "Речевое развитие" выделена как основная образовательная область. Речь является основанием для развития всех о...

Консультация для педагогов "Использование современных образовательных технологий для развития мыслительных операций дошкольников дошкольников"

Консультация для педагогов "Использование современных образовательных технологий для развития мыслительных операций дошкольников дошкольников"...

План работы по самообразованию инструктора по физической культуре Водолазской Оксаны Александровны. На тему:Использование современных фитнес-технологий при решении задач физического развития и формирования представлений о ЗОЖ дошкольников в рамках ре

Цель: охрана и укрепление здоровья детей, повышение сопротивляемости организма ребёнка посредством внедрения   фитнес- технологий в физкультурные занятия на этапе реализации ФГОС ДО. За...

Использование современных образовательных технологий на логопедическом занятии с дошкольниками

Использование современных образовательных технологий на логопедических занятиях в детском саду: мнемотехника, песочная терапия, биоэнергопластика, глазодвигательная гимнастика, динамические паузы, рел...