Мастер-класс «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму»
методическая разработка (младшая группа)

Маликова Виктория Евгеньевна

 (Педагогическое сопровождение в сюжетно-ролевой игре детей раннего возраста)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_gorodishche.docx21.23 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму»

(Педагогическое сопровождение в сюжетно-ролевой игре детей раннего возраста)

Вступительное слово. Полноценное развитие игры дошкольника во многом зависит от того, насколько успешно проходит ее освоение в период раннего возраста. К трем годам у детей необходимо сформировать азы сюжетной игры – умение осуществлять разнообразные условные игровые действия.

В раннем возрасте «доигровом» периоде развития ребенка, когда сюжетно-ролевая игра, которая станет ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, только зарождается, поэтому большое внимание необходимо уделять созданию игровых ситуаций для сюжетных игр детей к принятию роли.

Начиная работу по формированию сюжетной игры, необходимо ориентироваться не только на возраст ребенка, но и на имеющийся игровой опыт.

Формирование сюжета игры должно осуществляться на фоне постоянной (на протяжении всего года) организации условий для элементарного предметного взаимодействия детей друг с другом.

Изначально в сюжетно-ролевой игре взрослый в качестве партнера – ролевое парное взаимодействие. Взрослый берет основную роль, ребенок в дополнительной роли. К концу 3 годам ребенок начинает брать на себя роль, действовать в воображаемой ситуации, интенсивно развивается самосознание.

К трем годам у детей сформируются зачатки сюжетно-ролевой игры, к основным показателям которой можно отнести:

        Сочетание настоящих целей и ненастоящих способов их достижения. Ребенок ставит перед собой в игре обычные, реальные цели, характерные для взрослого (сварить суп, искупать малыша), но не может их реализовать. Воспитатель должен показать ему необходимые способы и средства их достижения: например, «сварить суп» из мозаики;

  • Использование детьми в игре предметы-заместители и совершать действия «понарошку», например, съесть «пирог», который приготовили.
  • Использование детьми «общение в воображаемой ситуации».
  • Принятие ребенком роли в воображаемой ситуации, на основе подражания действиям взрослых.

Нами разработана картотека сюжетно-ролевых игр и игровых ситуаций, направленных на формирование у дошкольников культурно-гигиенических и трудовых навыков.

Одну из них мы вам сейчас продемонстрируем.

Программное содержание: 

  • Организовать применение детьми знаний о необходимости содержание в чистоте лица, рук, о назначении предметов личной гигиены (мыло, полотенце, расческа).
  • Продолжать формировать культурно-гигиенические навыки.
  • Продолжать учить и понимать задаваемые вопросы, отвечать на них в игровой ситуации.
  • Активизировать в речи детей соответствующую лексику.
  • Развивать эмоциональную отзывчивость, интерес к совместным действиям с воспитателем.

Материал: кукла, кровать для куклы, игрушка (лиса), коробочка с предметами - мыло, полотенце, расческа, игрушечный таз с водой.

Предварительная работа: рассматривание сюжетных картинок «Мама купает ребенка», чтение потешки «Водичка, водичка».

Ход игры- занятия

Воспитатель привлекает внимание детей, подойдя к оформленной «комнате» для куклы: на кровати лежит кукла, спит.

Воспитатель читает:

Кто, кто в этой комнате живет?

Кто вместе с солнышком встает?

Это Катенька проснулась,

С боку на бок повернулась

И, откинув одеяло,

Вдруг сама на ножки встала.

Потянулась Катенька к зеркалу рукой,

Удивилась Катенька:

Кто же там такой?

Воспитатель обращает внимание детей на Катеньку. Какая она? (грязная, неумытая, некрасивая)

Проблемная ситуация.

Воспитатель спрашивает детей: Знаете, что произошло с Катей?

Не дружит наша Катенька с водой и мылом, не дружит с расческой. Поэтому все эти вещи обиделись и ушли в лес.

Посмотрите: Катенька заплакала. Ей стало обидно.

Дети, вам жалко Катеньку? Давайте ее пожалеем.

Детям предоставляется возможность пожалеть куклу, сказать ей добрые слова, погладить, обнять.

Воспитатель: плачет Катя? Как же её нам утешить? Давайте поможем Катеньке найти пропавшие вещи и подружиться с ними. Пойдёмте искать.

Проводится с детьми игровое упражнение «Дружно шагаем».

Воспитатель предлагает детям построится в колонну по одному. Организуется ходьба по кругу.

Солнечным погожим днем

Мы с друзьями в лес пойдем.

Мы с друзьями в лес пойдем,

Не спешим, не отстаем.

Воспитатель: посмотрите, кто сидит под деревом? Ответ детей: лисичка.

Воспитатель:  лисичка – рыжая сестричка. У неё Катины полотенце и мыло.

Дети здороваются с лисичкой.

Воспитатель предлагает детям попросить Катины вещи. Дети просят у лисички вещи (выслушиваются варианты просьб вернуть вещи)

Лиса: не зря вещи убежали от Кати. Наверное, не знает, для чего они нужны.

Беседа «Для чего нужны предметы?»

Воспитатель предлагает детям назвать предметы, которые держит лиса (мыло, полотенце, расческа), рассказать для чего они нужны, показать при помощи движений: имитирование мытье лица, ушей, шеи, живота, рук, затем как вытираются полотенцем. Детям нужно правильно назвать показывать части тела, точно выполнять действия. Далее дети имитируют расчесывание волос.

Лиса возвращает вещи детям – полотенце, мыло, расческу.

Воспитатель: полотенце, мыло и расческа у нас есть. Как вы думаете, чем мы можем помочь Кате? (ответы детей).

- правильно, мы можем научить Катю умываться. Но сначала нам нужно выйти из леса и вернуться к Кате.

Воспитатель предлагает детям построится в колонну по одному. Организуется ходьба по кругу.

Солнечным погожим днем

Вместе к Катеньке пойдем.

Вместе к Катеньке пойдем,

Не спешим, не отстаем.

Упражнение «Наша Катя умывается»

Один ребенок умывает куклу, другой вытирает полотенцем, все дети сопровождают действия рассказыванием потешки «Водичка, водичка»

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блистели,

Чтобы  щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Одному из детей предлагается расчесать куклу приговаривая:

Чешу, чешу волосоньки,

Расчесываю косоньки.

Что я делаю расческой?

Кате делаю прическу.

Для того, чтобы игра, возникнув, перешла на более высокий этап развития, необходимо её грамотно организовать.

Для воспитателя  и родителя руководство игрой является одним из наиболее сложных аспектов. Он должен уметь руководить игрой, исходя из возможностей ребёнка, не подавляя его интересов и инициативы.

Зачастую взрослый даёт конкретный образец действия, игра схематична и похожа друг на друга. Чтобы этого избежать, можно использовать следующие приёмы:  

А теперь представьте себя  ребёнком.

1 этап. Прямая инструкция.

Демонстрация приёма

Атрибуты: таз, коробочка – предмет-заместитель мыла, утюг.

Таня,  возьми и постирай кукле платье. Как будем стирать? Сними его, натри мыльцем, постирай, повесь на верёвку сушить, а затем погладь. Ах, Танечка, какая ты умница! Какая теперь кукла чистая и нарядная!

Рефлексия

Вы чувствовали самостоятельность сейчас? Нет, вы выполняли чёткую инструкцию, алгоритм действий.

Анализ ситуации

Итак, это было прямое руководство действиями, инструкция, которая раскрывает способ действия. Прямые инструкции подходят на начальном этапе работы с детьми.

2 этап. Косвенная инструкция.

Демонстрация приёма

Атрибуты: таз, коробочка – предмет-заместитель мыла, кубик – предмет-заместитель утюга.

Танечка, посмотри на куклу. «Ах ты,  девочка чумазая, где ты платье так измазала?» Как же помочь нашей кукле? Скорее помогай, а то скоро ужин! Мама придёт в садик, а она у нас грязная. Танечка, а что будет утюгом? Какая хорошая девочка!

Рефлексия

-А сейчас выполняли вы четкую инструкцию? Нет.

-В какой ситуации вы были (чувствовали) себя более самостоятельными?

Анализ ситуации

Итак, это было косвенное руководство: использование художественного слова для привлечения внимания. Тем самым я спровоцировала на действия ребёнка.

3 этап. Проблемная ситуация.

Демонстрация приёма

Кукла плачет и не хочет идти в садик. Почему? Что случилось?

Рефлексия

-Вы выполняли какую-либо инструкцию? Нет. Я поставила проблему.

-А раскрывался ли способ действия? Нет. Ребёнок сам выбирал способ действия.

Таким образом, это были приёмы руководства сюжетно-ролевой игрой с использованием проблемных ситуаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки для родителей «Скажи мне – и я забуду, напиши мне – и я запомню», «Что должен знать ребенок 5-6 лет, посещающий детский сад»

Общие рекомендации• Прием детей осуществляется с 7.00 до 8.00 ежедневно, кроме выходных и праздничных дней. Своевременный приход в детский сад - необходимое условие правильной организации воспитательн...

Мастер-класс «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму»

Школа обмена опытом "Формирование навыков самообслуживания и трудолюбия посредством целенаправленности и саморегуляции собственных действий через сюжетно-ролевые игры в группе раннего возраста&qu...

«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». 

Экспериментальная деятельность дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды....

РАССКАЖИ – И Я ЗАБУДУ, ПОКАЖИ – И Я ЗАПОМНЮ, ДАЙ ПОПРОБОВАТЬ – И Я ПОЙМУ

Экспериментирование – это самостоятельная деятельность дошкольников, возникающая в раннем возрасте и интенсивно развивающаяся на протяжении всего дошкольного детства. Это деятельность, которая п...