Статья на тему "Роль музыки в духовно-нравственном воспитании дошкольников"
статья

Сызранова Марина Эммануиловна

В настоящее время проблеме духовно-нравственного воспитания уделяется пристальное внимание. Это подчеркивается и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, где среди важнейших принципов определен принцип построения образовательного процесса в дошкольной организации на основе духовно-нравственных и отмечается необходимость воспитания у дошкольников любви к своему краю и Отечеству, родному языку, своему народу, его культуре и народным традициям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syzranova_marina_emmanuilovna.docx19.75 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сызранова Марина Эммануиловна,

музыкальный руководитель,

МАДОУ детский сад № 1г. Лысково Нижегородская область

Статья на тему:

«Роль музыки в системе духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Родина, Отечество…В корнях этих слов близкие, дорогие каждому образы: мать и отец, родные места, речь, музыка, история…

Музыкальное искусство в педагогике является важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка, особенно это касается дошкольного возраста. Ввести маленьких детей в прекрасный мир музыки, воспитывая на ее основе добрые чувства, прививая нравственные качества – какая это благодарная и вместе с тем важная задача!

В настоящее время проблеме духовно-нравственного воспитания уделяется пристальное внимание. Это подчеркивается и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, где среди важнейших принципов определен принцип построения образовательного процесса в дошкольной организации на основе духовно-нравственных и отмечается необходимость воспитания у дошкольников любви к своему краю и Отечеству, родному языку, своему народу, его культуре и народным традициям.

Из всех видов искусства именно музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Музыка развивает не только разум, она развивает и облагораживает чувства, и задача музыкального руководителя - средствами искусства научить мыслить, чувствовать, сопереживать, развивать не только интеллект, но и душу ребенка.

При планировании музыкального воспитания мы продумываем создание условий, используем разнообразные методы и приёмы в музыкально-игровой деятельности, организуем тесное взаимодействие педагогов, детей и родителей.

В нашем ДОУ разработан целый комплекс мероприятий, способствующих

воспитанию у старших дошкольников нравственно-патриотических чувств (любовь к родной земле, неравнодушие к окружающим людям, забота о людях, живущих рядом), гражданской активности, развитию музыкально-художественных и творческих задатков.

Именно в дошкольном возрасте формируются задатки нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо», воспитание потребности в «красивом», которая определяет весь строй духовной жизни ребенка, его взаимоотношения в коллективе. Потребность в «красивом» утверждает моральную красоту, рождая непримиримость ко всему пошлому, уродливому. «Держа в руках скрипку, человек не способен совершить «плохого», - гласит старинная мудрость.

Нравственное воспитание средствами музыкального искусства состоит в том, чтобы научить детей сопереживать музыке, развить способность переживать чужие радости, чувствовать чужую боль, воспитывать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей.

В ходе образовательной деятельности детям рассказывается о значимости таких понятий как: семья, родной дом, большая и малая родина, родной язык, народные православные традиции и обычаи. В увлекательной и доступной форме детям передаются сведения о духовных наставниках народа, богатырях, героях и других людях, которыми гордится Отечество.

Музыкальный материал данных занятий включает малые формы детского фольклора, народные песни и танцы, игры, произведения русских композиторов и поэтов, стихи и песни современных авторов, танцы и игры, музыкальные произведения, рекомендованные типовой программой воспитания и обучения в ДОУ.

Правильный подбор музыкального и песенного материала способствует воспитанию у детей чувств патриотизма, интернационализма, расширяет их кругозор.

 Одной из интересных форм работы с дошкольниками являются встречи в «Музыкальной гостиной» – на них дети знакомятся с шедеврами музыкальной классики, народной и современной музыки. Знакомя детей с произведениями великих композиторов П. Чайковским, («Времена года»), М.И Глинкой, («Жаворонок»), Д. Кабалевским, («Клоуны»), Римским-Корсаковым («Снегурочка») и другими, мы влияем на чувства, настроения ребенка, духовный, внутренний мир ребенка через его эмоции и переживания. Много положительных эмоций у дошкольников вызывают удивительные произведения Мусоргского, Шостаковича, воспевающие подвиги героев русской земли, красоту российской природы.  

Патриотическая тематика в жизни нашего детского сада занимает особое место. Праздник «День Победы» близок и понятен дошкольникам, он развивает и укрепляет в детях чувство справедливости, помогает осознать свою национальную принадлежность, призывает любить Родину и близких.

Трогательно происходит возложение цветов на братские могилы. У подножья обелиска ребята читают стихи о войне и подвиге российского народа.

Красиво и необычно проходят у нас фольклорные праздники: Масленица, праздник Леса, праздник Нептуна, праздник русской берёзки – с обрядовыми песнями, хороводами, частушками, сказками и загадками. Ребятишки украшают деревья на участке разноцветными лентами, примеряют венки, «сливаясь» с самой природой.

Детский сад решает комплексные задачи воспитания нравственности и патриотизма, чувства гражданственности и любви к своей родине, эмоционального, музыкального воспитания, развития детского творчества. И очень важно, что такая работа проходит в тесной взаимосвязи с социальными организациями города. Добрые и творческие отношения сложились у нас с сотрудниками районного Дома культуры, краеведческого музея, районной библиотеки, Центра дополнительного образования. На базе этих учреждений для детей часто проводятся познавательные мероприятия.

 Родители – наши замечательные союзники. Они желанные гости и участники праздников, развлечений, вечеров, встреч, концертов («Наши Мамы лучше всех», «Наши папы удалые», «Маленький Лысковчанин») Семейные мероприятия – очень важное средство духовно-нравственного воспитания не только детей, но и взрослых. У нас есть немало мам и пап воспитанников, владеющих музыкальными инструментами, поющих и вообще любящих музыку. Систематическая комплексная работа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников позволила создать в нашем ДОУ все условия для развития у детей позитивной системы жизненных ценностей, активной гражданской позиции, нравственных и патриотических чувств, эмоциональной отзывчивости на события в обществе, интереса к истории и культуре России, для формирования творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Список литературы:

  1. Бабаева Т.И., А.Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева  и др. «Комплексная образовательная программа дошкольного образования  «Детство»-
  2. СПб: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2016г.
  3. Гогоберидзе А.Г., Вербенец А.М., Акулова О.В. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». – СПб: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2016.
  4. Журнал «Музыкальный руководитель» № 11-2017г.
  5. Журнал «музыкальный руководитель» № 12- 2017г.
  6. Нравственно эстетическое воспитание ребенка в детском саду./ Ветлугина Н.А., Казакова Т.Г., Пантелеева Г.Н. и др.; Под ред. Ветлугиной Н.А.. - М.: Просвещение, 2009. - 209с.
  7. Нравственно-духовное воспитание в детском саду./Под ред. Буре Р..С. М.,2010. - 209с.
  8. Нравственное воспитание в детском саду. / Под ред. Нечаевой В.Г.
  9. Ткачёва О.В. Сценарии праздников, развлечений и музыкальных занятий для детского сада. – СПб: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2014.
  10. Яцевич И.Е. Музыкальное развитие дошкольников на основе примерной образовательной программы «Детство». - СПб: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"

Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...

«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....

Статья «Использование метода проектов в духовно – нравственном воспитании дошкольников»

В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, верящим в возмо...

Статья для родителей и педагогов "Духовно-нравственное воспитание дошкольников".

Статья для родителей и педагогов "Духовно-нравственное воспитание дошкольников"....

Роль музыки в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Доклад на тему: "Роль музыки в духовно-нравственном воспитании дошкольников"...

Познавательно-творческий проект «Блокада Ленинграда – 900 дней Подвига» по духовно-нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников от 6 до 7 лет посредством деятельности клуба «Волонтёры истории»

У нашей страны великое прошлое, которое нас учит, воспитывает, формирует чувство гордости. Победа России во Второй мировой войне завоёвана непомерным подвигом народа.Ещё живы свидетели ...