Конспект образовательной ситуации Кукла “Веснянка” средняя группа
план-конспект занятия (средняя группа)

образовательная область: познавательное развитие.

Цель: дать представление детям, о народных промыслах - изготовление куклы "Веснянка"

Задачи:

- расширение представлений о народных обычаях, о роли вещей в обрядах и их символическом значении

Материалы, оборудование:

большие пучки ивовых прутьев для демонстрации приемов работы; тканевые заготовки; ножницы, нитки для перевязывания, иллюстрации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kukla_vesnyanka.docx20.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

“Детский сад № 4" Буратино"”

Конспект образовательной ситуации

Кукла  “Веснянка”

средняя группа

образовательная область: познавательное развитие.

Цель: дать представление детям, о народных промыслах - изготовление куклы "Веснянка"

Задачи:

- расширение представлений о народных обычаях, о роли вещей в обрядах и их символическом значении

Материалы, оборудование:

большие пучки ивовых прутьев для демонстрации приемов работы; тканевые заготовки; ножницы, нитки для перевязывания, иллюстрации.

Ход

Воспитатель: Здравствуйте ребята!

Сегодня мы с вами продолжаем знакомство и изделиями народных мастеров, с жизнью, и обычаями наших предков.

Еще в полях белеет снег

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут, и гласят…

Они гласят во все концы

“Весна идет! Весна идет,

Мы молодой весны гонцы

Она нас выслала вперед…”

- о каком времени года идет речь в этом стихотворении?

- правильно, о весне.(рассматривание иллюстраций)

- Сегодня к нам в гости пришла Светлана Владимировна. Она покажет изготовление куклы "Веснянки".

Светлана Владимировна рассказывает:

Это изделие пришло к нам из далеких времен, но широко используется у некоторых народов и в наши дни: с приходом весны такие украшения принято дарить друг другу. Внешний вид стал немного другим; для его изготовления использовали несколько другие материалы, но приемы работы во многом сохранились, и их мы будем изучать. 

Кукла не рождается сама: создает ее человек. Являясь частью культуры, кукла сохраняет в своем образе черты создающего ее народа. Кукол делали по определенным правилам. Существовало поверье, что при изготовлении обрядовых кукол нельзя было использовать колющие и режущие предметы, которыми человек мог пораниться. Поэтому ткань и нитки для кукол надо было только рвать руками. А еще непременным условием изготовления куклы была ее безликость. Кукла не имела … лица. Так как она играла роль оберега, то ее боялись полностью уподобить человеку. По народным поверьям, кукла "с лицом” как бы обретала душу и тем самым становилась опасной для ребенка. Считалось, что она может сглазить ребенка, принести несчастья. Таких кукол делали вплоть до 18 века. Но не только этим была обусловлена ее безликость. Игра с такой безликой куклой побуждала ребенка воображать, фантазировать, придумывать ее настроение и характер, представлять ее в разных игровых ситуациях.

Но все, же самой любимой и памятной всегда была и будет только та кукла, которая сделана своими руками, в которую вы вложили частичку своей души. В ней есть что-то такое, от чего становится теплее на сердце.

 Как вы думаете, ребята – как используется такое изделие в наши дни?        Это сувенир, украшение, наподобие брошки. Его дарят и носят на одежде, поздравляя с приходом весны. Обычно такое украшение – это именно пара кукол: мужская и женская фигурки. Женская фигурка изготавливалась из белых ниток, а мужская из красных.

- Белый цвет - в народной культуре символизировал весеннюю землю. Красный цвет – символ небесного огня.

С приходом весны жаркое солнце согревает землю, и возрождается новая жизнь. Союз этих двух цветов мы можем встретить в росписи глиняных игрушек, в народной вышивке и в других украшениях. Однако все эти цвета означают одно и то же – связь земных и небесных сил, благодаря которой жизнь на земле не прекращается.

- Кукла делается из 2 пучков нитей: один, пучок  побольше, из него получается туловище с головой и ногами; второй пучок поменьше, это руки. Фигурка получается путем переворачивания пучков в нужных местах цветной ниткой.

- Мы будем делать кукол из ниток, но с помощью тех, же приемов, что и старинные мастера. Обратите внимание: цветная нитка для перевязывания пучков одновременно будет и украшением. Она изображает ожерелье, поясок и манжеты, которые тоже имели в одежде древнего человека защитный смысл; других украшений мастер не делал.

Сейчас мы вместе с вами будем изготавливать куклу "Веснянку".

(В процессе работы все дети принимают участие )

Физкульт пауза:

- поднимите руки вверх и потянитесь

- сделайте вращательные движения головой влево и вправо, вперед назад

- крепко закройте глаза и открыв посмотрите в даль

Светлана Владимировна: сегодня мы изготовили куклу "Веснянку" по мотивам народных образов.

У нас получились чудесная кукла “Веснянка” и в предверии  светлого праздника Пасхи наша кукла будет очень актуальна. Мы подарим её с пасхальными яйцами, с пожеланиями здоровья, добра, счастливой жизни.

Светлана Владимировна говорит: всем спасибо, молодцы!

Конспект составила:

воспитатель высшей категории

Авилова Е.Е.

Март2019г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной ситуации с детьми средней группы по теме «Составляем разные вопросы»

Формировать умения детей задавать различные типы вопросов к объектам или процессам....

Конспект образовательной ситуации «Рождественские колядки» средняя группа

Образовательная область: познавательное развитиеЦель: дать представление детям о празднике " Святки".Задачи: прививать интерес к истории родной страны, уважение к её традициям, развивать фан...

Конспект образовательной ситуации "Книжкина неделя" средняя группа

Образовательная область: познавательное развитие Цель: развитие интереса к чтению художественной литературы. Задачи: Формировать умение рассказывать и выражать своё отношение к героям.Развив...

Конспект образовательной ситуации Лепка "Грач" Средняя группа

Конспект образовательной ситуацииЛепка "Грач" Средняя группа Образовательная область: «Художественно –эстетическое развитие» Цель: расширить представления де...

Конспект образовательной деятельности для детей средней группы в технологии ситуации деятельностного подхода Л.Г. Петерсон

Конспект образовательной деятельности для детей средней группы в технологии ситуации деятельтельностного подхода Л.Г.Петерсон - "Ледяные бусы". Тема: "Свойства льда"Цель: сформиров...