Конспект занятия с детьми средней группы "Правила поведения за столом"
план-конспект занятия (средняя группа)

Рожнова Марина Анатольевна

Конспект развернутого занятия в средней группе "Правила поведения за столом"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по правилам поведения за столом.

«О ПРАВИЛАХ ПОВЕДЕНИЯ ЗА СТОЛОМ»

Конспект подготовила

воспитатель

Рожнова Марина Анатольевна

Урок вежливости

«О ПРАВИЛАХ ПОВЕДЕНИЯ ЗА СТОЛОМ»

Предварительная работа.

Подготовить костюм для Машеньки: платочек и юбочка.

Подготовить костюм для Мойдодыра: рубашка, брюки, на голову шапочка с картинкой Мойдодыра.

Подготовить костюм для Грязнодыра.

  1. Оформить альбом «Правила поведения за столом» (рисунки, аппликации детей, пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, стихи, сказки, составленные детьми и родителями на заданную тему).
  2. Написать приглашения родителям в виде аппликаций тарелок, на которых текст:

Уважаемые родители!

Наше общее стремление помочь детям усвоить правила поведения за столом дает повод надеяться на то, что Вы среди многих нужных и важных дел выделите один час свободного времени на посещение урока вежливости «О правилах поведения за столом» на который дети очень ждут вас …………в … часов.

  1. Сделать аппликации с сюжетами сказочного города:

- Звери сидят за столом: мышка берет кусочек хлеба, ближе всех лежащий к ней.

- Ёжик, доедая остатки супа, наклоняет тарелку от себя.

      4. Оформить салфетки на каждого ребенка с картинкой:

- после еды тихо задвигай стул за стол;

- не клади локти на стол;

- пережевывай пищу с закрытым ртом;

- не разговаривай с пищей во рту;

- не стучи ложкой, вилкой о тарелку;

- остатки супа не выливай в ложку из тарелки;

- не тянись за нужным блюдом, вежливо попроси.

       5. Выучить с детьми пословицы, скороговорки, считалки на заданную тему, рассказать сказку о столовых приборах.

       6.  Предложить родителям сочинить вместе с детьми загадки о ложке, вилке, ноже, чашке, тарелке. Подобрать пословицы. Составить сказку о дружбе чашки, чайной ложки, блюдца, о том, почему они всегда на стол подаются вместе.

За три дня до занятия почтальон приносит письмо от Буратино.

«Уважаемые ребята!

Я обращаюсь к вам за помощью! Недавно я был дежурным по столовой. Мне сказали, что я не умею сервировать стол, так как неправильно раскладываю ложки и вилки и ножи. Я сначала расстроился, а потом решил написать вам письмо и попросить вас придумать такую сказку, чтобы я понял как ложки, вилки и ножи надо раскладывать на столе. Попросите от моего имени родителей помочь вам.

Дети, вы знаете, что я люблю отгадывать загадки. Пожалуйста, составьте загадки о чашке, ложке, вилке, тарелке, и ноже. Заранее вам благодарен. Вы настоящие мои друзья и я уверен, что вы мне поможете.

До свидания! Ждите в гости, я обязательно к вам приду.»

Перед занятием почтальон приносит посылку.

Ход занятия.

Входит Машенька: Здравствуйте, дорогие дети! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на ковре самолете в Волшебный город.

Дети садятся на ковер – самолет.

Машенька: раз, два, три – в волшебный город ковер – самолет нас отвези!

Это удивительный волшебный город! В нем все жители выполняют правила поведения за столом. Обратите внимание: здесь нет неумеек: даже совсем маленькая мышка берет кусочек хлеба не тот, который понравился, а тот который лежит ближе к ней! А ёжик запомнил, что пить из тарелки или переливать суп в ложку некрасиво, он наклоняет тарелку от себя. А баран, который считается очень упрямым, за столом ведет себя вежливо и ест ножом и вилкой! Приятно смотреть на таких воспитанных зверей!

Входит Мойдодыр: здравствуйте ребята! Здравствуй Машенька! Вы знаете, почему жители этого города воспитанные и аккуратные? Потому что они слушают мои советы.

Я знаю что вам пришла посылка. Мне позвонил незнайка, и сказал, что она волшебная. Она откроется только тогда, когда вы ответите на вопрос: для чего созданы правила поведения за столом?

Послушайте, что мне рассказала одна девочка по имени Катя.

Пошла она в лес, заблудилась и очень проголодалась. Вдруг видит стоит избушка. А из ее открытых окон очень вкусно пахнет. Девочка Катя постучала в дверь и спрашивает: «Кто здесь живет? Можно войти?»

- Входи ответила ей старушка выглянувшая в окно. Я здесь живу с моими внуками.

Девочка вошла и не успела сделать и двух шагов, как поскользнулась на валявшихся на полу макаронах.

А когда встала, то увидела мальчиков, сидевших за столом: один дул на горячий суп так сильно, что брызги летели во все стороны, другой устроил настоящую охоту за котлетой и, громко стуча вилкой, старался пронзить ее насквозь. Наконец наколол котлету на вилку и стал ее обкусывать, измазав при этом нос и щеки. А потом вытер их рукавом рубашки.

- Фу, как противно! – подумала Катя. – Лучше сяду с девочкой, которая пьет компот. И тут же вскрикнула, потому что девочка стала выплевывать вишневые косточки так далеко, что попала Кате прямо в лоб!

- Как вам не стыдно! Разве можно так некрасиво есть!!- в слезах крикнула Катя! Все разом стали ей что-то говорить, но понять было ничего нельзя, потому что говорили они с набитым ртом.

- Извините, - сказала Катя, - но за столом с вами сидеть очень неприятно. Уж лучше я останусь голодной!

И ушла!

Конечно, сказал я Кате, не надо было сразу уходить, а следовало бы научить этих детей вести себя за столом! Вот ты, Машенька, что бы им сказала?

Машенька: На горячий суп дуть нельзя, а надо помешивать ложкой пока не остынет! ( показывает, как это делается.)

А вы ребята подумайте, что еще неправильно сделали дети за столом?

Предложить поиграть.

Разделить детей на две команды. Чья команда назовет больше правил поведения за столом.

Прочитать детям стихотворение.

Машенька:

Кашку кушали из чашки.

Не доели ложку кашки.

В этой чаше, в ложке кашки

Утонули две букашки.

Если жалко вам букашку,

Доедайте в чашках кашку.

А сейчас закройте глаза, опустите головы и подумайте, какие правила поведения за столом вы не выполняете.

Сейчас пусть каждый скажет про себя: «Я не маленький, знаю все правила поведения за столом и буду их выполнять везде: дома, в гостях, в детском саду, показывать пример окружающим и никому не портить аппетит!»

Входит Незнайка:

- Здравствуйте, ребята, Мойдодыр, Машенька! Знаете, почему я такой грустный? Вы получили мое письмо и теперь сможете помочь мне сервировать стол?

- Незнайка, сначала садись и послушай сказки, которые составили для тебя ребята, по твоей просьбе! (Сказка может быть инсценирована: столовые приборы представлены куклами пальчикового театра.)

Мойдодыр: давайте покажем незнайке, ка правильно надо сервировать стол. (Вызываются дети к столу и показывают.)

Незнайка: Спасибо огромное! А теперь предлагаю соревнование на лучшего дежурного! Кто быстрее наденет фартук, колпак и возьмет в руки ложку.

Сначала можно предложить соревнование между Машенькой и Незнайкой.

Незнайка: А почему дежурному надо надевать колпак?

Следующее соревнование покажет ваше умение вытирать со стола и выжимать тряпку.

Соревнуются Незнайка и Машенька.

Незнайка: Спасибо, ребята! Вы меня многому научили! А теперь давайте загадывать загадки! Вы – мне, а я – вам!

Незнайка: Если я пуста бываю,

                  Про тебя я забываю!

                  Но когда несу еду,

                   Мимо рта я не пройду! (Ложка)

Покажите, как правильно держать ложку.

Закипит — исходит паром, 
И свистит, и пышет жаром, 
Крышкой брякает, стучит, 
— Эй, сними меня! — кричит.
Чайник

Чайника подружка
Имеет два ушка,
Варит кашу, суп для Юли.
И зовут её…
Кастрюлей 

Если хорошо заточен, 
Всё легко он режет очень — 
Хлеб, картошку, свёклу, мясо, 
Рыбу, яблоки и масло.
Нож

Скажите, как назвать её: 
Все в дырках зубы у неё, 
Но свёклу, редьку, хрен, морковку 
Она перетирает ловко.
Тёрка

Она бывает глубока.
Она бывает мелка.
Однако, это не река. 
Тарелка

На одной широкой ножке
У неё 4 рожка,
Но она совсем не пилка,
Для котлет и мяса …
(вилка)

Мы в шкафу рядком стоим,
Чистотой своей блестим.
Приглашаем вас на чай.
Знаешь нас? Так отвечай!
(Чайные чашки)

Незнайка: С Этим заданием вы тоже справились. А знаете ли вы пословицы о еде?  

Умел гостей звать – умей и угощать.

Хлеб всему голова.

Счастливый приходит под обед.

Сытый голодного не разумеет.

Кашу маслом не испортишь.

Был бы обед, а ложка сыщется.

Когда я ем, то глух и нем.

Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.

Всякому нужен обед и ужин.

Незнайка: А теперь скороговорки о еде:

Птичка пончиком потчует птенчика.

Бублик, баранку, батон и буханку 
Пекарь из теста испек спозаранку.

Входит Грязнодыр: Наконец-то я нашел вас! Вы, конечно меня не знаете. Вам знаком Мойдодыр! Он любит аккуратных детей. А меня зовут Грязнодыр, потому что я люблю нерях. Я умею очень быстро даже самых аккуратных детей превращать в грязнуль, забывающих все правила поведения за столом. После моих превращений вы не будите мыть руки перед едой и после улицы,, а если вдруг помоете, то, конечно без мыла, локти все на стол положите во время еды, на суп будите так дуть, что обрызгаете всех вокруг, остатки супа будете выливать в ложку, есть будете чавкая, а вокруг вас будет очень грязно, и вы превратитесь в неумеек из поросячьего общества.

Итак, моя волшебная грязная палочка сделай так, чтобы в этой группе небыло бы ни одного аккуратного и выполняющего правила поведения за столом ребенка!

Раздается телефонный звонок.

Машенька: Грязнодыр звонили твои друзья, хотели узнать, смог ли ты превритить ребят в нерях?

Грязнодыр: Пойду успокою друзей, что у меня все получилось!

Машенька: ребята, я вам помогу. У меня есть волшебные сушки.  Кто сьест эту сушку, тот никогда не поддастся этому страшному превращению! Будет сам аккуратным, и младших ребят научит аккуратности. Отмечает вежливых мальчиков, которые пропустили девочек!

Мойдодыр: надо проверить на всех ли подействовали волшебные сушки. Может кому-то не помогло?

Машенька: задавай Мойдодыр свои вопросы.

  1. Покажите, как надо отодвигать стул, когда вы будите выходить из-за стола.
  2. Для чего нужна салфетка на столе?
  3. Незнайка: (хитро) Я думаю салфеткой надо вытереть уши и бросить ее под стол.

Машенька: дети, Незнайка специально вас проверяет.

  1. Куда наклонить тарелку, чтобы поддеть остатки супа?

Незнайка: надо на себя наклонить, чтобы платье облить.

Машенька: А сейчас поиграем в игру «Всю фразу скажем разом»

За столом сиди красиво.

После еды говори «Спасибо»

Бесшумно отодвигай стул.

Не стучи ложкой по тарелке.

Не клади локти на стол.

Вытирай рот салфеткой.

Мойдодыр: а сейчас давайте посмотрим, что положил в посылку Буратино..Вынимаются салфетки с правилами поведения за столом. Зачитываются. Вручаются каждому ребенку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с детьми средней группы "Чудо - овощи"

Познакомить  детей  с  плодами  овощных  культур. Закрепить  знания о  месте  их  произрастания  -  огороде. Продолжать  учить  о...

конспект занятия с детьми средней группы по развитию речи на тему" Все работы хороши?"

Познакомить детей с профессиями, научить называть профессии по отдельному предмету, познакомить с согласным звуком (П). Воспитывать интерес к труду взрослых, желание самим трудится....

План-конспект занятия с детьми средней группы «Знакомство с лечебным комнатным растением «Алоэ».

План-конспект занятия с детьми средней группы  «Знакомство с лечебным комнатным растением «Алоэ».Цель: Познакомить детей с новым комнатным растением –«Алоэ». Объяснить название растения и ег...

Конспект занятия с детьми средней группы

Тема " Веселые матрешки".( упражнять в ориентировке, в пространстве)...

конспект занятия с детьми средней группы "Поможем Красной шапочке"

Обобщить и закрепить знания детей о сказках. Развивать речь, память, воображение. Воспитывать интерес к устному творчеству, книгам....

Конспект занятия с детьми средней группы "Формирование положительных норм поведения на воде".

Конспект занятия с детьми средней группы "Формирование положительных норм поведения на воде"....

Конспект занятия с детьми средней группы по теме: «Формирование навыков культурного поведения в общественном транспорте. Безопасность на дорогах».

Цель:  Формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте.Задачи:1. Познакомить со знаком «остановка автобуса»;2. Расширить знания детей о правилах пове...