Консультация с презентацией на тему "Театрализованная деятельность как средство развития детей дошкольного возраста"
методическая разработка

Леонтьева Надежда Викторовна

-

Скачать:


Предварительный просмотр:

Театр как средство развития и воспитания

детей дошкольного возраста

     Каждый педагог должен научить ребёнка театрализованной игре. Прежде всего, необходимо формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывают педагоги, взяв за основу содержание знакомых ребёнку потешек, стихов или сказок. В дальнейшем важно стимулировать желание детей включаться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Перчаточные и другие театральные куклы можно использовать в повседневном общении (например, если ребёнок не хочет есть или спать).

     Таким образом, основные направления развития театрализации состоят в постепенном переходе ребёнка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности. Важным аспектом деятельности педагога в приобщении ребёнка к театрализованным играм является постепенное расширение игрового опыта за счёт освоения разновидностей театра.

     Вначале педагогу лучше самостоятельно показывать ребёнку спектакль, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. В повторных играх активность ребят увеличивается по мере того, как они овладевают содержанием текста. Никогда не требуйте его буквального воспроизведения. Если необходимо, непринуждённо поправьте ребёнка и, не задерживаясь, играйте дальше. В дальнейшем, когда текст будет достаточно хорошо усвоен, поощряйте точность его изложения. Это важно, чтобы не потерять авторские находки. Читая стихотворные тексты, подключайте по возможности детей к игре. Пусть они активно участвуют в диалоге с вами, подыгрывают основной сюжетной линии, имитируют движения, голоса, интонации персонажей игры.

     Далее – небольшие упражнения с детьми.  Проводить их лучше сразу же после окончания театрализованной игры. Ребёнок ещё в восторге от того, как вы водили персонажей, как говорили, действовали за них. Самое время предложить малышу поиграть также. Для упражнений используйте высказывания только что выступивших персонажей. Например, в сказке «Рукавичка» надо попроситься в рукавичку, как мышка и как волк. Предложите ребёнку сказать от имени мышки и волка. Подключите всех детей, устройте соревнование: кто лучше попросится в домик за мышку, волка. Победителю – аплодисменты.

     Затем можно предложить ребёнку игры-имитации: «Покажи, как прыгает зайка», «Покажи, как неслышно, мягко двигается кошка», «Покажи, как ходит петушок».

     Следующий этап – отработка основных эмоций : покажи, как весёлые матрёшки захлопали в ладошки и стали танцевать (радость); зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево (испуг).

     Только после такой тщательной подготовки можно приступать к совместным инсценировкам.

     Традиционно выделяется несколько видов театральной деятельности, отличающихся художественным оформлением, а главное – спецификой детской театрализованной деятельности. В одних дети представляют спектакль сами, как артисты (это инсценировки и драматизации); каждый ребёнок играет свою роль. В других дети действуют, как в режиссёрской игре: разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли.

     Игра с куклами оказывает непрямое и незаметное всестороннее лечебно-воспитательное воздействие и помогает обрести чувство успеха именно в той области, в которой ребёнок чувствует себя наиболее уязвимым. В связи с этим в психологии в последнее время широкое распространение получил метод куклотерапии, т.е. метод лечения с помощью кукол. Игра с куклой предоставляет детям возможность полного раскрытия индивидуальных особенностей. В игре – слова ребёнка должны оживить кукол и дать им настроение, характер. Играя с куклами, ребёнок открывает свои затаённые чувства не только словесно, но и выражением лица, жестикуляцией.

Существует четыре вида кукольного театра:

Настольный, пальчиковый, театр кукол типа Петрушки, театр марионеток.

     Настольный театр – пожалуй, самый доступный вид театра для дошкольников. Чтобы изготовить персонажей для него вам понадобятся цветные картон и бумага, ножницы, клей и фломастеры. Куклы, предназначенные для настольного театра должны устойчиво стоять на столе, легко по нему перемещаться. Туловище кукол выполняется в виде конуса, к которому крепятся голова и руки куклы. Величина такой куклы может быть от 10 до 30 см. Управление настольными куклами не представляет сложности для детей. Ребёнок берёт игрушку со спины так, чтобы его пальцы были спрятаны под её руками, и ведёт «актрису» по столу в соответствии с сюжетом инсценировки. Важно обращать внимание на то, чтобы речь ребёнка совпадала с движениями куклы.

     Пальчиковый театр – это театр актёров, которые всегда с нами. Достаточно взять цветной картон, вырезать из него лицо человечка, мордочку животного (кем будет этот персонаж – решать вам и вашему ребёнку), нарисовать глаза, нос, рот. Затем необходимо склеить из бумаги кольцо на палец и приклеить к нему личико. Герой пальчикового театра готов! Кукол ребёнок надевает на пальцы, и сам действует за персонажа, изображённого на руке. По ходу действия ребёнок двигает одним или несколькими пальцами, проговаривая текст сказки, стихотворения или потешки.

     В театре Петрушки, который в практике часто называется театр бибабо, используются куклы перчаточного типа: кукла, полая внутри, надевается на руку, при этом в голову куклы помещается указательный палец, в рукава костюма – большой и средний, остальные пальцы прижимаются к ладони. Такую куклу легко сшить самостоятельно, используя подручные материалы: старые варежки, детские носки для изготовления туловища, кусочки меха, пряжи для волос, пуговки и бусинки для глаз, носа и рта. Достаточно подключить вашу фантазию и воображение ребёнка.

     Куклы, устроенные по принципу марионетки,  сделать труднее, но тоже возможно. Возьмите старую тряпичную куклу, прикрепите к её рукам, ногам и голове лески. Затем смастерите крестовину, сбив две тонкие деревянные дощечки крест-накрест. Привяжите лески к крестовине – кукла-марионетка готова! Управление такими куклами доставляет детям огромную радость.

     Занимаясь с детьми театром, вы сделаете жизнь ваших воспитанников интересной и содержательной, наполните её яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное – навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогут использовать в повседневной жизни.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Театрализованная деятельность как средство развития и воспитания детей дошкольного возраста» Презентация музыкального руководителя: Леонтьевой Надежды Викторовны

Слайд 2

Театр – искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по настоящему, всегда уносит из него запас мудрости и доброты”. К.С.Станиславский

Слайд 3

Модель развития речевой активности дошкольников

Слайд 4

ТЕАТР СКАЗКА Связная речь - это особая и сложная форма коммуникативной деятельности. С целью развития связной речи дошкольников используются театрализованные игры, которые позволяют заинтересовать воспитанников , удержать их внимание, раскрепостить, развивать репродуктивное и элементы творческого воображения, элементарно-логическое мышление, память и, главное, формировать внутреннюю мотивацию речевого высказывания. ИГРА

Слайд 5

На что направлена театрализованная деятельность? На развитие у ее участников ощущений, чувств, эмоций; На развитие мышления, воображения, внимания, памяти; На развитие фантазии; На формирование волевых качеств; На развитие многих навыков и умений(речевых, коммуникатив-ных, организаторских, двигательных и т.д.)

Слайд 6

Влияние театрализованной игры на развитие речи ребенка Театрализованная игра: Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса; Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства(динамику, темп, интонацию и др.); Совершенствует артикуляционный аппарат; Формируется диалогическая, эмоционально насыщенная, выразительная речь.

Слайд 7

Игра «Как вести себя в театре?» Беседы Совместная деятельность с детьми в режимных моментах Непосредственно образовательная деятельность Самостоятельная деятельность детей ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

Слайд 8

Работа с родителями Родительские собрания Консультации Стенд для родителей

Слайд 9

Речь ребенка и различные виды театра Пальчиковый театр * Способствует развитию речи, внимания, памяти; *формирует пространственные представления; *развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений; повышает работоспособность, тонус коры головного мозга . Стимулирование кончиков пальцев, движение кистями рук, игра с пальцами ускоряют процесс речевого и умственного развития

Слайд 10

Театр на фартуках Развивает творческие способности; Формирует умения устанавливать речевые взаимодействия, грамотно строить и высказывать свои мысли, поддерживать диалог.

Слайд 11

Действуя с различными крышками, у ребенка развивается мелкая моторика рук, что способствует более успешному и эффективному развитию речи. Театр на крышках

Слайд 12

Вязаный театр Развивает моторно-двигательную, зрительную, слуховую координацию; Формирует творческие способности, артистизм; Обогащает пассивный и активный словарь

Слайд 13

Конусный, настольный театр Сопровождать движения пальцев речью; Помогает учить детей координировать движения рук и глаз; Побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.

Слайд 14

Театр на ложках Формирует творческие способности, артистизм; Обогащает пассивный и активный словарь

Слайд 15

Театр на прищепках Развитие творческих способностей; Развитие игрового поведения; Совершенствование интонационной выразительности речи; Развивается мелкая моторика .

Слайд 16

Театр на стаканчиках

Слайд 17

Театрализованная деятельность-это… …не просто игра! Это прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей.

Слайд 18

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как средство развития детей дошкольного возраста

Презентация  содержит материал, раскрывающий суть и структуру проекта....

Проектная деятельность как средство развития детей дошкольного возраста. Презентация

Проект – это система планируемых и реализуемых действий, условий и средств  для достижения определенных целей, которые зависят от приоритетных ценностей.Проектный метод может проходить через все ...

Консультация (для педагогов) по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития детей дошкольного возраста»

 Театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребёнка сфер искусства, и оказывает значительную роль в речевом развитии ребёнка. Театрализованная деятельность ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ (для воспитателей) Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития детей дошкольного возраста»

КОНСУЛЬТАЦИЯ(для воспитателей)Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития детей дошкольного возраста»...

Консультация на тему «Игровая деятельность как средство развития детей дошкольного возраста»

В данной статье раскрывается общее влияние игр на детей дошкольного возраста, как важный фактор всестороннего развития личности. Описана классификация игр....