Предупреждение психических травм у детей дошкольного возраста
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Ивкина Галина Ивановна

Рекомендации педагогам по предупреждению психических травм у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preduprezhdenie_psihicheskih_travm.docx23.82 КБ

Предварительный просмотр:

Ребенок – это очень чувствительное создание! И очень важно не нанести ему психологических травм. Главное – уважение к ребенку, его потребностям и личностным качествам.

Ошибки в воспитании детей очень сильно отражаются на психике человека и во взрослом возрасте, на его умении взаимодействовать с другими людьми, успешности в карьере и в личной жизни, определении выбора любимых занятий.

Психологическая травма (психотравма) – вред, нанесенный психическому здоровью человека в результате стрессовых, психоэмоциональных воздействий, воздействия других людей на психику человека и интенсивного воздействия неблагоприятной окружающей среды.

Разрушительность психотравмы зависит от психологической устойчивости отдельно взятого человека, личностной значимости происходящих событий, степени психологической защищенности человека.

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.

 Основная задача этих технологий - обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника.

Никто не спорит, что работа воспитателя трудна. Попробуй-ка справиться с не одним десятком карапузов, найти к каждому их них подход! Только к одной воспитательнице дети идут с радостью, любят её, и подчас с нетерпением ждут, когда вновь отправятся в детский сад, а к другой – наоборот. Хороший воспитатель всегда знает, как увлечь и занять малыша, помочь ему справиться с нелегким расставанием с родителями. Дети очень тонко чувствуют, когда педагог искренне интересуется их проблемами. Таких воспитателей ребята очень любят и всегда вспоминают о них с теплотой и нежностью, даже покинув стены детсада.

В современной педагогике и психологии всё чаще можно услышать такой термин, как «дидактогения». Она определяется как негативное психологическое состояние ребёнка, вызванное нарушением педагогического такта со стороны воспитателя (педагога, тренера, и т. д.) в форме угнетенного состояния, страха, фрустрации и других состояний, которые негативно отражаются на деятельности ребёнка, поведении в социуме и в межличностных отношениях.

По мнению специалистов, дидактогения является причиной неврозов. То есть, дидактогения – это вред, наносимый, в первую очередь, психике ребенка, его личности, словом, мимикой, жестом, взглядом, действием, поведением воспитателя.

Иногда это происходит неосознанно. Но, как показывает практика, это явление – результат сознательного акта, так называемого педагогического воздействия: указать, постыдить, наказать, внушить, перевоспитать и т.д. Педагог может и не подумать, какой вред причиняет ребенку, что эта психическая травма может привести к печальным последствиям, таким как:

•        Нервный срыв

•        Невроз

•        Астения

•        Различные фобии

По официальным данным ВОЗ, число неврозов за последние 65 лет выросло в 24 раза, в то время как число психических заболеваний - в 1,6 раза.

Психологические исследования детей в психоневрологических диспансерах выявляют последствия такого воспитательного участия взрослых, в которых можно выделить несколько общих психотравмирующих для ребёнка ситуаций.

1.        Неблагоприятная оценка уровня какого-то вида деятельности ребёнка высказывается ему самому, хотя он слишком мал, чтобы безболезненно воспринять её (например, «Ты не умеешь рисовать», «Ты плохо читаешь»).

2.        При высказывании ребёнку неблагоприятной оценки его деятельности расширяется объём того, что подвергается этой оценке. Т.е., от оценки поступка идёт переход к оценке личности ребёнка («Ты не только плохо читаешь, ты ещё и хвастаешься детям, ты хвастун, а у самого ещё и под носом грязно. Грязнуля!»).

3.        Психотравмирующее действие низкой оценки усиливается эмоциональной окраской. Обычно низкая оценка взрослых в адрес ребёнка выражается в укоряющих, порицающих интонациях, и, нередко, – в грубой оскорбительной форме. Однако, воспитатели не учитывают, что общей возрастной особенностью дошкольного возраста является внушаемость. Даже полугодовалому малышу можно внушить чувство неловкости – укоризненными интонациями и соответствующей мимикой. Не столько подбор слов, сколько их эмоциональная окраска и выраженное в ней отношение влияет на ребёнка, вызывая соответствующую реакцию.

4.        Очень значительным психотравмирующим воздействием обладает сравнение ребёнка с кем-то другим, кто ему противопоставляется. Кроме низкой самооценки, оно создаёт основу для последующего развития зависти, эгоцентризма и тревожной настороженности к оценкам вообще. Сравнение может, наоборот, затормозить побуждение брать пример. Так формируется негативизм, немотивированный отказ.

5.        Сильным травмирующим фактором являются различные непедагогические методы наказания: толкания, шлепки, подзатыльники, побои и т.д.

6.        В отдельную группу психотравмирующих факторов можно отнести наказания за несоблюдение режимных моментов в садике (не спит на тихом часу, не ест, не вовремя отпросился в туалет и т.д.)

Источник многих травмы - поведение воспитателя, продиктованное его стремлением во что бы то ни стало накормить детей («хороший аппетит - главное достоинство детсадовского ребенка»).

7.        И к последним психотравмирующим ситуациям я бы хотела отнести именно ситуации невмешательства педагога во время унижения и оскорбления, а, может, и избиения ребёнка другим лицом.

Хотелось бы затронуть тему эмоциональной заброшенности как вида пренебрежения. Это игнорирование ребенка, отсутствие одобрения или какой-либо оценки его действий, равнодушие по отношению к ребенку, нежелание общения с ребенком, отсутствие интереса к ребенку как к личности.

Последствия пренебрежения разрушительны для личности ребенка, формирования адекватной самооценки и социализации. Такой ребенок чувствует себя лишним и ненужным, как среди своей семьи, так и среди других детей, а в будущем – среди членов коллектива, в котором он находится. Причины такого отношения ребенок начинает искать в себе, он считает себя и свои действия виной всех бед – и постепенно у него может развиться комплекс неполноценности. Такие люди в будущем не любят себя такими, какие они есть. Это очень ярко отражается на взаимодействии с другими людьми, и даже на физическом здоровье человека. Человек, переживший подобную психотравмирующую ситуацию, может быть агрессивен по отношению к окружающим его людям. Пережитый ребенком негатив сохраняется в его голове на всю жизнь и мешает нормальному взаимодействию с самим собой и социумом.

Важное место в педагогической психологии занимает профилактика получения детьми психологических травм, для воспитания психически и физически здоровой личности. Профилактика психологических травм – это комплексный подход к воспитанию ребенка, который происходит как в семье ребенка, так и в образовательном учреждении.

Пренебрежение основными нуждами ребенка относится к моральной жестокости. Очень часто мы можем увидеть, как родители ведут в детский сад детей, и те плачут и упираются. Родители думают, что это всего лишь капризы, психологи говорят о том, что симбиоз между матерью ребенком не разорван и ребенок еще не готов к обучению. На самом же деле причина может быть в пренебрежительном отношении воспитателя.

Джеральд Ньюмарк определяет пять базовых потребностей ребенка:

1)        Потребность в уважении

2)        Потребность чувствовать связь с окружающими

3)        Потребность приятия

4)        Потребность ощущать собственную значимость

5)        Потребность в безопасности

Детям обязательно нужно чувствовать себя значимыми, понимать, что их оценивают, как личность, ценят их желания.

Как ни парадоксально – примером пренебрежения, если опираться на базовые потребности ребенка по Ньюмарку является и гиперопека. Ведь такая забота нарушает потребность в ощущении собственной значимости. Приведу такой пример:

В детском саду воспитатель одевает детей, завязывает им шнурки и застегивает курточки. Ее вполне можно понять – дети будут делать это очень долго, а воспитатель всех быстро оденет, и они выйдут на улицу. Но ведь главное здесь не скорость – а то, что ребенок сделает даже самые простые действия сам! При гиперопеке ребенок теряет веру в собственные силы, и тогда пытается привлечь внимание взрослых другими способами, или же, наоборот, становится апатичным, замкнутым в себе, перестает к чему-либо стремиться.

Или, например, детям постоянно говорят, что они должны делать и что не должны, не прислушиваясь к мнениям самих детей, решают за них все проблемы, которые они могли бы решить на своем уровне. Это все тоже приводит к снижению самооценки и замкнутости ребенка.

Примером нарушения потребности в приятии может быть принуждение к чему- либо. Например, к участию в игре, которая не нравится ребенку.

Для того, чтобы педагог не пренебрегал потребностями ребенка, он должен иметь определенные качества, такие как: пригодность к педагогической деятельности и педагогические способности. Таким образом, если воспитатель будет обладать этими качествами, то он маловероятно совершит ошибку пренебрежения потребностями ребенка и нанесет тем самым психологическую травму ребенку. Если педагог умеет слушать и выслушивать своих воспитанников, то они будут ощущать себя значимыми и их самооценка будет адекватной. Также воспитатель должен обладать следующими качествами: способность к сопереживанию, способность быстро понимать намерения детей, руководить и воспитывать.

И главным требованием является любовь к детям.

Всем участникам воспитательного процесса необходимо знать меры по предотвращению получения детьми психологических травм, для того, чтобы предупредить их возможное появление как можно раньше.

Переживание травмы в детстве имеет длительный эффект, такие дети видят мир как пугающее и опасное место. И, если травма не вылечена, то они переносят ощущения страха и беспомощности во взрослую жизнь, становясь повышено уязвимыми к травмам в будущем. Многие люди, будучи уже взрослыми, пытаются разобраться в себе, решить внутриличностные конфликты, даже не подозревая, что многие, если не большинство из них идут из детства.

Воспитателю необходимо помогать ребенку в реализации

эмоциональных и психологических потребностей, таких, как:

  • потребность в любви;
  • потребность в получении положительных эмоций;
  • потребность в защищённости;
  • потребность в открытии врождённых способностей;
  • потребность в руководстве и обучении;
  • потребность решать сложные задачи;
  • потребность в свободе;
  • потребность в уважении;
  • потребность быть связанным со взрослым;
  • потребность в юморе и положительном отношении к жизни.

Удовлетворяя все эти потребности, ребёнок будет испытывать чувства безопасности, уверенности и благодарности за отзывчивость взрослых, за умение понять его.

Список использованной литературы

1)        Бегоян А.Н. Анатомия психотравмы: боль, болезнь и исцеление // Психотерапия. — 2013. — № 5.

2)        Джеральд Ньюмарк "Как воспитать эмоционально здоровых детей".

3)        Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»)/ Пер. с нем. Г. Ф. Швейника. — М.: «Прогресс», «Универс», 1994.

4)        Зигмунд Фрейд «По ту сторону принципа удовольствия» Изд-во Фолио, 2010.

5)        Фромм А, Гордон Т. «Популярная педагогика». - Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1997.

6)        Богачева О., Дубягин Ю., «Школа выживания, или 56 способов защитить ребенка от преступления»

7)Психологическая травма у подростков с проблемами в поведении. Диагностика и коррекция» М.: Генезис , 2006.

9)        «Организация экстренной психологической помощи детям и подросткам в России: принципы, стандарты, практика» М.: Смысл , 2007.

Предупреждение психических травм у детей дошкольного возраста вследствие не педагогических форм воздействия воспитателей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предупреждение акустической дисграфии у детей дошкольного возраста с нарушением речи.

Презентация с методическими рекомендациями и упражнениями по предупреждению акустической дисграфии....

«Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста»

Семинар-практикум предназначен педагогам-психологам ДОУ расскрывает риски   неблагоприятного  воздействия на эмоциональное состояние детей. ...

Предупреждение оптической дисграфии у детей дошкольного возраста с ОНР

Предупреждение  оптической  дисграфии  у  детей  дошкольного  возраста  с  ОНР...

Предупреждение психических травм у детей дошкольного возраста вследствие не педагогических форм воздействия воспитателей

Работа с людьми, особенно с детьми, не терпит стихии, самотека, инертности. Как только она вышла из-под контроля самокритичного сознания, мы совершаем ошибки, и чаще всего непоправимые. Вот именно о п...

Консультация "Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста"

Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста...

Предупреждение речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Отклонения в формировании речи рассматриваются учеными как нарушения развития, проте­кающие по законам иерархического строения высших пси­хических функций. Неполноценная речевая деятельность накладыва...

Программа взаимодействия участников образовательного процесса для предупреждения речевых нарушений у детей дошкольного возраста 2 младшей группы (3 - 4 года)

Программа взаимодействия участников образовательного процесса позволяет осуществлять работу по профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста ....