Методические рекомендации при проведении культурной практики
методическая разработка (старшая группа)

Данное методические рекомендации призваны оказать помощь воспитателям в детском саду при проведении культурной практике в форме эксперимента при практической проверки разных фактов.

Данный опыт разработан на базе проведения культурной практики по теме «Откуда берутся фамилии?» и статей Корепанова М.В. Роль культурных практик в образовательной деятельности дошкольников  и Солнцева О.В., Коренева-Леонтьева Е.В., Семенова Л.Ю. Инновационный опыт проектирования культурных практик в контексте федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации при проведении культурной практики

АННОТАЦИЯ

Модернизация, происходящая сегодня в системе дошкольного образования, требует от нас педагогов новых форм организации педагогического процесса. Особенно актуальным становится поиск новых форм совместной деятельности взрослых и детей. Одна из таких форм - культурные практики. Особая роль в культурных практиках принадлежит экспериментам, пробующим действиям, практической проверке разных фактов и предположений. Именно практический путь приобретения опыта вызывает наибольшие сложности у педагогов, так как многих из них доминирует желание «сформировать у детей правильные представления», над мотивацией «создать условия для поиска информации».

Данное методические рекомендации призваны оказать помощь воспитателям в детском саду при проведении культурной практике в форме эксперимента при практической проверки разных фактов.

Данный опыт разработан на базе проведения культурной практики по теме «Откуда берутся фамилии?» и статей Корепанова М.В. Роль культурных практик в образовательной деятельности дошкольников  и Солнцева О.В., Коренева-Леонтьева Е.В., Семенова Л.Ю. Инновационный опыт проектирования культурных практик в контексте федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Культурные практики – разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребёнка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающегося с первых дней его жизни. Практика ребёнка становится культурной (а не социальной или учебной, или иной), когда она открывает возможности для его личной инициативы, осмысления его повседневного опыта и создания собственных образцов и творческих продуктов деятельности на основе осваиваемых культурных норм (где культура – сущностное качество любой формы деятельности, практика - накопленный личный опыт).

Методические рекомендации могут оказать посильную помощь в организации образовательной деятельности для обеспечения саморазвития ребенка, как субъекта способного осуществлять выбор.

Цель рекомендаций – повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации культурных практик в условиях введения ФГОС ДО.

Методические рекомендации позволят воспитателям детских садов приобрести опыт в проведении культурных практик, для внедрения в программу обучения исследовательский компонент.

Особенность и новизна данных рекомендаций заключается в необходимости индивидуализации процесса воспитания детей с учетом их потребностей в целях наращивания детского опыта приобретенного как практическим путем, так и исследовательским.


СОДЕРЖАНИЕ

При проведении культурных практик необходимо предлагать ребенку проблемные ситуации, чтобы вовлечь его в исследовательский процесс. Дать ему возможность понять суть проблемы. При этом надо учитывать его осведомленность в данном вопросе. В случае его низкой подготовленности рекомендуется дать минимальную базу (понятия, умение изобразить предметы и т.д.) в общеобразовательной деятельности.

Позволить практическим путем приобрести опыт в решении проблемы. Педагог в данном вопросе является соучастником в решении проблемы. После получения новых знаний ребенок должен закрепить его и использовать новый опыт в творческой деятельности.

Совместная деятельность воспитателя и детей по решению проблемы может происходить в виде беседы, игры, экспериментирования, целевых прогулок, наблюдения, творческой деятельности.

Сложность для педагога в данном вопросе является понять интересы ребенка, особенно в массовых разновозрастных группах, выявить наиболее значимую (интересующую) для исследования тему. При этом надо помнить, что педагог не должен доминировать над ребенком, подсказывая пути решения проблемы. Дать возможность ребенку самому производить действия, направленные на поиск решения возникающих противоречий.

Типичная ошибка педагога «Ведение за руку» т.е. традиционный стиль воспитания, когда воспитатель знает «как правильно, как лучше» он сам расставляет акценты в проблемной ситуации не давая ребенку возможности проявить себя  в развитии собственного  интереса, решив проблему путем практического исследования.

Список рекомендованной литературы

  1. Корепанова М.В.Роль культурных практик в образовательной деятельности дошкольников //Международный центр проблем детства и образования Научно-практический журнал “Ребёнок и Общество” 2016 №1
  2. Крылова Н.Б. Культурология образования. – М., 2000.
  3. Солнцева О.В., Коренева-Леонтьева Е.В., Семенова Л.Ю. Инновационный опыт проектирования культурных практик в контексте федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // Сборник IV ЕЖЕГОДНОЙ ГОРОДСКОЙ ЯРМАРКЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ ДОШКОЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ. Санкт-Петербург, 2017.
  4. https://educontest.net/ru/115757/ 10.05.2017.

Примерный сценарий ведения культурной практики

Наш разговор мне бы хотелось начать с вопрос:  «Видели ли вы вчера  шествие бессмертного полка?».

 Ответы детей.

- И я вчера видела. И вот смотрю, передо мной  проходят люди и каждый несет портрет своего родственника. Много людей и каждый со своей историей.  Я невольно обратила внимание на фамилии на портретах. И это меня заинтересовало. Сколько разных фамилий. А некоторый мне даже что- то напоминали. И я задумалась «Откуда берутся фамилии». И решила с вами об этом побеседовать.

- Ребята, сейчас я вам задам очень интересный, но довольно трудный вопрос. Хотите? Попробуете на него ответить? Молодцы. Ну, а если будет совсем трудно, я постараюсь вам помочь. Кто знает свою фамилию? Назовите.

Ответы детей.

 - Трудный вопрос? Нет? Тогда слушайте следующий. А откуда взялись фамилии?

Ответы детей: «От папы и мамы».

-  Это, конечно, правильно. Очень часто в одной семье у всех ее членов — у мамы, папы, детей — одинаковая фамилия. Ну, а у папы и мамы откуда она взялась, у бабушки и у дедушки? Тоже от их родителей. А вообще — у всех людей?

Ответы детей.

- Ведь нет же такого человека, у которого не было бы фамилии. У всех она есть. Трудный вопрос?

Ответы детей.

- Трудный, но постараемся найти на него ответ. На трудные вопросы всегда нужно искать ответ. Так вот, давным-давно, когда на Земле людей еще было не очень много и жили они племенами или небольшими селениями, им достаточно было иметь имена, чтобы различать друг друга. Посмотрите на эту картинку. Вот здесь живет Иван, а здесь Данило, а вот в том домике на горе — Марья. А если вдруг окажется, что в деревне живут два Ивана? Тогда про одного скажут, что этот Иван — сын Никиты, а тот Иван — Иванов сын.

- Со временем людей стало больше, да и поселения их разрослись. Труднее стало различать людей. Думали... и придумали фамилии. Сначала их давали только знатным богатым людям. А потом уже появились фамилии у всех. Но где же взять столько фамилий? Вот и стали придумывать их по имени отца или по месту жительства, или по профессии, которой занимался человек: Иван Иванов, Иван Никитин, Марья Нагорная, Дарья Рукодельная. Потом фамилия переходила от отца к сыну, от сына к его сыну. Уже сын мог жить в другом месте и не заниматься делом отца, но фамилия у него оставалась. Давайте попробуем определить, кем были ваши прапрадедушки.  Маруся, твоя фамилия?

Маруся: «Спицына».

- Дети, как вы думаете, кем были ваши предки (предки — это те, кто жил очень давно и от которых идет ваш род)? Наверное, был в роду люди которые хорошо вязали и ловко обращались со спицами. Это очень интересно. Вот сейчас Марусин папа чем занимается? Он  водитель. Сейчас уже папа Маруси не вяжет. Вот видите, папа Маруси не имеет к спицам никакого отношения, но фамилия к нему пришла от далекого родственника, который прославился своим мастерством.  

- Вот еще один  пример, Матвей. Как ты думаешь от какого слова образовалась твоя фамилия.

Ответы детей.

- Она образовалась от слова «грево» - печное тепло (согревание). Такую фамилию мог получить человек который топил барские печи. Сейчас папа Матвея этим не занимается. Да Матвей? А фамилия осталась и также пришла к нам далёкого родственника.

- А теперь посмотрите на портрет. Кто узнал этого человека?

Ответы детей.

- Это наш великий поэт Александр Сергеевич Пушкин. От кого к нему пришла такая фамилия? А был у него прадед, звали его Григорий, и голос у него был очень громкий. За такой голос прозвали его «пушкой». Вот и появилась фамилия — Пушкин. Не всегда происхождение фамилии легко разгадать. Есть ученые, которые специально занимаются тем, что разгадывают происхождение имен и фамилий. Наука эта очень интересная, называется она ономастика. Не обязательно вам запоминать это слово. Но если кто-то хочет запомнить, пожалуйста, я скажу вам его еще раз — ономастика. Может быть, когда вы станете взрослыми, кто-то из вас захочет заниматься этой интересной наукой. И, конечно, тогда вы все узнаете о фамилии своего рода. И будете очень ею гордиться.

(на слайде портрет А.С. Пушкина)

-Давайте и мы попробуем сравнить наши фамилии.

Дети называют свои фамилии.

-Что мы увидели? Правильно. Они похожи на некоторые слова.

Ответы детей.

Верно. И происходить они могут как мы уже слышали от названия чего – либо.

- Вот вам и веселый пример. Кто это?

На доске слайд кадр из мультфильма «Барбоскины».

Ответы детей.

- Верно. А почему у них такая фамилия?

Ответы детей.

Предлагаю поиграть в игру «От какого слова произошла фамилия». Я буду называть фамилию, а вы мне предлагать варианты от какого слова она могла произойти.

Ответы детей.

Гончаровы (от профессиональных прозвищ предков), Озеров, Гиацинтов, Кипарисов, Зайцевы, Воробьёвы, Медведевы(представители животного мира), Новгородцев, Москвитинов(от названия местности, родом откуда был один из предков), Иванов, Петров (образованные различных народных форм крестильных христианских имен).

Ответы детей.

- Ну что.  Молодцы. В игру вы сыграли замечательно. Вы поняли как могут образовываться фамилии. А теперь я предлагаю вам самим поэкспериментировать и придумать фамилию своему сказочному герою.

На интерактивной доске показаны сказочные герои. И детям предлагается придумать им фамилии. Каждый придумывает и отвечает почему он так решил. После того как ребенок ответит можно спросить у другого какую бы он фамилии предложил этому герою. Обсудить это.

- Вот и наши сказочные герои теперь имеют свои фамилии, которые они будут передавать своим детям.

- Ребята, а вы представьте, что еще не умеете писать и попробуйте мне нарисовать свою фамилию. Как  вы ее видите.

Дети рисуют. 

- Какие замечательные работы у нас получились. Я думаю вы поняли как появились фамилии и с удовольствием продолжите развивать эту тему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по проведению зрительной гимнастики. Примерные комплексы зрительной гимнатсики.

Целью методических рекомендаций  «Проведение зрительной гимнастики» является оказание помощи педагогам в  формировании у детей дошкольного возраста  представлений о необходимости  ...

Методические рекомендации к проведению занятий по совершенствованию лексико-грамматических представлений

Пополнение и уточнение словаря не должны быть главным содержанием логопедического занятия. В первую очередь акцент в лексико-грамматических занятиях необходимо делать на грамматическое оформление слов...

Презентация: Методические и коррекционно-методические рекомендации к проведению словарной работы.

Презентация: Методические и коррекционно-методические рекомендации к проведению словарной работы...

Методическая разработка по проведению культурной практики «У кого бывают хвостики и для чего они им?»

ФГОС дошкольного образования указывает на необходимость предоставления детям информации и ее обобщения в доступной для них форме, данное требование может быть выполнено посредством проведения культурн...

Организации и проведения культурных практик в группе ГБДОУ

Важно, чтобы в дошкольном детстве каждый ребенок приобрел необходимый культурный личный опыт, который становится фундаментом полноценного общего развития, позитивной социализации и индивидуализации.С ...

Методические рекомендации "Здоровьесберегающие технологии в практике работы музыкального руководителя"

Здоровье - это необходимое условие полноценного развития ребёнка. Оно формируется с раннего детства, детский сад - эта одна из ступенек формирования здоровья ребёнка....

Возможности онлайн педагогики в дефектологии. Методические рекомендации по проведению онлайн занятий для учителя логопеда. Приложение к методическому пособию в виде презентации.

Компьютеризация процесса образования в Российской Федерации в последнее время набирает темп и силу, а дистанционное непрерывное образование для категории детей и подростков с ОВЗ, безусловно, является...