НОД "Фруктовая лаборатория""
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Открытое занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_fruktovaya_laboratoriya.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «КОЛОКОЛЬЧИК»                      СМОЛЕНСКОГО РАЙОНА  СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Конспект НОД

 по ознакомлению с окружающим миром

 в старше – подготовительной к школе группе

 «ФРУКТОВАЯ ЛАБОРАТОРИЯ»

Разработчик: Н.Н. Кондрашова,

воспитатель 1 квалификационной категории

                                   ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Тема: «Фруктовая лаборатория»

Возрастная группа: 5-8 лет.

Форма совместной деятельности: партнерская позиция взрослого при проведении экспериментов.

Форма организации: (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная).

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная,  двигательная, экспериментирование.

Средства:

  • наглядные: картинки с изображением продуктов питания, фруктов.
  • литературные: стихотворение об овощах и фруктах,  загадка о лимоне.

Оборудование: емкости для воды (2 шт.), фрукты (банан, лимоны, апельсин, киви, яблоко, груша, виноград); картинки  с изображением продуктов питания, фруктов; карточки красного, желтого и зеленого цвета, мешочек из ткани; ватные диски, одноразовые тарелочки, йод; заварка, кипяток.

 Место проведения НОД: Лаборатория чудес.

Цель:

Познакомить детей со свойствами и качествами фруктов средствами экспериментирования.

Задачи

Развивающие: 

-развивать познавательную активность  детей в процессе экспериментирования;

-развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать;

-активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия, развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы;

-стимулировать самостоятельное формулирование выводов.

Воспитательные:

- формировать эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру;

-воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра, отстаивать собственное мнение.

Обучающие:

- познакомить детей со способностью лимона плавать только при наличии кожуры;  выводить пятна; менять цвет чая;

- уточнить знания детей о лимоне;

- обучать детей навыкам проведения простейших лабораторных опытов: закреплять умение работать с лабораторной посудой, соблюдать необходимые меры безопасности.

Интеграция областей

ОО «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Основные понятия

 Лаборатория, ученые, исследование,  способность.

Планируемые результаты

Дети смогут самостоятельно  проводить простейшие лабораторные опыты, делать вывод.

Предварительная робота

Беседа «Что значит быть здоровым?».

Этапы совместной деятельности

Этапы совместной деятельности

Содержание деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

1. Организационно-целевой этап

Постановка проблемной ситуации, мотивация к деятельности.

Приветствует детей, задаёт положительный эмоциональный настрой.

Создаёт проблемную ситуацию.

Сосредотачивают внимание на предстоящей деятельности, проявляют к ней интерес.

Отвечают на  поставленные вопросы.

2. Содержательный этап

Беседа о фруктах.

О пользе витаминов для здоровья.

Развивающая, познавательная, интеллектуальная деятельность.

Проведение динамической паузы, гимнастики для глаз.

Загадывает загадку, стимулирующую процесс мышления.

Привлекает к обсуждению, Проявляет уважение и поощряет детей к высказываниям.

Стимулирует любознательность и интерес к деятельности.

Поощряет детей к правильным предположениям и выводам.

Проводит динамическую паузу.

Показывает последовательность действий. Наблюдает за детьми во время выполнения задания.

Задает вопросы стимулирующие процессы мышления.

Поощрение детей к совместной деятельности.

Отгадывают загадку.

Делают предположения, Активно участвуют в проведении опытов, делают выводы.

Рассматривают  результаты своей деятельности. Проявляют речевую активность и интерес к происходящим действиям.

Наблюдают за действием других детей. Взаимодействуют со сверстниками.

3. Итоговый этап (рефлексия)

Контроль и оценка результатов деятельности, рефлексия, подведение итогов.

Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу); обеспечивает открытость на ориентированную самостоятельную или совместную с другими детьми деятельность.

Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства к проделанной работе; планируют самостоятельную (совместную) деятельность;

высказывают эмоциональный отклик.

Ход НОД

Часть I. Введение в игровую ситуацию

Придумано кем-то просто и мудро.

При встрече здороваться "Доброе утро" "Доброе утро" солнцу и птицам, "Доброе утро" улыбчивым лицам. И сразу утро становиться добрым, доверчивым. И длится до самого вечера. Улыбнитесь друг другу.

Воспитатель:

"Если ты весел - ты здоров, если хмур - заболел".

Как вы думаете, почему так говорят? (ответы детей).

Что нужно для того, что бы быть веселым и здоровым? (ответы детей)

Еще необходимо правильное питание. А что это значит? (ответы детей).

( Это правильная и полезная еда).

В каждом продукте можно найти что-то полезное и вредное.

Правильное питание - залог здоровья.

 Воспитатель:

Сейчас  мы с вами поиграем в игру, которая  называется "Красный, желтый, зеленый". Я вам буду показывать картинки с изображением продуктов питания, а вы будете поднимать карточки с нужным цветом. (Зеленый - это польза, желтый можно есть, не очень полезно, красный - лучше воздержаться и не есть.)

Ребенок:

Ешьте овощи и фрукты -
Это лучшие продукты.
Вас спасут от всех болезней.
Нет вкусней их и полезней.

Подружитесь с овощами,
И с салатами и щами.
Витаминов в них не счесть.
Значит, нужно это есть!

Воспитатель:

- Мы с вами поиграли и выяснили, какие продукты полезные, а какие вредные.

- Вот в этом чудесном мешочке находятся полезные продукты. А какие – вы должны угадать на ощупь (дети по очереди вытаскивают из мешочка фрукты, выкладывают на  блюдо).

Что это же это за продукты? (ответы детей: апельсин, банан, яблоко, груша, лимон, киви, виноград).  

- ребята, а как вы смогли на ощупь определить, какой это фрукт? (ответы детей: все фрукты отличаются на ощупь, дети трогают фрукты руками и рассказывают о своих ощущениях).

- Ребята, а как вы считаете, фрукты разные на вкус ?  А вы смогли бы с закрытыми глазами определить, что это за фрукт?

Игра "Угадай на вкус"

Ребенку с закрытыми глазами дают  кусочек фрукта. Ребенок отгадывает.. 

 Воспитатель: Итак, все фрукты разные. Чем они отличаются? По каким признакам их можно сгруппировать?

  • Посмотрите, отличаются ли они по форме? (круглые, овальные)
  • По размеру (большие и маленькие)
  • По цвету (оранжевые, зеленые)
  • По структуре кожуры (пористые и гладкие)
  • По вкусу.

Гимнастика для глаз.

Воспитатель: 

- Ребята, отгадайте загадку:

Желтый цитрусовый плод

В странах солнечных растёт,

Но на вкус кислейший он,

А зовут его….(лимон)

-  Правильно - лимон.  (Воспитатель выносит корзину с лимонами. Даёт каждому ребёнку по лимону)

- Лимон – фрукт из рода цитрусовых. Сейчас мы с вами по очереди будем называть его качества.

 ( Дети: -желтый, овальный, шероховатый, кислый, съедобный, витаминный, полезный, сочный, блестящий, холодный, упругий)

- Молодцы! Все качества лимона назвали.

-  А что вы ещё знаете о лимоне?

(Дети. Лимон полезный, содержит витамин С, который помогает при простуде. С лимоном пьют чай.)

-  Вы много знаете о лимоне, но это еще не все секреты о нем.

- Хотите сделать собственные открытия об этом удивительном фрукте?

- Тогда я вам предлагаю стать настоящими учеными-исследователями и отправиться в лабораторию для проведения необходимых опытов.

                      Часть II. Практическое экспериментирование

Воспитатель: Дети мы с вами находимся в лаборатории чудес. Давайте вместе вспомним правила поведения при проведении лабораторных опытов:

- Не шуметь и не толкаться.

- Внимательно слушать.

- Со всеми веществами  следует обращаться очень осторожно.

- Не стоит все пробовать на вкус, особенно если не знаешь, что это за вещество.

-Быть аккуратными с материалами для опытов.

-Делать выводы.

Опыт №1 «Тонет – не – тонет»

- Сейчас мы постараемся раскрыть секреты лимона.

- Как вы думаете, умет ли лимон плавать? (предположения детей)

Возьмите лимон и опустите его в воду. Он будет плавать. И даже если постараться, утопить его не удастся. А теперь давайте попробуем опустить в воду очищенный лимон.

- Что мы наблюдаем? (утонул, упал на дно).

-А как вы думаете , почему  лимон с кожурой плавает, а без кожуры утонул? (рассуждения детей)

Вывод: В кожуре лимона находится воздух, который помог всплыть лимону на поверхность.

-С каким спасательным средством мы можем сравнить кожуру лимона?

(Ответ детей: надувная лодка, спасательный круг)

-  Что находится внутри спасательного круга , что помогает оставаться на поверхности воды? (ответы детей- воздух)

-  В кожуре лимона тоже есть воздух и поэтому он не тонет.

Опыт 2: Тонет ли кожура лимона?

Давайте положим кожуру в воду.

"В лимонной кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают лимон на поверхность воды. Без кожуры лимон тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет." Значит можно утверждать, воздух легче воды. Какие еще фрукты не утонут? (предложения детей)

Вывод: Итак, мы можем сделать вывод, что в кожуре лимона находятся воздух и поэтому он не тонет. Воздух легче воды.

Где человек применяет то, что воздух легче воды? (ответы детей) (надувные лодки, круги)

- А сейчас немножко отдохнем.

Пальчиковая гимнастика "Как у нашей Зины…" 

 Как у нашей Зины фрукты в корзине:
(Дети делают ладошки «корзинкой»)

Этот пальчик – апельсин,
Он, конечно, не один.
Этот пальчик – слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик – абрикос,
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик – груша,
Просит: «Ну-ка, скушай!»
Этот пальчик – ананас,
(Поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого.)
Для меня и для вас.
(Показывают ладошками вокруг и на себя.)
 

Опыт №3.  «Лимон – пятновыводитель»

- Ватный диск

- Одноразовые тарелочки (каждому ребенку)

- Йод

- Кусочки лимона

Капните йод на ватный диск. Затем выжмите несколько капель лимонного сока на йодное пятно. Пятно исчезло!

Вывод: В данном случае лимон помог вывести пятно. Лимон нейтрализовал йод. Произошла химическая реакция. Пятно стало бесцветным.

- Вот какой интересный секрет лимона мы с вами открыли. Дома о нем обязательно расскажите маме.

Опыт 4: "Волшебный лимон"

Сейчас мы с вами заварим чай.  Вы добавьте туда дольку лимона. Посмотрите, что произошло с чаем? (ответы детей)

Вывод: Лимон очень кислый, и поэтому лимонная кислота меняет цвет чая.

Часть III. Итоги НОД:

Воспитатель:

- Ребята, мы с вами провели опыты и сделали следующие выводы:

  • лимон - не тонет;
  •  сок лимона помогает выводить пятна;
  • Сок лимона  меняет цвет чая.

- Вам понравилось наше сегодняшнее занятие?

- Что понравилось вам больше всего? (ответы детей)

Воспитатель: Мне тоже было с вами интересно. Я предлагаю вам провести такие опыты вместе с вашими родителями.  Я хочу поблагодарить вас за участие в проведении опытов, примите от меня это угощение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт о реализации экспериментальной площадки познавательно – исследовательской деятельности в мини – лаборатории «Хочу все знать»в мини – лаборатории «Хочу все знать» »

Экспериментальная площадка была запущена на базе МДОУ «Детский сад №2 р.п.Новые Бурасы» с сентября 2017г. (срок реализации сентябрь 2017г. – май 2018г.) в соответствии с федеральным ...

Мини-лаборатории «Лаборатория почемучек»

Пояснительная запискаОдним из важнейших элементов предметно-пространственной развивающей среды для экспериментирования дошкольников является мини-лаборатория. Созданная в нашей группе мини-лаборатория...

Конспект открытого занятия в детской исследовательской мини - лаборатории к Дню Космонавтики "Космическая лаборатория"

Исследования в детской мини - лаборатории проводятся с персонажем из любимого детьми мультфильма "Маша и медведь"Машей - Почемучкой.Маша задаёт детям вопросы, на которые они ищут ответы с по...

Фото отчет на тему; «Экспериментальная деятельность детей подготовительной группы с использаванием цифровой лаборатории "Наураша в стране Наурандии» (лаборатория «кислотность»).

Практическое использование детской цифровой лаборатория «Наураша в стране Наурандии».Информация, добытая своими руками, запоминается ребенком прочно и надолго. В ходе занимательных экспери...

Конспекты занятий в цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» на основе технологии проблемного обучения. Модуль лаборатории «МАГНИТНОЕ ПОЛЕ»

Данный материал будет интересен специалистам, работающим с детьми дошкольного возраста и тем, кто занимается детским исследованием....

Конспект образовательной деятельности в цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» на основе технологии проблемного обучения лаборатория «Пульс» Тема: «Сердце» С детьми 4 лет

Цель - познакомить детей с главной мышцей нашего организма - сердцем.Задачи: - учить детей заполнять ментальную карту;- способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам;- ра...

Конспект образовательной деятельности в цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» на основе технологии проблемного обучения лаборатория «Пульс» Тема: «Пульс» С детьми 4 лет

Тема «Пульс»Цель - познакомить детей с цифровой лабораторией «Наураша в стране Наурандии».Задачи: - учить измерять пульс человека разными способами;- Учить фиксировать результа...