«Восприятие художественных текстов с помощью презентаций авторских произведений для детей старшего дошкольного возраста»
статья

Щепетинникова Ирина Витальевна

Ключевые слова: художественное восприятие, авторские произведения, старший дошкольный возраст, методические рекомендации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stat_nsportal.docx32.54 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Восприятие художественных текстов  с помощью презентаций авторских произведений   для детей старшего дошкольного возраста»

 «Книга – это жизнь нашего времени.

В ней все нуждаются… и дети – так же…»

                                                                                                           В.Г.Белинский.

 Художественное слово широко используется педагогами  в работе с детьми дошкольного  возраста. Детям очень нравится слушать стихи, рассказы и, особенно, сказки. Интересное содержание, яркие образы, сюжет произведений привлекают внимание ребенка, доставляют радость и оказывают на него огромное воспитательное воздействие.

Детская литература - органическая часть общей литературы, но специфична. Являясь средством формирования личности,  она способствует  разностороннему развитию ребенка, помогает ему уточнить имеющиеся представления об окружающей действительности, постепенно обогащает новыми понятиями, расширяет жизненный опыт.

Произведения детской художественной литературы помогают ребенку выработать то или иное отношение к явлениям окружающей жизни, поступкам и поведению людей, гуманное отношение к животным, любовь к природе. Слушая разные по жанру произведения, ребенок учится родному языку, чувствует красоту художественного слова, переживает разные эмоции.  Художественное слово воспринимается через слушание чтения или рассказывания взрослых в дошкольном детстве и самостоятельное  чтение ребенком в дальнейшем.

Авторские произведения рассматриваются как форма познания современного мира, - это произведения, основанные на лучших традициях классической отечественной и зарубежной детской художественной литературы и собственном видении окружающей жизни в настоящем.

Свои впечатления автор  стремится передавать «по-детски», доступным и, в то же время, образным языком. Часто помогают психолого-педагогические наблюдения, личный опыт и воспоминания из своего детства.

Используя возможности информационно-коммуникативных технологий,  сегодня можно обогатить восприятие художественных текстов с помощью сопроводительных презентаций, чтения электронных книг, в соответствии с  возрастом ребенка.  Такой процесс проходит занимательно, в игровой форме, всегда полезен и интересен современным детям.

Представленный практический материал, из опыта работы,  по использованию авторских произведений в работе с детьми показывает оригинальность методики  и инновационные подходы к процессу чтения, рассказывания или заучивания наизусть художественных текстов.

 Авторские сказки легко читаемы, сюжетная  линия текстов проста для детского восприятия в дошкольном возрасте. Их можно использовать в дополнительном чтении, в свободной и совместной деятельности взрослого и детей. Процесс взаимодействия педагога с ребенком становится более насыщенным, обогащенным только положительными эмоциями,  воспитанники раскрепощаются, рассуждают, создаются эффективные условия для мотивации и социализации. 

Далее представлены тексты авторских произведений и творческие разработки использования презентаций к ним.

Сказка «Девочка и звезда»

Ветер небрежно приотворил незакрытое окно и разбудил спящую девочку. Она проснулась и маленькими шагами подошла к развевающимся занавескам. Как легко дышится! Прохладный воздух коснулся щёчек и рук. За окном июльская ночь. Какое красивое небо! Столько звёздочек, маленьких и больших! Вдруг девочка увидела, как одна из звёзд стала светить ярче, чем другие. Приподняв руку, она представила, будто космическая незнакомка поместилась на её теплой ладошке. Показалось, что звёздочка, будто волшебница, может исполнить любое желание. Что же попросить? Ведь точно сбудется, потому что оно единственное и самое главное! А звёздочка может всё-всё на свете, как добрая фея в золотистом платье с широкими рукавами и волшебной палочкой. Может, какой-нибудь невероятный подарок на Новый год? Почему-то вспомнились ёлка и огоньки гирлянд. Маленькая мечтательница мысленно увидела красивый шуршащий свёрток и представила, как быстро развернула его. На пол посыпались конфеты, выпали краснобокое яблоко и три ярко-оранжевых мандарина. Шоколадный Дед Мороз прокатился в своём кафтане из блестящего синего фантика до двери… Нет! Надо придумать что-то другое. А что, если исполнится давняя мечта: на день рождения подарят рыжего котёнка. Он будет пищать, мурлыкать, потом спать, свернувшись клубком, или гоняться за бумажным бантом. А если его нос вдруг станет горячим, девочка будет лечить его молоком и мёдом. Тут к воображаемому котёнку подошла воображаемая кошка, такая же рыжая, но в полоску, как тигрица, легонько приподняла его зубами за мягкую шёрстку на шее и скрылась из виду. Звёздочка посмотрела на девочку строго, но ласково. Затем весело подмигнула маленькой мечтательнице, как бы подбадривая её, чтобы та быстрее придумала для исполнения самое заветное желание! И тут девочка вспомнила, что её бабушка заболела несколько недель назад. Вместе со звёздочкой они услышали, как бабушка тяжело дышит во сне, в соседней комнате. А еще девочка вспомнила, что давно не пробовала вкусных бабушкиных блинчиков, не слушала вечерами бабушкиных историй. Она проговорила шёпотом, но очень чётко: «Звёздочка, сделай так, чтобы моя бабушка выздоровела, стала весёлой и бодрой, как раньше». Звёздочка быстро поднялась с крохотной ладошки и исчезла в небе. Девочка даже не поняла, услышала ли её звёздочка. Маленькая мечтательница на цыпочках вернулась к кровати, быстро залезла под одеяло с корабликами и уснула. Утром её разбудил вкусный запах бабушкиных блинчиков. Она хлопотала на кухне, тихонько напевая песенку. Как хорошо, что бабушка стала поправляться! Загаданное желание всё-таки сбылось. Самое главное и самое нужное! Девочка увидела на стене солнечные блики, подумала о звёздочке и улыбнулась.

Презентация к авторской сказке «Девочка и звезда» адресована  воспитателям старших и подготовительных групп, может быть использована как самостоятельное развивающее занятие и как дополнительный вид совместной деятельности педагога с детьми.

Цель:  речевое развитие детей 6-7 лет,  ознакомление с произведением детской художественной литературы, с помощью самостоятельно созданного электронного образовательного ресурса. Задачи:  образовательные:  развитие речи детей, ознакомление с литературным жанром – волшебной сказкой  на примере авторской, с применением ИКТ,  формирование умения отвечать на вопросы, делать выводы; развивающие: восприятие художественного текста, пополнение и обогащение словарного запаса,   развитие внимания, памяти, творческого воображения, визуальных возможностей,  эмоциональной сферы; воспитательные: воспитание любви к родному языку, нравственных качеств  через чтение сказки, положительного отношения к добрым поступкам людей. Словарная работа: небрежно, незнакомка, краснобокое, кафтан, воображаемый,  мечтательница. Доминирующая образовательная область: речевое развитие (восприятие художественной литературы). Интеграция образовательных областей: речевое развитие,  познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие. Оборудование: ноутбук, смарт-доска, флеш-карта, картинки  на космическую тему, аудиозапись спокойной расслабляющей музыки, материалы для продуктивной деятельности по количеству детей. Варианты организационного момента: загадки о звезде; беседа о волшебных сказках; пальчиковая гимнастика «Звездочка»; рисование звезды песком на интерактивном столе. Показ  слайдов к сказке «Девочка и звезда», выразительное чтение педагогом.

Последовательность вопросов: Где девочка увидела звездочку? Какой была космическая незнакомка? О чем мечтала девочка? Какое желание загадала девочка в первый раз? Каким было второе желание? О чем вспомнила девочка? Почему девочка захотела помочь бабушке? Чем закончилась сказка? Что в ней поучительного? Что больше всего запомнилось?

Физкультминутка: «Космическое путешествие». Динамическая пауза (на выбор): «Елка», «Кошка», «Поможем бабушке». Творческое задание по выбору: рисование «Космическая незнакомка»,  «Звездочка в окне», «Новогодний подарок»; лепка «Волшебная звезда»,  «Кошка», «Котенок», «Дед мороз»  «Конфеты, мандарины»; оригами  «Звездочка». Релакс: отдых на ковре или пуфе  под музыку на космическую тему.

Ссылка на страницу, где размещена самостоятельно созданная презентация к авторской сказке «Девочка и звезда»: https://www.maam.ru/detskijsad/metodicheskaja-razrabotka-prezentacija-k-avtorskoi-skazke-devochka-i-zvezda.html

Сказка «Снежный город»

В одном уютном местечке, под названием…Снежинск, Снежный, а может, Снеговерть? Одним словом, в Снежном городе жили необыкновенные обитатели: Снежки, Снежинки, Снеговики! Никогда они не грустили, а всегда веселились и радовались, имея теплоту в характере и солнечность в настроении, невзирая на то, что были холодные-холодные, почти ледяные! Всё в этом городе было из снега: улицы, дома, деревья, заборы, колонны, мосты, машины и даже птицы. Куда не посмотришь, – всюду снежное царство и снег, то искрящийся, то пушистый, то липкий, то колючий, но всегда белый-белый! И вот однажды одной из Снежинок наскучил белый цвет, и она решила отправить письмо разноцветным Краскам, которые жили по соседству. У  Красок, наоборот, всё было цветное: деревья, кусты, трава – зеленые, небо – синее, с голубыми облаками, солнце – оранжевое, звездочки – ярко- желтые, крыши домов – красные и коричневые, машины - серебристые, шляпы – черные, фиолетовые, серые, розовые. Белого цвета в их жизни было мало: горошки на платьях, ландыши под старой липой, а еще пудель по имени Снежок. Так вот. Снежинка подумала и написала: «Дорогие Краски, очень прошу вас помочь раскрасить наш белоснежный город! Поверьте, белый цвет, хоть и благородный, но очень скучный, а нам нужны разные цвета, особенно, яркие, чтобы солнечность настроения и теплота характера не стали однотонными. Ждем вашего приезда с нетерпением!» Жители Снежного города стали готовиться к приезду гостей. Накрыли стол белой скатертью с не менее белой бахромой. В центр стола поместили белую вазу с изысканным рисунком из белых лилий. Расставили белые стулья, с мягкими белоснежными подушками. Приготовили торт с белым кремом и розочками еще белее. Горячий чай решили заменить коктейлем «Снежная сказка» из прохладного молока с ванилью. А Краски тем временем, получив письмо, с радостью решили помочь жителям Снежного города и стали собираться в путь-дорогу. Нашли самые красивые наряды, завели желтый двухъярусный автобус, потому что на первом этаже разместились основные цвета, а на втором – их оттенки, и поехали! Подъезжая к Снежному городу, они увидели, что зеленые деревья сменились на белые, улицы, крыши домов, заборы, мосты, колонны, даже вспорхнувшие птички, – всё вокруг белое-белое! Гостей встретил Снеговик, проводив в гостиную, предложил отведать угощение: торт с белым кремом и розочками еще белее и вкусный коктейль из прохладного молока с ванилью. Краски разместились на белых стульях, но всем места не хватило. Тогда веселые Снежки принесли огромный белый диван с белой спинкой. Снежинки, перебивая друг друга, стали рассказывать, как им хотелось бы изменить свою жизнь белого цвета, добавив хоть немного других цветов! Как было бы интересно посмотреть на их город, который из Снежного города превратился бы в Цветной! Краски были довольны таким неожиданно теплым приемом в холодном белом царстве. Посовещавшись, они решили приступить к работе, не забыв позвать помощников, Снежков, Снежинок и Снеговиков. Сначала раскрасили белые дома и крыши, их преобразили самые разные цвета: желтый, оранжевый, коричневый, серый. Затем в зеленый цвет покрасили деревья, а в серебристый – машины. Белым птичкам краешки крыльев и лапки покрасили черным цветом, а шапочки – красным. Очередь дошла и до гостиной. Белой скатерти и не менее белой бахроме добавили фиолетовых и золотистых брызг, изысканный рисунок лилий на белой вазе обвели розовым цветом, а спинки белых стульев и дивана украсили голубыми и бежевыми полосками. Осталось измениться Снежкам, Снежинкам и Снеговикам. Тут началось настоящее волшебство! У Снежинок появились необычайной красоты платья, самых невероятных и даже редких цветов: лимонного, бордового, лилового, изумрудного, персикового. Снежки и Снеговики выбрали для себя оттенки любимого синего цвета. Когда работа была закончена, все снова уселись в гостиной, увидели торт с белым кремом и розочками еще белее. Тут же всё было исправлено: крему добавили капельки малинового сиропа, а розочкам – брусничного. Коктейль с ванилью понравился такой, какой есть, должно же хоть что-нибудь остаться белым! Зазвонил телефон, это было оповещением для Красок, что пора возвращаться обратно. Снежки и Снеговики с грустью провожали гостей. Снежинки стали посылать Краскам воздушные поцелуи. Необычайной красоты платья бесчисленных Снежинок, которые столпились возле отъезжающего автобуса, составили узор, похожий на салют. Одна из Снежинок подумала, что, когда начнется снегопад, и город станет белым-белым, им снова придется вызывать Краски, чтобы изменить скучную жизнь и сделать ее разноцветной. Хорошо, что Краски живут по соседству!

Презентация авторской сказки «Снежный город» может быть использована педагогами для речевого и познавательного развития детей старшего дошкольного школьного возраста, как организованная образовательная деятельность или как дополнительный вид совместной деятельности педагога с детьми (в свободной деятельности).

Цель: речевое развитие детей 6-7 лет, ознакомление с произведением детской художественной литературы, с помощью самостоятельно созданного электронного образовательного ресурса к сказке. Задачи:  образовательные: развитие речи детей, ознакомление с литературным жанром – волшебной сказкой на примере авторской, с применением ИКТ, формирование умения отвечать на вопросы, беседовать по содержанию, оценивать поступки; развивающие: восприятие художественного текста, пополнение и обогащение словарного запаса, развитие внимания, памяти, творческого воображения, визуальных возможностей, сенсорного восприятия, эмоциональной сферы; воспитательные: воспитание любви к родному языку, нравственных качеств через чтение сказки, неравнодушное отношение к происходящим событиям. Словарная работа: снежный, снежки, снежинки, снеговики, белоснежный, бахрома, изысканный, ваниль, коктейль, двухъярусный, бордовый, лиловый, изумрудный, персиковый, лимонный, гостиная, малиновый, брусничный. Доминирующая образовательная область: речевое развитие (восприятие художественной литературы). Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие. Оборудование: ноутбук, смарт-доска, флеш-карта, картинки на зимнюю тему, цветные карточки, аудиозапись легкой оркестровой музыки в соответствии с возрастом, материалы для продуктивной деятельности по количеству детей.

Варианты организационного момента: беседа о волшебных сказках; загадки о городе; пальчиковая гимнастика «Маленькие и большие дома»; рисование домика песком на интерактивном столе; показ слайдов к сказке «Снежный город», выразительное чтение художественного текста педагогом.

Последовательность вопросов: В каком городе происходили сказочные события? Какие обитатели жили в Снежном городе? (назовите). Почему им стало скучно жить? К кому обратилась за помощью одна из Снежинок? Почему она отправила письмо разноцветным краскам? Как жители Снежного города начали готовиться к приезду гостей? Кто их встретил? Что решили сделать краски, посовещавшись? Как они раскрасили все вокруг? Что произошло потом? О чем подумала одна из Снежинок? Что больше всего запомнилось?

Физкультминутка: «Веселые краски». Динамическая пауза (на выбор): «Снежок», «Готовим угощение». Творческое задание по выбору: рисование «Город зимой», «Разноцветные крыши», «Птички», «Телефон», «Салют», «Снежинки»; аппликация «Сказочный город», «Краски и кисти»; лепка: «Мебель: диван, стол, стулья», «Торт», «Снеговик», «Телефон», «Автобус»; оригами «Снежинки», «Художественная кисть».

Ссылка на страницу, где размещена самостоятельно созданная презентация к авторской сказке «Снежный город»: https://www.maam.ru/detskijsad/prezentacija-k-avtorskoi-skazke-snezhnyi-gorod.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые упражнения на развитие навыков восприятия характера и содержания музыкального произведения для детей старшего дошкольного возраста.

    В наше социально - ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, приобщение ребенка к наилучшим об...

Авторская программа для детей старшего дошкольного возраста «Мой край родной далёкий, близкий»

Содержание программы направлено на создание условий для развития личности дошкольника; развитие мотивации личности дошкольника к познанию и творчеству; обеспечение благополучного эмоционального развит...

Авторская программа для детей старшего дошкольного возраста «Прикоснись к природе сердцем»

У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Мы уже привыкли к разговорам о том, что мир сто...

Презентация «РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТАБЛИЦ»

Презентация «РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТАБЛИЦ»...

Авторский мультфильм для детей старшего дошкольного возраста "О Нижнем Новгороде детям"

Авторский мультфильм для детей старшего дошкольного возраста "О Нижнем Новгороде детям" https://disk.yandex.ru/i/UZTBGoWoZSNpig...

Особенности восприятия литературных произведений у детей старшего дошкольного возраста

И по сей день, ученые спорят, что раньше появилось – речь или пение, Поэзия или Музыка. Не случайно, полторы тысячи лет назад в одном из индийских трактатов были начертаны такие слова: &laq...

презентация Детская художественная литература, как средство развития театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Детская художественная литература, как средство развития театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста...