Особенности восприятия литературных произведений у детей старшего дошкольного возраста
статья

Журавлёва Ольга Викторовна

И по сей день, ученые спорят, что раньше появилось – речь или пение, Поэзия или Музыка. Не случайно, полторы тысячи лет назад в одном из индийских трактатов были начертаны такие слова: «Издревле никто и не думал читать что-либо без музыки или интонировать без слов. И чем древнее тексты, тем больше там пения, музыки и игры, и меньше того, что надо читать и произносить. И нет здесь музыки без слова, строки и буквы; они для музыки то же, что ось для колеса. В пространстве мира и миров нет слов, строк и поэм, но есть звук; он строит все пространство вселенной… А на язык и струны лишь капля (этого звука) попадает, и стихами, не смоченными этой влагой, не спасешься..., если пропадает волшебство музыки, недвижима, остается ось, что вращает колесо мироздания.» [14 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Особенности восприятия. 22.78 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности восприятия литературных произведений у детей старшего дошкольного возраста

О.В. Журавлёва

        Воспитатель ГБДОУ № 94

Невского района Санкт-Петербурга.

И по сей день, ученые спорят, что раньше появилось – речь или пение, Поэзия или Музыка. Не случайно, полторы тысячи лет назад в одном из индийских трактатов были начертаны такие слова: «Издревле никто и не думал читать что-либо без музыки или интонировать без слов. И чем древнее тексты, тем больше там пения, музыки и игры, и меньше того, что надо читать и произносить. И нет здесь музыки без слова, строки и буквы; они для музыки то же, что ось для колеса. В пространстве мира и миров нет слов, строк и поэм, но есть звук; он строит все пространство вселенной… А на язык и струны лишь капля (этого звука) попадает, и стихами, не смоченными этой влагой, не спасешься..., если пропадает волшебство музыки, недвижима, остается ось, что вращает колесо мироздания.» [14 с. 101]

 Среди многих видов искусства музыка по праву занимает особое место в эстетическом и художественном воспитании и во всей системе формирования всесторонне и гармонически развитого человека.

Палитра музыки богата, язык ее гибок и многообразен. Все, что не подвластно слову, не находит в нем своего выражения, находит отражение в музыке. Особенно ярко воспевает она великую гармонию природы.

Дошкольники проявляют особую любовь к музыкальному искусству и могут быть вовлечены в посильную для их возраста деятельность, целями которой являются развитие интереса к музыке, правильное восприятие ее содержания, структуры, формы, а также пробуждение потребности постоянного общения с ней и желания активно проявлять себя в этой сфере.

Под руководством взрослого ребенок учится сопереживать, фантазируя и воображая в процессе восприятия музыки, он стремиться проявлять себя в пении, в танце, в игре на музыкальных инструментах. Каждый ищет неповторимый характер движения, изображая веселую птичку и жужжащего шмеля, неуклюжего медведя и хитрую лису.

Литература и музыка предполагают наиболее тесную связь между собой. В самом своем зарождении эти искусства представляли единое целое. Известно, что Аристотель дает свою классификацию, исходя из единства искусств. Оно строится на теории подражания искусства природе, "ритмом слова и гармонией или раздельно, или вместе" Это единство искусств проявлялось, прежде всего, при исполнении поэтических произведений - мелодекламации: звучащее слово сопровождалось игрой на музыкальном инструменте, что способствовало особой суггестивности искусства, воздействию его на чувства, сознание слушателей. В этой связи Аристотель писал, что музыка более других искусств приближается "к действительности отображения гнева и кротости, мужества и воздержанности и всех противоположных им свойств".  В слове музыка находила мыслительную оформленность, в музыке слово обретало высшую эмоциональность и выразительность. Эта органическая связь была закономерной, так как у музыки и звучащего слова имеется много общих свойств: темп, ритм, частота, тембр, диапазон, эмоциональность, певучесть, мелодичность. Передавая чувства, настроения, переживания человека, музыка как бы следует интонациям речи. Это и служит основанием рассматривать музыку как искусство интонирования смысла.

Музыка и живопись, поэзия и проза – все эти виды искусства связаны между собой, так как любой вид искусства черпает свое содержание из жизни. 

             Музыка рассказывает о жизни в звуках, живопись – в красках, проза и поэзия – в слове. Связь музыки и литературы очевидна. Особенно оперная и вокальная музыка непосредственно используют литературные сюжеты (оперы П.И. Чайковского  М. Мусоргского, Ж. Бизе и т.п.) и стихотворную лирику А. Пушкина, М. Лермонтова, Ф. Тютчева и многих других. 
          Литература и музыка предполагают наиболее тесную связь между собой. В самом своем зарождении эти искусства представляли единое целое.

1. Восприятие— познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Это психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств. Восприятие — одна из биологических психических функций, определяющих сложный процесс приёма и преобразования информации, получаемой при помощи органов чувств, формирующих субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом. Как форма чувственного отражения предмета, восприятие включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нём информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.

2. Музыка (греч. mousa муза) вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуковых последовательностей, состоящих в основном из тонов.

3.     Литературное произведение - произведение человеческой мысли, закрепленное в письменном виде и обладающее общественным значением.

4. Восприятие художественного произведения — сложный психический процесс. Оно предполагает способность узнать, понять изображенное; но это не только познавательный акт. Необходимым условием художественного восприятия является эмоциональная окрашенность воспринятого, выражение отношения к нему.

5. Музыкальное произведение – сочинение, состоящее из звуков с текстом или без текста, исполняемое голосом или с помощью инструментов.  Музыкальным произведениям свойственны внутренняя завершённость и мотивированность целого, индивидуализированность содержания и формы, за которыми стоит личность автора, детальная фиксация нотной (или другого типа) записи, предполагающая искусство исполнительской интерпретации

В современной психологии и социологии   термин «читатель» распространяется и на ребенка – дошкольника,  не  умеющего    читать. Он  отражает общие  особенности восприятия  и  понимания,  книги, свойственные  слушанию в той  же мере,  что  и чтению.  Ученые (А.В.Запорожец, Д.Б Эльконин, Л.С. Славина и  др.) отмечают,   что  дошкольный  возраст  ─ период   активного   становления художественного восприятия  ребенка.  В это  время совершается переход от первоначального  восприятия,  когда  специфическое   эстетическое  

отношение к действительности еще слито с жизненным, к ступеням собственно эстетической деятельности. Последняя,  реализуется в активном мысленном сопереживании ребенка героям, в перенесении им на себя действий, чувств, мыслей персонажей.  

        Художественное восприятие ребенка на протяжении  дошкольного возраста  развивается и совершенствуется.  Кандидат педагогических наук, доцент Л.М. Гурович  на основе обобщения научных   данных и  собственного  исследования рассматривает  возрастные  особенности      детей старшего  дошкольного  возраст. С 5 ─ летнего возраста начинается новая стадия в литературном развитии ребенка.    В этот период в какой-то   мере утрачивается ярко выраженная внешне эмоциональность и возникает  пристальный интерес, к содержанию произведения к установлению многообразных связей, к постижению его внутреннего смысла.

        Самыми любимыми у детей  становятся волшебные сказки с их чудесным вымыслом, фантастичностью, развитым сюжетным действием, полным конфликтов, препятствий, драматических ситуаций, разнообразных  мотивов  (коварство, чудесная помощь, противодействие злых и добрых сил и др.), c яркими характерами героев.

         Высокого уровня достигает деятельность воссоздающего воображения.   Ребенок способен понимать текст без помощи иллюстраций. Рисунок в книге начинает выполнять собственно иллюстративную  роль,     вспомогательную, помогая ребенку уточнить возникающие представления, облегчая проникновение в смысл произведения.

        Накапливаемый довольно обширный жизненный опыт, помогает ему   осмыслить более сложные литературные факты. Дети уже способны понимать в книге такие события,  каких  подчас не было в их собственном опыте. Это связано с тем, что наряду  с накопленным ранее жизненным      опытом обогащается  опыт опосредованный, и в частности литературный,   проявляющийся, прежде всего в сознательном отношении к авторскому слову. У ребенка формируется умение воспринимать литературное произведение в единстве содержания и формы, осмысливать словесный образ,   относиться к нему как к авторскому приему. Возникает также умение не только замечать выразительное, яркое слово, но и осознавать его роль в тексте.

        Усложняется и понимание литературного героя, он начинает  проникать и в чувства мысли. В связи с этим становиться доступным восприятию не только герой с однозначным характером  плохой или хороший, но и более сложный чье поведение иногда характеризуется  противоречивыми поступками,  нравственными переживаниями, сложными  мотивациями.  Возможность проникать в сферу внутренней жизни героя связана с формированием умения сопереживать, сочувствовать ему. Сопереживание помогает ребенку осознать такие мотивации поступков персонажей,  которые связаны    не только с их действиями, но и  с чувствам.

         Формирование у ребенка способности улавливать  эмоциональный подтекст  произведения.   Таким образом, видно, что в течение всего дошкольного периода происходит активное  совершенствование способностей к восприятию  литературных произведений, формирование интереса и любви  к книге, т.е. ребенок  успешно  формируется как читатель. 

        Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.

        Доктор психологических наук, профессор  О. И. Никифорова выделяет в развитии восприятия художественного произведения три стадии:

      - непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе – работа воображения);

     - понимание идейного содержания произведения (в основе лежит мышление);

    - влияние художественной литературы на личность читателя (через чувства и сознание).

        Литературное произведение - произведение человеческой мысли, закрепленное в письменном виде и обладающее общественным значением.

     Литературное произведение - произведение человеческой мысли, закрепленное в письменном виде и обладающее общественным значением.

        Литературное произведение обращается одновременно и к чувству, и к мысли читателя, помогая ему освоить богатый духовный опыт человечества. Педагог, специалист в области дошкольного воспитания  Е. А. Флерина называла характерной чертой восприятия художественного произведения детьми единство «чувствующего» и «мыслящего».

        Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы, необходимо знать психологические особенности восприятия и понимания этого вида искусства дошкольниками.

        Восприятие художественного произведения — сложный психический процесс. Оно предполагает способность узнать, понять изображенное; но это не только познавательный акт. Необходимым условием художественного восприятия является эмоциональная окрашенность воспринятого, выражение отношения к нему (Б. М. Теплов, П. М. Якобсон, А. В. Запорожец и др.). Психолог   А. В. Запорожец отмечал: «...эстетическое восприятие не сводится к пассивной констатации известных сторон действительности, хотя бы очень важных и существенных.  Оно требует, чтобы воспринимающий как-то вошел внутрь изображаемых обстоятельств, мысленно принял участие в действиях».

          Литературное произведение обращается одновременно и к чувству, и к мысли читателя, помогая ему освоить богатый духовный опыт человечества.

        Дошкольный возраст – это важный этап в развитии ребенка, который создает фундамент для формирования новых психических образований, что будут развиваться в процессе учебной деятельности. Данный период не какой-то обособленный этап в жизни ребенка, а одна из ступеней в ходе психического развития, взаимосвязанная с другими этапами развития.

        Для развития любого психического процесса существует "свой" сензитивный период. Очень важно не пропустить благоприятный момент развития у ребенка того или иного психического процесса.

        Для каждого психического процесса существуют свои наиболее благоприятные периоды развития: для младенческого возраста – ощущения, для раннего возраста – речь, для дошкольного – восприятие.

        В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком литературного  произведения и учета всех характеристик героя. У детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы. Усложняется понимание литературного героя, осознаются некоторые особенности формы произведения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма). В старших дошкольников  учат при восприятии содержания литературных произведений замечать выразительные средства. Дети  могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра.

        Литература работает со словом - главное её отличие от других искусств. Значение слова было дано еще в Евангелие – божественное представление о сути слова. Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благотадти и истины. Слово - основной элемент литературы, связь между материальным и духовным. Слово воспринимается, как сумма тех значений, которые дала ему культура.  

        Флоренский П.А. , современный теоретик литературы, оценивает возможности искусства слова очень высоко : «Литература – «первое среди равных» искусство. Мифологические и литературные сюжеты и мотивы часто кладутся в основу многих произведений других видов искусства – живописи, скульптуры, театра, балета, эстрады,  музыки, кино».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые упражнения на развитие навыков восприятия характера и содержания музыкального произведения для детей старшего дошкольного возраста.

    В наше социально - ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, приобщение ребенка к наилучшим об...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПО ИЛЛЮСТРИРОВАНИЮ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЮГРЫ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПО  ИЛЛЮСТРИРОВАНИЮ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЮГРЫ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Развитие звуковой культуры речи и ознакомление с литературным произведением для детей старшего дошкольного возраста»

Ознакомление детей с правильным произношением звуков, анализ литературного произведения с детьми старшего дошкольного возраста...

«Восприятие художественных текстов с помощью презентаций авторских произведений для детей старшего дошкольного возраста»

Ключевые слова: художественное восприятие, авторские произведения, старший дошкольный возраст, методические рекомендации....

"Читаем дома" (перечень литературных произведений для детей старшего дошкольного возраста)

Перечень литературных произведений адресован родителям для чтения детям старшего дошкольного возраста дома....

Консультация для воспитателей с презентацией на тему:" Театрализованная деятельность как средство понимания литературных произведений с детьми старшего дошкольного возраста".

Утверждается важность развития театрализованной деятельности со старшими дошкольниками, благодаря чему ребенок проявляет свой творческий потенциал, учится понимать и любить литературные произведения....

Примерный перечень музыкальных произведений для детей старшего дошкольного возраста (от 5-6 лет)

Примерный перечень музыкальных произведений для реализации Федеральной программы (33.2.7. от 5-6 лет)...