Консультация для воспитателей с презентацией на тему:" Театрализованная деятельность как средство понимания литературных произведений с детьми старшего дошкольного возраста".
консультация

Григорьева Елена А.

Утверждается важность развития театрализованной деятельности со старшими дошкольниками, благодаря чему ребенок проявляет свой творческий потенциал, учится понимать и любить литературные произведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей.

Театрализованная деятельность как средство понимания литературных произведений с детьми старшего дошкольного возраста.

Слайд 2. Театрализованная деятельность- это доступный вид искусства для дошкольников, развивающий художественные и творческие способности, эстетический вкус, коммуникативные навыки, где  дошкольник может исполнять роль актера или режиссера при показе театральных представлений.

Слайд 3.Театрализованная деятельность оказывает большое влияние на эмоциональную сферу дошкольника, обогащая ее, содействуя снятию стресса и развитию положительных эмоций.

Она захватывает ребенка, вводит его в загадочный мир сказки и  вызывает у дошкольника желание познакомиться с новыми героями, сопереживать им.

Театрализованная деятельность помогает дошкольнику социализироваться, обучает нормам поведения в , потому что каждая сказка – это урок доброты, дружбы, нравственности.

Через театрализованную деятельность дошкольники избавляются от скованности, зажатости, неуверенности в себе, приучаются выступать на публике.

Благодаря театрализованной деятельности дошкольники определяют нравственную окраску поступков людей, различают понятия добра и зла.

Театрализованная деятельность оказывает влияние на все стороны  развития дошкольника.

Слайд 4. Цель театрализованной деятельности заключается в вовлечении  дошкольников в атмосферу творческой активности, связанную с воплощением сюжетов и развитии их творческого потенциала.

Задачи, которые помогает реализовать театрализованная деятельность, заключаются:

  • В создании благоприятных условий для реализации детской творческой активности
  • В приобщении детей к разным видам театра, в  расширении знаний о его устройстве и жанрах
  • В интеграции образовательных областей, т.к. театрализованная деятельность связана со многими образовательными областями.
  • В привлечении родителей и сотрудников ДОУ для совместных театрализованных игр.
  • Наконец, театрализованная деятельность создает благоприятную атмосферу в ДОУ и помогает дошкольнику раскрыть свои способности и самореализоваться.

Слайд 5. В ходе подготовки дошкольников к театральной деятельности педагог:

  • Читает с детьми литературное произведение
  • Беседует и определяет степень понимания детьми содержания
  • Проводит с дошкольниками обсуждение сказки, совместный анализ поступков героев
  • Игры- беседы с персонажами
  • Этюды на развитие мимики и речи
  • Устанавливает связь между произведением и жизненным опытом детей
  • Организует репетицию всего произведения.

Воспитатель привлекает к игре всех детей, те, которые были актерами на 1 представлении, на 2- зрители, а не игравшие дети – актеры. Таким образом, дошкольники смогут сравнить свою игру с игрой сверстников.

Слайд 6-9. Одним из главных критериев развития театрализованной деятельности в ДОУ является:

  • Соответствующая ПРС, доступная детям, организованная таким образом, чтобы дети могли подойти и поиграть, чтобы у них возникало желание реализовать свои идеи, окунуться в мир театра. Нельзя допускать, чтобы театрализованный уголок был только выставкой, к которой детям нет доступа.

В ПРС должны быть представлены все возможные виды театров: настольный, пальчиковый, бибабо, театр на фланелеграфе, теневой театр и др.; наличие всех атрибутов для т.игры: масок, кукол, костюмов, ширм, декораций.

  • Наличие разных видов литературных произведений, которые будут находиться в свободном доступе для дошкольников.

Слайд 10. Театрализованная деятельность выступает как средство понимания старшими дошкольниками литературных произведений при условии организации грамотного педагогического руководства.

  • Воспитатель должен стимулировать интерес детей к литературе,
  • развивать связную диалогическую и монологическую речь,
  • привлекать детей к исполнению разных ролей, порой противоположных
  • помогать  ребенку прочувствовать сказку и донести свои чувства в игре
  • способствовать становлению умения сопереживать, сострадать, любить других и делиться добротой своей души.

Слайд 11. Театрализованная деятельность помогает устранить затруднения, возникающие у дошкольников в процессе понимания литературных произведений.

Очень часто дети, увлекаясь сказкой, не вникают в смысл содержания, забывают последовательность событий, смещают ее, что мешает пониманию содержания сказки.

Театрализованная игра помогает решить эту проблему и понять смысл произведения.

Театральные игры, используемые в ДОУ подразделяются: режиссерские, где ребенок – режиссер и руководит куклами.

К режиссерским театральным играм относятся театры:

  • Настольный театр помогает учить детей координировать движения рук и глаз; сопровождать движения пальцев рук речью; побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.

Слайд 12. 

  • Игры с пальчиковым кукольным театром развивают любознательность, воображение, коммуникабельность, интерес к творчеству, способствуют развитию речи, памяти, внимания, усидчивости, расширению кругозора.

Пальчиковый театр развивает  мелкую моторику рук детей дошкольного возраста.

Слайд 13. Театр Би-ба-бо учит детей узнавать знакомые русские народные сказки с помощью атрибутов к сказкам. Развивает воображение,

исполнительское творчество детей, интонационно-речевую выразительность, побуждает к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации.

Слайд 14. 

  • Теневой театр. В нем используется экран из полупрозрачной бумаги или белой ткани, прикрепленной на рамку, вырезанные черные плоскостные фигуры персонажей и яркий источник света за ним, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Развивает речевые центры головного мозга,  фантазию, творческие способности, артикуляционный аппарат.

Слайд 15- 16.

  • Театр на фланелеграфе. Этот вид театра включает в себя исполнение песен, потешек, стихов с одновременным выкладыванием фигурок на фланелеграфе в соответствии с сюжетом. Он развивает положительные эмоции, развивают мышление, речь и память ребёнка, создают хорошее настроение, обогащают впечатлениями, способствуют развитию художественного воспитания.

Слайд 17. 

  • Театр ложек развивает интерес к народным куклам, мелкую моторику, правильную диалогическую и монологическую речь, умение обыгрывать слова куклами.

Слайд 18. 

  • Театр –топотушки обогащают эмоциональную сферу, расширяют словарный запас. Эти куклы используются для восстановления опорно- двигательного аппарата у детей с заболеваниями этого типа.

Слайд 19.

  • Игра-драматизация – это игра творческого характера, в процессе которой дети отражают содержание литературного произведения. Участвуя в таких играх ребенок как бы входит в образ, примеряет на себя роль того или иного персонажа, перевоплощается в него и живет его жизнью.

Слайд 20. Из всего сказанного можно сделать вывод, что для достижения цели понимания старшими дошкольниками литературных произведений через театрализованную деятельность в ДОУ должна быть динамичная ПРС, которая обеспечивает совместную театрализованную деятельность детей, является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования.

Педагог должен реализовывать  все методы и приемы обучения детей выразительным средствам театрализованной деятельности, привлекая к сотрудничеству родителей и других специалистов ДОУ.

Слайд 21-22. В век глобальной компьютеризации театрализованная деятельность указывает старшим дошкольникам на источник знаний – книгу, помогая через игру осмыслить и передать ее содержание.

Спасибо за внимание!

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Театрализованная деятельность как средство понимания литературных произведений с детьми старшего дошкольного возраста. Григорьева Е.А. Смоленск 2021

Слайд 2

Под театрализованной деятельностью дошкольников понимается специфический вид художественно-творческой деятельности, в которой участники осваивают доступные средства сценического искусства и согласно выбранной роли (актера, сценариста, художника-оформителя, зрителя и т.д.), участвуют в подготовке и разыгрывании театральных представлений .

Слайд 3

Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность, пробуждает в детях желание познакомиться с новыми литературными произведениями, прожить новую сказку. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т.д.). Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зарождает стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Театр помогает ребенку развиваться всесторонне. Театрализованная деятельность в ДОУ

Слайд 4

Цель – сформировать в детях творческое начало, сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Задачи: Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации и т.д.). Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров). Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе (музыкальные занятия, физкультурные досуги, экскурсии и т.д.). Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников, организация выступления детей старших групп перед младшими). Способствовать самореализации каждого ребенка и созданию благоприятного микроклимата, уважения к личности маленького человека. Цель и задачи театрализованной деятельности

Слайд 5

Подготовка к театрализованной деятельности Выразительное чтение произведения. Беседа о прочитанном, выясняющая понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности. Совместный анализ произведения. Просмотр иллюстраций в детских книгах, а также видеофильмы по различным произведениям. Учить детей передавать настроение и характер героев мимикой и движениями . Проговаривание отдельных фрагментов . Затем все произведение разыгрывается целиком. Нельзя делить детей на «артистов» и «зрителей» (на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как «играют» другие). Помощь родителей в подготовке детей к театральной деятельности: помощь воспитателю в изготовлении различных театров, костюмов.

Слайд 6

Условия для развития театральной деятельности детей. Уголок театрализованной деятельности в ДОУ.

Слайд 8

2. Подбор соответствующей литературы .

Слайд 9

Организация уголка театрализованной деятельности В группе организован уголок для театрализованных представлений . В уголке располагаются : - различные виды театров: бибабо, настольный, пальчиковый театр, театр на фланелеграфе . - реквизиты для разыгрывания сценок: набор кукол, ширмы для кукольного театра, маски. - атрибуты для различных игровых позиций: декорация, сценарии, книги.

Слайд 10

Развивать интерес детей к художественной литературе путём вовлечения их в театрализацию, желание попробовать себя в разных ролях. Формировать умения связно, последовательно и выразительно передавать небольшие произведения детской художественной литературы. Воспитывать у детей чуткость к художественному слову. Создать условия, для развития театрализованных игр дошкольников, в которых нашли бы свое применение чувства ребенка, испытанные им во время чтения русских народных сказок, потешек , былин. Формировать нравственные качества личности дошкольников, такие как доброта, сострадание, внимательность, сопереживание, ответственность, уважение к старшим. Театрализованная деятельность оказывает влияние на понимание детьми литературных произведений, если осуществляется педагогически грамотное руководство деятельностью детей. Перед педагогом стоят задачи:

Слайд 11

У старших дошкольников могут возникать трудности при понимании литературных произведений. Дети, увлекаясь образностью, не задумываются о смысле произведения. Научить дошкольников понимать сюжеты литературных произведений помогает театрализованная деятельность. Театрализованные игры разделяются на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации. К режиссерским играм в детском саду относится : настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе . Тут ребенок сам не является действующим лицом, он выступает в роли режиссера, управляет игрушками или их заместителями . Настольный

Слайд 12

Пальчиковый

Слайд 13

Театр Би-ба-бо Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях и радостях, поскольку полностью отождествляют себя с куклой .

Слайд 14

Игры с тенью стимулируют фантазию ребенка, развивают его воображение . Теневой театр

Слайд 15

Театр на фланелеграфе Развивает ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Слайд 17

Театр ложек Развивает мелкую моторику, все виды речи, мимику, воображение и творческую активность.

Слайд 18

Театр- топотушки Развивает эмоциональную сферу детей, расширяет словарный запас, подключая слуховое и тактильное восприятие; двигательные упражнения, выполняемые детьми, помогают управлять своим телом и ориентироваться в пространстве.

Слайд 19

Игры- драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который при этом может использовать куклы бибабо или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, преимущественно используя свои средства выразительности — интонацию, мимику, пантомиму .

Слайд 20

Таким образом, для эффективной театрализованной деятельности, чтобы она развивала у дошкольников понимание литературных произведений в ДОУ используется: ПРС, работа педагога с детьми, знакомство с разными видами театра, игры- импровизации, сочинение сказок, разыгрывание этюдов, прием «нравственной лесенки». Работа с родителями и другими специалистами ДОУ: совместное выступление родителей с детьми, выставка игрушек, сделанных своими руками.

Слайд 21

В современную эпоху интернета театрализованная деятельность помогает дошкольникам вернуться к первоисточнику знаний – книге, привить любовь к чтению, понять смысл и содержание литературных произведений. Игра – наиболее доступный ребенку способ выражения впечатлений. В театрализованных играх сюжет, игровые действия обусловлены содержанием произведения, чтобы дошкольник мог передать его, он должен понять ход событий, образы героев и их поведение и отразить это в своей роли. Таким образом, театрализованная деятельность помогает дошкольникам понимать и любить книги.

Слайд 22

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПО ИЛЛЮСТРИРОВАНИЮ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЮГРЫ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПО  ИЛЛЮСТРИРОВАНИЮ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЮГРЫ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Развитие звуковой культуры речи и ознакомление с литературным произведением для детей старшего дошкольного возраста»

Ознакомление детей с правильным произношением звуков, анализ литературного произведения с детьми старшего дошкольного возраста...

Проект на тему: «Театрализованная деятельность – как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

АктуальностьРазвитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи.(Л. С. Выготский)...

"Читаем дома" (перечень литературных произведений для детей старшего дошкольного возраста)

Перечень литературных произведений адресован родителям для чтения детям старшего дошкольного возраста дома....

Консультация для воспитателей "Использование элементов ТРИЗ технологии на занятиях по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста"

quot;Использование элементов  ТРИЗ  технологии на занятиях по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста" В настоящее время педагоги особенно остро ста...

Методическая разработка по организации и содержанию образовательной деятельности с детьми по теме «Создание собственного литературного издания с детьми старшего дошкольного возраста»

Данная  методическая  разработка  предназначена  для  педагогов дошкольных  образовательных  организаций,  реализующих  основную образовательную  прог...

Особенности восприятия литературных произведений у детей старшего дошкольного возраста

И по сей день, ученые спорят, что раньше появилось – речь или пение, Поэзия или Музыка. Не случайно, полторы тысячи лет назад в одном из индийских трактатов были начертаны такие слова: &laq...