Консультация для воспитателей "Природа и художник"
консультация

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priroda_i_hudozhnik.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Природа и художник»

Именно так называется уже довольно известная среди педагогов программа Татьяны Копцевой для шестилеток. Она помогает ребенку увидеть красоту окружающего мира и выразить свои чувства через изобразительное искусство. Мы предлагаем читателям познакомиться с некоторыми подходами автора к организации работы с детьми.

Извечная проблема художественной педагогики — как сохранить в ребенке ребенка? У шестилетнего малыша очень маленький опыт в освоении образного языка искусства, его нужно многому научить; наблюдать, пользоваться различными художественными материалами, выражать свои мысли через изображение. В течение года дети, работающие по программе, осваивают всевозможные виды художественно-творческой деятельности (конструктивные, изобразительные, декоративные) и постепенно приобретают первичные навыки в работе с гуашью, углем, пластилином, пером и тушью, цветной бумагой, восковым мелком, пастелью или школьным цветным мелом, ножницами и клеем. Многообразие форм работы помогает ребятам искать себя в материале. Ведь по природной расположенности кто-то из них — график, кто-то — живописец. Есть и «скульпторы», «архитекторы». Каждый из них лучше всего сможет выразить себя в соответствующей технике исполнения. Мы же зачастую даем всем детям одно и то же задание.

Известно стремление маленьких художников повторять действия учителя. Обычно педагог много рисует на доске, показывает детям свои творческие работы, дает образцы. Естественно, малыши привыкают к такому стилю преподавания. Многие исследователи отмечают, что подражание, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, — естественная форма познания. Однако на уроке искусства важно дать маленькому человечку возможность выразить именно себя, свое восприятие окружающего мира. Для развития же его личности нужны не готовые  рецепты,   а   условия   для   самостоятельного поиска.

В чем-то педагог подобен режиссеру-постановщику. Однако его задача сложнее. Дети не актеры, которые заучили свои роли и действуют (играют) в соответствии со сценарием и учетом пожеланий режиссера. Мы планируем свою деятельность, пишем сценарий занятия (план, краткий конспект, опорные вопросы и т. п.), заранее продумываем узловые моменты предстоящего занятия, его драматургию, предполагаем возможную реакцию детей на тот или иной материал. Однако, каким бы детальным ни было наше прогнозирование, процесс общения взрослого и ребенка остается непредсказуемым. Воспитатель должен уметь импровизировать для   передачи   определенного   настроения.   В   течение  занятия   педагог помогает ребятам ответить на вопросы:

—Какие чувства у вас вызывает семейство холодных цветов (грустное, тоскливое, холодное, сонное, плаксивое, нежное, красивое, туманное и т. п.)?

— Какие цвета мы называем холодными? Какие — теплыми? Почему?

Дети сами приходят к пониманию слов «холодные и теплые цвета». Зрительный ряд должен     наглядно     подтвердить     связь холодных цветов с синим цветом: в зимних картинах природы доминируют «снежные» - сине-голубые,    белые,    нежно-фиолетовые цвета.       Замок       Снежной       королевы переливается   ледяным   блеском,   словно выстроен из дорогих прозрачных каменьев — алмазов, бриллиантов, горного хрусталя.

Теплый цвет сродни солнцу, поэтому дворец сказочной Жар-Птицы сияет, как солнце в часы заката, озаряя все кругом теплым золотым светом.  Во время диалога дети наделяют визуальные образы  эмоциональными характеристиками:  «пуховое снежное одеяло», «колючие, плакучие сосульки», «холодная ледяная страна». Путешествие по Холодному   царству   можно   организовать,   используя   известные  детские сказки:  «Снежная королева»,  «Снегурочка». После такого «путешествия» ребята   рисуют  сказочные   замки,   дворцы   для   Деда-Мороза,   Снежной королевы, Снегурочки и других героев, Рисунок выполняется сразу кистью (возможен   предварительный   рисунок   карандашом).   Для   того,   чтобы создаваемые образы  были  наделены  деталями,   имели  выразительные контуры, необходимо включить в зрительный ряд изображения различных архитектурных построек.

Пояснения к практической работе

Перед детьми стоит сложная задача поиска большого количества цветовых оттенков холодных цветов. Поэтому педагог на доске показывает приемы смешивания различных цветов с белой и синей гуашью.

—  Какие цвета вы бы использовали для украшения платья Снежной королевы? Госпожи Метелицы?

— Какого цвета кирпичики вам бы понадобились для постройки дворца для Деда-Мороза? Снегурочки? Снежной королевы?

— Какие краски нужно смешать, чтобы получился этот цвет? (Педагог показывает карточку со сложным холодным цветом).

На листах бумаги ребята, смешивая различные гуашевые фаски с белой и голубой, ведут поиск цветового убранства построек сказочного Холодного царства (замков принцессы Льдинки, Снежной королевы, царя Холодногоцарства, фрейлин Снежинок). Если на занятии были показаны репродукции (фотографии) архитектурных построек (здания в готическом стиле), то во время практической работы надо дать ребятам подойти поближе к репродукции, чтобы рассмотреть интересующие элементы зданий вблизи, сравнить готические сооружения с сосульками, кристаллами льда и т. п,

По ходу занятия педагог показывает детям некоторые работы, подчеркивает выразительные качества этих композиций, обращает внимание на красоту холодной цветовой гаммы, на контрасты или отдельные нюансы решения образа сказочного замка.

Занятие «Отражение в воде»

На этом занятии дети знакомятся со стихией воды, Вода в реке, море или лужице словно зеркало отражает все, что находится рядом: деревья, травы, камни, горы, небо. Особенно четким отражение бывает в тихую, безветренную погоду (показ слайда). Реальная картина природы и ее отражение становятся похожими друг на друга, как близнецы-братья. Вот как описывает это явление М. Пришвин: «Мы идем с Ладой — моей охотничьей собакой — вдоль небольшого озерка. Вода сегодня такая тихая, что летящий кулик и его отражение в воде были совершенно одинаковы: казалось, летели нам навстречу два кулика. Она заметила двух летящих куликов... Какого она выберет себе: настоящего, летящего над водой, или его отражение в воде -оба ведь схожи между собой как две капли воды. Вот бедная Лада выбирает себе отражение и, наверное думая, что сейчас поймает живого кулика, с высокого берега делает скачок и бухается в воду. А верхний, настоящий, кулик улетает».

Так природа обманула охотничью собаку. Рассмотрите с детьми репродукции или слайдовые изображения, на которых четко просматривается эффект зеркального отражения. Для убедительности можно перевернуть репродукцию или слайд «вверх ногами».

Объясняя это явление, взрослый на доске рисует любые объекты (дерево, облака, траву, камни, животных, архитектурные постройки и т. п.) и предлагает детям продолжить рисунок, изображая их отражение. Возможен и другой вариант: сначала на доске рисуют дети, а педагог фиксирует отражение.

Практическую работу по теме «Отражение в воде» рекомендуется выполнять пастелью или цветным мелом на цветной бумаге (можно цветным карандашом или восковым мелком). Предложите детям использовать обычный формат, вытянутый по горизонтали для панорамных изображений, и узкий вертикальный для прорисовки во весь рост высоких деревьев и их отражений- Обратите внимание ребят на линию «встречи» земли с водой. В зависимости от замысла она располагается выше или ниже середины листа, В первом случае большую часть изображения занимает вода, во втором — земля. Перед практической работой педагог предлагает ученикам вспомнить все предыдущие темы: «Небо», «Земля», «Деревья», «Травы» — и по возможности интерпретировать известные мотивы в своих композициях. В процессе выполнения задания поощряются неординарные композиционные решения с изображениями животных, человека, элементов архитектуры,.

В конце занятия все рисунки выставляются для обозрения на доске или специальных планшетах.

Дома дети должны посмотреть книги, альбомы, журналы и найти репродукции с изображением различных стихий природы; ветра, дождя, грозы, града и т. п., обратить внимание на то, как меняется настроение природы: ее краски в непогожие, ветреные осенние дни, вспомнить известные стихотворения о дожде, ветре, грозе и т. п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей маленьких "художников"

Консультаия для родителей детей в возрасте 1,5-3 года. Какой творческий материал необходимо приобрести, какие темы для творчества можно выбрать ребенку данного возраста....

Консультация для родителей маленьких "художников"

Рисование это одно из самых любимых занятий детей дошколят. Дети начинают «творить» уже с годовалого возраста, сначала они просто знакомятся с материалом для творчества, исследуют его различными спосо...

Консультация для родителей "Маленький художник"

Речью ребенка становится рисунок, умение творить на листе. Поэтому очень важно предоставить ребенку свободу действий и богатый выбор изобразительных средств....

Консультация для родителей "Маленькие художники""

Эта консультация педагога дополнительного образования для родителей...

Консультация для родителей Юный художник. Занимаемся с детьми 4-5 лет творческо-художественной деятельностью.

Главная задача педагогов и родителей в этот период детства состоитв том, чтобы развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Вызывать положительный, эмоциональный отклик на предложение рисов...