"Формы взаимодействия педагога с семьей"
консультация

Харитонова Елена Валентиновна

Консультациядля педагога"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_vzaimodeystviya_pedagoga_s_semey.docx20.79 КБ

Предварительный просмотр:

 

       Модернизация системы образования в России предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, и к организации в них воспитательно-образовательного процесса, и к уровню качества образовательных услуг. С каждым годом инновационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Источником инноваций является проблема. В данном случае - проблема по взаимодействию с родителями воспитанников. Педагогическая пассивность родителей, непонимание родителями своей воспитательной функции, нежелание установить единые требования к ребенку в детском саду и семье; большая занятость и экономическое неблагополучие взрослых также бывает  причиной безучастия и незаинтересованности в жизни детей. Таким образом, необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь дошкольного учреждения. Результатами инновационной деятельности является рост профессиональной компетентности педагога и повышение качества образования дошкольников.

Целесообразно организованное взаимодействие педагога и родителей должно осуществляться поэтапно и имеет своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей. Правильно организованная работа носит обучающий характер. Педагог должен опираться на положительный опыт семейного воспитания, распространяя его, используя в воспитательном процессе для усиления положительных тенденций и нивелировки отрицательных.

Основная цель всех форм и видов взаимодействия педагога с семьёй:

  • установление доверительных отношения между воспитателями и родителями. Контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.
  • вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, в их усвоении в теоретической и практической, определённым образом организованной деятельности.

 

Следствием такой организации педагогического взаимодействия станет активное участие родителей в воспитании не только своего ребёнка, но и группы в целом. Педагоги и родители, как партнёры должны дополнять друг друга. Отношения партнёрства предполагают равенство сторон, взаимную доброжелательность и уважение.

Организация взаимодействия детского сада и семьи предполагают:

-изучение семьи с целью выяснения её возможностей по воспитанию детей;

-группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребёнка и детей группы;

-составление программы совместных действий педагога и родителей;

-анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности.

      Изучая  педагогическую литературу по инновационной деятельности, мы видим,  как старые формы работы с родителями можно превратить в инновационные и эффективные. Необходимо придумывать, комбинировать традиционные формы и новые приёмы, применять более современные технологии в работе с родителями, без которых уже не может существовать современный детский сад.

В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического взаимодействия с родителями.

Традиционные: родительские собрания, родительские конференции (цель: обмен опытом семейного воспитания), круглые столы (по проблемам интеллектуального развития дошкольников). Широко применяются консультации, беседы с родителями, наглядная пропаганда.

     Нетрадиционные. На них хочется остановиться поподробнее.

       1.Информационно-аналитические. Цель: выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.

        Формы проведения общения: проведение социологических срезов, опросов, посещение семей воспитанников.  Сюда входит  «Родительская почта»  и  «Телефон доверия». Учитывается занятость родителей. Любой член семьи имеет возможность с помощью почты обратиться за помощью к конкретному педагогу, специалисту. Телефон доверия помогает анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы.

       2.Досуговые. Цель: установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Это совместные досуги, праздники, выставки, спортивные развлечения, семейные клубы, совместные походы.

       3.Познавательные. Цель: ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

Это -  семинары-практикумы. На них можно обучить родителей практическим методам при воспитании ребёнка (как читать книгу, как готовить руку ребёнка к письму).

    -педагогический брифинг – встреча, на которой вкратце излагается позиция по одному из злободневных вопросов. Брифинг позволяет максимально активизировать родителей. Две команды: одна задаёт вопросы, другая – отвечает. Или: организатор задаёт вопросы, а родители отвечают на них.

    -дискуссия – разговор-спор по одной из главных проблем на данный момент.

    -семейные клубы, где родителей объединяет общая проблема совместные поиски оптимальных форм помощи ребёнку.

    -деловые игры – это простор для творчества. Они  максимально приближают участников игры к реальной обстановке, формируют навыки быстрого принятия педагогически правильных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку.

    -вечера вопросов и ответов – концентрированная педагогическая информация по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в заинтересованное обсуждение.

    -педагогическая гостиная;

    -викторина;

    -КВН;

    -педагогический калейдоскоп;

    -клуб знатоков;

    -пресс-конференция;

    -Поле чудес;

    -Звёздный час.

        4.Наглядно- информационные. Цель: ознакомление родителей с работой ДОУ, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей. Сюда можно отнести дни или недели открытых дверей, открытый просмотр занятий, различных видов деятельности детей, выпуск газет, организация мини-библиотек, проведение устных журналов.

        Изучая опыт работы других дошкольных учреждений, мне понравилась такая открытая форма работы с родителями - как демонстрация достижений детей. Информация о детях - очень важный и пока ещё малообеспеченный пласт культуры взаимодействия детского сада и родителей.

       Сбор информации о достижении детей каждый день приносит родителям новый опыт, новые знания. Даже самые на первый взгляд незначительные успехи стоит сделать общим достоянием. Для этого нужно вести наблюдения за детьми, стараться подметить, то новое, что появилось в речи, движениях, поведении, играх. Достижение - это безусловный успех ребёнка в чём-либо. Это выработка из фактов, полученных в ходе наблюдений. У каждого ребёнка достижения свои, значимые лично для него, для его родителей.

        Воспитатели – люди творческие, наделены изобретательными способностями, креативны, так что варианты оформления достижений детей неисчислимы: в виде цыплят, лучиков солнца, цветов, автопортретов детей, к которым или рядом с которыми крепятся записки с описанием достижений в приёмной.

Например: Полина (5 лет).

Социальная компетентность.

Наблюдение. 18.02.2014 г. Обращается к Ярославу: «давай играть с конструктором. Мы построим нашим зверюшкам домик. У тебя есть большие пластины? Много? Мне нужно одну. Вот, возьми маленькие. Это будет крыша, а это у меня дверка такая. Тебе надо помогать?»

Достижение: умеет договариваться, планировать работу.

        Данная форма письменного информирования родителей о достижениях детей для нас важная перспектива. Этим самым мы показываем родителям замечательные мгновения жизни ребёнка в детском саду (скрытые от их глаз), чтобы у родителей формировались позитивные взгляды на опыт, который приобретают дети в детском саду, изменились представления о родительской роли в обучении и развитии ребёнка.

         Для привлечения родителей к участию в конкурсах, выставках, субботниках по ремонту игрового оборудования, вместо обычных традиционных объявлений о проводимом мероприятии можно изменить содержание объявления. Например:

Дорогие папы!

Теперь у нас на игровой площадке есть настоящая песочница. Мы с удовольствие играем в куличики, строим дома и дороги. Вот только песок всё время стремиться рассыпаться. Пожалуйста, помогите сделать на наше песочнице бортики. Мы вас ждём и обязательно вам поможем.

Ваши детки.

         5.Контрольно-оценочные. Цель: оценивание результатов работы педагогов с родителями. К ним относятся: опрос, книга отзывов, оценочный лист, экспесс-диагностика, самооанализ педагогов.

Использование дифференцированного подхода к родителям и инновационных форм работы достаточно эффективны. В результате повышается ответственность родителей за воспитание детей в семье, постоянно совершенствуются их педагогические знания, создаётся атмосфера взаимопонимания и доверительных отношений между родителями, педагогами и детьми. Происходит обмен передовым опытом семейного воспитания, создаётся благоприятная эмоциональная атмосфера между родителями  и педагогами, обеспечивается совместный успех в деле воспитания и обучения детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы взаимодействия педагогов с семьей ребенка дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями

Презентация раскрывает особенности форм работы с родителями в специальном  дошкольном образовательном учреждении....

Формы взаимодействия педагога с семьей (консультация для педагогов)

Традиционные и нетрадиционные формы взаимдействия педагога ссемьей, организация взаимдействия, дифференцированный подход в работе с семьей....

Игра-практикум «Мы за здоровый образ жизни!» (Эффективные формы взаимодействия педагогов с семьей по вопросам здоровьесбережени)

Фундамент здоровья человека закладывается в дошкольном возрасте. Для его прочности необходима совместная работа дошкольного учреждения и семьи по охране и укреплению здоровья детей. Формирование у дош...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С СЕМЬЕЙ

Задачи работы воспитателя по взаимодействию с родителями:- установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника;- объединить усилия для развития и воспитания детей;- создать атмосферу взаимо...

Презентация "Формы взаимодействия педагогов с семьями воспитанников по вопросам физического развития"

Консультация для воспитателей, раскрывающая основные формы взаимодействия педагогов с семьями воспитанников по вопросам физического развития"с...

Консультация для воспитателей «Основные направления взаимодействия с семьями. Использование инновационных форм взаимодействия педагога с семьями воспитанников».

В статье рассматриваются актуальные проблемы взаимодействия педагогов детского сада с семьями воспитанников. Представлен принципиально новый подход к работе с родителями, где ведущими субъектами стано...