Сценарий праздника "Святая Троица" для старших групп ДОУ
методическая разработка (старшая группа)

Карпова Любовь Афанасьевна

Знакомить детей с традиционным и обрядовым праздником Троица. Воспитывать нравственные и эстетические чувства - любовь к природе и родному краю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл starshaya_no3_troitsa.docx27.61 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №7»

Конспект развлечения  в старшей группе №3

«Святая Троица»

ПОДГОТОВИЛА

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

КАРПОВА Л,А.

2019г

Цель: Знакомство с традиционными и обрядовым праздникам Троица.

Задачи:

 формировать представления о празднике Троица, празднике русской березки;

 развивать творческие способности детей средствами русского фольклора;

способствовать формированию гармонически развитой личности;

поддержать познавательный интерес к истории родного поселка, к своей малой Родине;

 воспитывать у детей нравственные и эстетические чувства – любовь к природе, родному краю.

Ведущий:

 Святая Троица- праздник русской берёзки. Этот праздник получил  название « Пятидесятница», потому что событие произошло в 50-й день после Пасхи.

Берёзовыми ветками и полевыми цветами украшались дома.

Стены увешивались ветками, пол застилался скошенной травой

Подоконники пахучей зеленью и цветами.

Ветки берёзы наши предки использовали в качестве оберега от всяких нечистых духов.

На Троицу девушки, украсив избы, шли в лес завивать берёзку и плести венки. В ближайшей роще выбирали молодую, кудрявую берёзку, украшали её лентами и, взявшись за руки, водили хоровод, сопровождая его песнями. Встанем, девицы, в круг, песню споём, хоровод заведём, кудрявую берёзку нарядим. Украсим её ленточками, цветочками. Косицы ей заплетём, да и себе веночки совьём.

                         Хоровод: «Берёзка»

      Ведущий:

  Сегодня мы поведём разговор об обычаях и обрядах русского народа, которые из старины, из глубины веков дошли до наших дней.

      Конец весны – начало лета – время весёлого и красивого древнего русского праздника – Зелёных святок, по-другому Троица. Праздник Троица – любимый народный праздник, он посвящён Богине Весны, победившей злых демонов зимы. Троица – праздник торжества весны, цветущей живой природы.  Прославление духов леса, поля, водоёмов, просьба о плодородии, дожде, поливе севов, о будущем урожае.

Троица  - или Зелёные Святки – поклон берёзе, огню – Солнцу, воде – русалке.

В праздник на троицу в особом почёте была и до сих пор считается Берёзка. Праздник начинали девушки. Они украшали берёзку лентами, цветами, водили хоровод:

И мы тоже украсим наши березки ленточками и поводим хоровод:

                         

Хоровод: «Ай, да березка» обр. Рустамова

Мы вокруг березки встанем в хоровод,
Радостно и звонко каждый запоет:
Ай да березка, белый ствол.
Зеленей, зеленей ты листвой.

Ведущий:
Береза в России – символ счастья, чистоты, любви и нежности. Березку в России всегда особенно любили за ее красоту. Наши предки, славяне, называли ее главным деревом своей земли, ее опорой. Березу часто сравнивают с юной красавицей, с невестой. Про нее сложено много песен, стихов, легенд.

Береза моя, березонька, 
Береза моя белая, 
Береза кудрявая.
Стоишь ты, березонька,
Посередь долинушки,
На тебе, березонька, 
Листья зеленые,
Под тобой, березонька,
Трава шелковая,
Близ тебя, березонька,
Красны девушки
В семик поют,
Под тобой, березонька,
Красны девушки
Венки плетут.

                                     Хоровод «Во поле берёза стояла»

Название свое дерево получило по цвету коры. У древних славян существовало слово «бер», означающее «светлый, ясный, блестящий, белый». Именно от «бер» и образовалась сначала «берза», а потом «береза». Оно восходит к корню, уходящему в глубокую древность, и обозначает, как мы уже отметили, не только белизну, но и блеск. Кстати, название коры березы — бересты — связано с тем же корнем.

Русская красавица: Ребята, какое это дерево в центре нашего круга, такое красивое, белоствольное? Берёзка во многом помогает человеку. Чем она угощает нас ранней весной? (Берёзовым соком.) А чем она лечит? (Берёзовыми почками). Чем она нас в бане моет? (Берёзовым веничком). Кто берёзовой каши пробовал?

Ведущая: В старину в народе говорили о берёзе «как о дереве об четырёх делах»:

Первое дело – мир освещать (убогие избы лучиной освещала), 
Второе дело – крик утешать (давала дёготь, чтобы колёса у телег смазывать),
Третье дело – больных исцелять (лечила больных своими почками, соком, фитонцидами листьев), 
Четвёртое дело – чистоту соблюдать (банными вениками и мётлами обеспечивала крестьянскую санитарию и гигиену).

Много песен, пословиц, загадок сочинил народ о любимом дереве. Современные авторы тоже посвящают берёзе свои произведения. Давайте послушаем стихотворения, которые выучили наши ребята.

3 ребёнок:

Белая берёза – 
Машина сестричка.
У берёзы белой 
Тоже есть косичка.
Машенька к берёзе
Белой подойдёт,
Ленточку берёзе
В косы заплетёт.

4 ребёнок:

Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную.
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками, 
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную!
(Раздаётся стук по дереву).

             А теперь поиграем в разные русские народные игры.

                                                Игра «Гори ясно».

Игра: «Летят - не летят!» 
1.Грачи летят, на всю Русь кричат:
Угу-угу – угу – гу, мы несем весну!                                                           Летят!
(дети поднимают руки)                                            Летят! Летят! 
2. Журавли летят, на всю Русь кричат:
Угу - гу – гу, не догнать нас никому!                                                         Летят!
(дети поднимают руки) Летят! Летят! 
3.Пчелы летят, гудят: жу - жу - жу, медовую несу росу!                                                
(дети поднимают руки)                                                    Летят! Летят! 
4.Поросята летят, полосатые визжат: хрю - хрю - хрю!                          Летят!
(дети не поднимают руки) 
5. Воробьи летят на всю Русь кричат: Чи-вить, чи-вить, мы хотим попить!                     Летят!
(дети поднимают руки)                                                              Летят! Летят! 
6. Комары летят, звенят, пищат: зы - зы - зы, наточим мы носы! Летят!
(дети поднимают руки)                                                                  Летят! Летят!
         Медвежата летят, толстопятые рычат: ру - ру -ру, надоело нам в лесу!        Летят!
(дети не поднимают руки) 

                                            Игра «Ворон».
Игроки встают в круг, в середине один ребенок – ворон, у него в руках дудочка. Дети идут по кругу, приговаривая:

 «Ворон, ворон, воронок – красный, шитый сапожок.

Ты нам дудочку отдай, вместе с нами поиграй».

Ворон:

 «А кому ее отдать?».

Дети: 

«Это трудно отгадать».

Ворон встает между двумя детьми и говорит:

Ворон:

«Чьи быстрее ножки бегут по дорожке?».

 Дети бегут по кругу в разные стороны, кто первый возьмет дудочку, тот становится вороном

Ведущий:

Дети, берёзка не только красавица, но она ещё очень полезная, послушайте ,как её использовали.

«От тёмной ночи свет»  Лучина Когда не было лампочек изба освещалась лучиной , при её свете пряли ,читали сказки.

2.Некопаный кладезь. Берёзовый сок.Очень полезный напиток, а из молодых веток готовят витаминный целебный отвар.

3. Старому здоровья. Веник для бани. Русская баня полезна молодым и старым, все хвори выгоняет.

Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную

В белом сарафанчике,

С поаточками в корманчиках.

С красивыми застёжками.

С зелёными серёжками.

«Колокольчик». 

Правила просты: детки становятся вкруг. Одному участнику дается колокольчик. Включается веселая музыка. Детки должны передавать друг другу этот колокольчик, пока не закончится музыка. На ком музыка заканчивается, тот из игры выбывает. Игра учит детей быть активными, думать и принимать быстро решение.

«Змейка». 

Задача ведущего выстроить всех деток в одну шеренгу змейкой. Всем участникам следует завязать глаза (для этого так же можно использовать ленты). Глаза не завязываются только первому участнику. Он должен провести всех деток, которые будут держаться друг за друга, доверяя своему поводырю. Игра учит не только доверию, но и ориентироваться на местности.

В заключение праздника дети на улице у берез рисуют каждый свою березку.




1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста

Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем  образовательную  деятельность детей старшего  дошкольного  возраста Раздел программы...

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа): Занятие в старшей группе "В сказочном лесу"

Данное занятие я показывала на методическом объединение. Занятие по развитию речи в (Старшей группе)...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»

Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...

Комплексное занятие по математике с элементами аппликации в старшей группе «Путешествие в математику» в старшей группе (5-6 лет)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №82 «Подсолнушек»Республика Татарстан, город Набережные челны...

Конспект занятия по ПДД в старшей группе «В гости к Крошу .» (старшая группа)

Формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей старшей группы....

НОД для детей старшей группы «Как ребята Незнайке помогли» возрастная категория воспитанников: 5-6 лет (особенности старшей группы-дети с ТНР и ЗПР)старшая

Задачи:1. Продолжать формировать представление о цвете, форме и величине.2. Формировать пространственные представления у детей (право-лево).3. Закреплять конструктивные навыки.4. Закреплять прямой пор...