Консультация для воспитателей "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, посредством экспериментирования"
консультация

Галле Наталья Ивановна

Опираясь на требования к содержанию образования, представленные в законе №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012, педагоги должны переориентировать содержание образовательного процесса на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации. Саморазвитие личности возможно лишь в деятельности, которая включает в себя не только внешнюю активность ребёнка, но и внутреннюю психологическую основу». Современная педагогика ориентирует детское экспериментирование в игровой деятельности, как одно из главных естественных проявлений детской психики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 
Муниципальное бюджетное  дошкольное  образовательное  учреждение

«Центр развития ребёнка - детский сад № 56 «Ромашка» города Рубцовска

(МБДОУ «ЦРР – детский сад № 56 «Ромашка» города Рубцовска) 

пер. Гражданский, 14-А, г.  Рубцовск, Алтайский  край 658200  

телефон 8(38557)4-67-83, 8(38557)4-58-73, эл. адрес: ds56@ngs.ru

«Нравственно – патриотическое

воспитание дошкольников

посредством экспериментирования»

(Консультация для воспитателей)

Составил(а):

Воспитатель МБДОУ

«ЦРР –детский сад № 56 «Ромашка»

Галле Наталья Ивановна

Рубцовск 2018

 Для ребёнка нет ничего естественнее,

как развиваться, формироваться,

становиться тем, что он есть

в процессе исследовательской деятельности.

С.П.Рубинштейн. 

В образовательном процессе дошкольного учреждения учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимосвязей, закономерностей и т.д. Экспериментальная работа вызывает у ребёнка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.) путём сенсорного анализа, стимулирует познавательную активность и любознательность ребёнка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с эстетическими правилами в жизни и обществе.

Опираясь на требования к содержанию образования, представленные в законе №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012, педагоги должны переориентировать содержание образовательного процесса на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации. Саморазвитие личности возможно лишь в деятельности, которая включает в себя не только внешнюю активность ребёнка, но и внутреннюю психологическую основу». Современная педагогика ориентирует детское экспериментирование в игровой деятельности, как одно из главных естественных проявлений детской психики.

Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира посредством экспериментирования, мы, взрослые способствуем активному развитию у детей таких качеств, как самостоятельность, целеустремлённость, ответственность, инициативность, доброта, настойчивость, любознательность, толерантность, трудолюбие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Формирование личности ребёнка происходит эффективней, если он вовлечён в продуктивную познавательную деятельность, которая интенсивно развивается на протяжении дошкольного детства. Для ребёнка вполне естественно, что волшебное и реальное, живое и неживое могут совмещаться в одном предмете. Его ум напряжённо работает, совершая своеобразные открытия, которыми малыш охотно делится со взрослыми: «А правда, что мандарин – это сын апельсина?», «Мама, посмотри, хомяки сделаны из мышек!». Подобные вопросы и умозаключения ребёнка свидетельствуют о появлении у него потребности познавать мир. Дети очень рано начинают понимать разницу между тем, «что такое хорошо и что такое плохо», легко отличают добро от зла, жадность от щедрости и т.д. Но сталкиваясь в реальной жизни с необходимостью соблюдать морально – этические нормы, например, поделиться со сверстником игрушкой или лакомством, ребёнок часто поступает совсем наоборот, а попытки взрослого указать на него неправоту встречают отпор. Так продолжалось до тех пор, пока взрослый не заменил абстрактное объяснение новым, конкретным, а помогла сказка!

Cказка – первое художественное произведение, позволяющее ребёнку переживать чувство сопричастности горю и радости героев, не одобрять жадность и вероломство, искренне желать победы добра. Одним из главных её уроков является то, что в ней в чистом виде представлены противоположные стороны человеческих поступков и качеств: добро и зло, честность и лицемерие, благородство и низость, верность и предательство, ум и глупость. Этим и воспользовались психологи, проводя формирующие эксперименты. Психологом С.Г. Якобсон был проведён следующий эксперимент. Дошкольники распределяли между собой красивую кукольную одежду и привлекательные машинки. Детям, которые отличались особой жадностью и равнодушием, предложили оценить свои действия через сравнения их с поведением известных персонажей – Буратино (Мальвина) и Карабаса-Барабаса. Многие дети после такого испытания резко меняли своё поведение, начинали отдавать сверстникам столько же игрушек, сколько брали себе, а иногда и больше. Им очень не хотелось быть похожими на Карабаса-Барабаса (этот образ эмоционально неприемлем для ребёнка), что сделало их поведение осознанным и произвольным. Буратино, Мальвина, Белоснежка, Дюймовочка… Каждая сказка имеет своих положительных героев. И у любого ребёнка есть самый любимый персонаж, о приключениях которого он с замиранием сердца готов слушать много раз. Чтобы советы психологов были эффективными в преодолении подобных проблем, необходимо сначала подумать о том, какая сказка сможет лучше всего помочь в каждом конкретном случае. Предложить детям разыграть выбранную сказку и поручить самому «проблемному» ребёнку лучшую, положительную роль. Вынужденный в соответствии с ролью поступать благородно, ребёнок впервые сможет ощутить радость от возможности помогать другим и дарить им что – то, от благодарности партнёров за то, что он хороший! В ролевой игре ребёнок может забыть о своём упрямстве, отойти от привычного поведения. Полного успеха формирующий эксперимент достигал тогда, когда не только высвечивались носители добра и зла в виде художественных образов, но и имелась уверенность окружающих, которую чувствовал ребёнок, что он в целом соответствует положительному эталону. У каждого человека есть естественная и необходимая потребность в самоуважении, формирование которой начинается в самом раннем детстве. Задача воспитателей и родителей заключается в том, чтобы помочь ему разобраться в самом себе, посмотреть на себя со стороны и честно признаться в своей неправоте. Ребёнок должен знать, что родные и близкие любят его несмотря ни на что, ждут от него только хорошего, верят в его доброту, но отдельные его поступки могут их огорчать. Это поможет стать ему лучше на самом деле. Разговаривать с ребёнком нужно деликатно и уважительно, без этого невозможно воспитать в нём нравственные качества. Авансом наделяя его ими, вы сможете наладить тёплые взаимоотношения, а через них – воздействовать на формирование его личности.

Критерием результативности детского экспериментирования является не качество результата, а характеристика процесса, познавательная культура и ценностное отношение к реальному миру. И у родителей, и у воспитателей общая задача – сделать детей счастливыми, создать радостный настрой, обеспечить право ребёнка на выдумку, шутку, веселье... Только в атмосфере любви и уважения может формироваться полноценная личность. Именно это, в свою очередь, является базой для полноценного нравственного развития личности ребёнка.

Анкета для родителей

Цель: определение сформированности нравственных качеств ребёнка.

Методы исследования: наблюдения за своим ребёнком в различных видах деятельности (игре, в общении со взрослыми, сверстниками).

Обратить внимание на следующее:

1. Задаёт ли Ваш ребёнок вопросы о семье, о родном крае? Как часто? Какого содержания? Запишите вопросы ребёнка и Ваши ответы на них.

2. Чем интересуется Ваш ребёнок больше всего?

3. Стремится ли Ваш ребёнок пополнить свои знания об интересующем его предмете или явлении, используя различные средства информации: иллюстрации, теле- и радиопередачи, собственные наблюдения?

4. Рассказывает ли взрослым и сверстникам о своих наблюдениях во время прогулок?

5. Участвует ли в беседе о природе родного края? Проявляет ли при этом активность, инициативу, охотно ли делится своими знаниями?

6. Отражает ли свои впечатления в разных видах деятельности, творчество (игры, рассказы, рисунки, лепка, конструирование, поделки из природного материала и др.)

7. Способен ли к длительному сосредоточенному вниманию, когда занят интересной ему деятельностью? Умеет ли элементарно планировать свою деятельность, пытается ли преодолеть различные трудности?

8. Свойственна ли ребёнку увлечённость, эмоциональность, выразительность речи, мимики движений по проявлению к интересующему его вопросу?

9. К кому из членов семьи ребёнок чаще обращается с вопросами?

10. Широк или узок круг интересов Вашего ребёнка? Постоянны или изменчивы его интересы?

11. Что делается в семье для развития нравственно – патриотического воспитания ребёнка?

Памятка

Факторы, способствующие формированию

нравственно – патриотических качеств дошкольника

1. Общение с ребёнком.

2. Прогулки и экскурсии, позволяющие видеть трудовую жизнь людей.

3. Наблюдения за природой и окружающим миром.

4. Беседы с ребёнком о родном крае, о красоте нашей природы

в любое время года.

5. Посещение музеев, выставок, зоопарка, театров.

6. Чтение познавательной литературы, знакомство с народным творчеством.

hello_html_m2833cfdb.jpg

7. Просмотр телевизионных передач (новости родного города)

8. Опытническая и экспериментальная работа с привлечением детей к посильному общественно – полезному труду.

9. Проведение тематических игр:

  • загадывание загадок, решение кроссвордов, ребусов
  • игры в шашки и шахматы
  • проведение викторин и конкурсов
  • сюжетно – ролевые игры.

10. Проведение тематических праздников, утренников с приглашением

ветеранов войны, героев труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Нравственное воспитание дошкольников посредством музыкального фольклора"

Ведущим компонентом народной культуры, имеющим большое воспитательное значение, является фольклор – устное народное творчество, существующее в виде сказок, пословиц и поговорок, загадок, народно...

Педагогический проект. «Воспитание экологической культуры дошкольников посредством экспериментирования в неживой природе»

С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер, зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувст...

консультация для воспитателей «Сенсорное воспитание дошкольников посредством дидактических игр»

Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе, вкусе....

Консультация для родителей "Нравственное воспитание дошкольников посредством сказки"

Данный материал раскрывает роль народной сказки в формировании основ нравственного воспитания дошкольников. Сказки являются богатым источником нравственных принципов и моральных норм: учат ребенка цен...

КОНСУЛЬТАЦИЯ (консультационный пункт) «Нравственное воспитание дошкольников посредством художественной литературы»

В формировании любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребёнка будут складываться представления о сущности нравственного качества,...

Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников посредством знакомства с русской народной игрушкой – матрешкой»

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области патриотического воспитания дошкольников посредством знакомства с русской народной игрушкой – матрешкой. Задачи:- о...

Консультация для родителей "Нравственное воспитание дошкольников посредством сказок"

laquo;Сказка – ложь, но в ней есть намек – добрым молодцам урок» - русская пословица.Каждый человек, независимо от возраста, испытывает притяжение к сказкам. Сказки проникают в наши...