Развитие связной речи детей дошкольного возраста (обобщение опыта работы)
методическая разработка

Темерева Светлана Леонидовна

Этот материал является итогом моей работы по теме самообразования за 4 года, и по которой я работаю до сих пор, т к развитие связной речи является одной из самой актуальных в развитии детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_svyaznoy_rechi.docx24.79 КБ

Предварительный просмотр:

   РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

(Обобщение опыта работы)

Прекрасна речь, когда она как ручеек,

        Бежит среди камней, чиста, нетороплива,      

И ты готов внимать ее поток, и восклицать:

«О, как же ты красива!»  

 

Проблема развития речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей.

Это показывает и мой опыт педагогической деятельности. Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи.

Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создании разных видов творческих рассказов, заучивании стихотворений, а так же составлении рассказов по картине.

Чтобы достигнуть высоких результатов при работе над развитием связной речи детей, я решила использовать нетрадиционные формы работы с детьми.

На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста — явление очень редкое.

В речи детей существуют множество проблем:

  • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распостраненное предложение;
  • Бедность речи. Недостаточный словарный запас;
  • Употребление не литературных слов и выражений;
  • Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать   вопрос, построить краткий или развернутый ответ;
  • Трудность в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
  • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
  • Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.;
  • Плохая дикция.

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников — очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, в течение нескольких лет использую в работе по обучению детей связной речи приемы мнемотехники. Мнемотехника — в переводе с греческого - «искусство запоминания» - это система методов и приемов, обеспечивающих  успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. С помощью мнемотехники решаю следующие задачи:

  • Развитие связной и диалогической речи;
  • Развитие умения с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице и коллажу;
  • Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;
  • Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды);
  • Содействовать решению дошкольниками изобразительных задач сказочного, игрового, экологического характера и др.

Мнемотаблицы — схемы помогают детям выстраивать:

  • строение рассказа;
  • последовательность рассказа;
  • лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

А также служат:

  • для обогащения словаря;
  • при обучении рассказыванию (творческих и описательных рассказов);
  • при пересказах художественной литературы;
  • при отгадывании  и загадывании загадок;
  •  при заучивании стихов (в данный момент работаю над проектом).

Так же для развития связной речи использую различные дидактические игры: речевые, настольно-печатные, которые развивают также внимание, логическое мышление, навыки самопроверки.

Для индивидуальной работы с детьми использую компьютерную программу «Учимся говорить правильно», разработанную на основе приемов мнемотехники, серию компьютерных презентаций «Школа веселого колобка» для составления описательных рассказов.

Модельные схемы можно применить и в других видах деятельности (продуктивная, экспериментирование, театральная деятельность).

В связи с введением новых ФГОС актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми.

Интеграция — одна из важнейших и перспективных методологических направлений становления современного образования. Собственно «интеграция» означает объединение нескольких учебных предметов в один, в котором научные понятия связаны общим смыслом и методом преподавания. Таким образом, интеграция является одной из наиболее благоприятных форм развития детей дошкольного возраста. Интегрировать могут различные образовательные области. Примером является работа над проектом в младшей группе «Ай да Зимушка-Зима! До чего ж ты хороша!», где четко прослеживалась взаимосвязь речевого и познавательного (экологического) развития.

Наличие в ДОУ специалистов узкого профиля, музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре, позволяет включать в воспитательно-образовательный процесс, и другую, интегрированную НОД.

Таким образом, интеграция всех видов деятельности во время проведения НОД и интегрированная деятельность специалистов узкого профиля, шаг за шагом способствует преодолению сложного процесса по формированию правильной связной речи дошкольника.

Так же в работе по развитию связной речи детей стараюсь привлекать и родителей своих воспитанников. Родители могут вести параллельный образовательный процесс дома в соответствии с возрастными задачами речевого развития.  Цель такого вовлечения родителей в работу по развитию речи детей, повышение уровня речевой активности детей через взаимодействие с родителями.

Задачи:

1. Вовлечь родителей в процесс развития детей

2. Познакомить родителей с приемами и методами развития речи детей

3. Способствовать созданию в домашних условиях речевой предметно-развивающей среды.

Консультации, беседы, развлечения, круглые столы и т д - это далеко не все формы, проводимые с родителями и для родителей по повышению уровня речевой активности их детей. Предоставляю родителям информацию - стенды, брошюры, методические рекомендации, для дальнейшего использования в домашних условиях.

 Таким образом систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием нетрадиционных приемов и методов, д/и, упражнений, занимательного материала, наглядных пособий, совместной работы с родителями воспитанников дает свои результаты:

  • Связная речь соответствует критериям программы и стандартам;
  • Словарный запас из пассивного (в основном), превратился в активный и обогатился до уровня необходимого ребенку в школе;
  • Дети активнее стали работать на занятиях. У них повысилась наблюдательность, внимание, память, усидчивость, повысилось творческое воображение, логическое и образное мышление;
  • Дети научились правильно оформлять свою мысль в виде предложения. Речевая активность повысилась, они стали с желанием общаться с товарищами и взрослыми. Научились составлять рассказы из пяти и более предложений, используя их различные конструкции.
  • Появился интерес к заучиванию стихов;
  • Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед  аудиторией. Кроме того, дети грамотнее говорят, замечают и исправляют ошибки в речи товарищей.

Итак, обучение детей для меня — это увлекательное занятие, но и трудоемкое. Я буду и дальше работать в этом направлении, т. к. связная речь является одним из важных критериев развития способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Литература:

  1. М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова «Программа воспитания и обучения в детском саду»;
  2. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Развитие связной речи»;
  3. М. Кольцова «Ребёнок учится говорить»;
  4.  А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»;
  5.  М.А. Васильева «Руководство играми детей в детском саду»;
  6.  З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста»;
  7.  «Игра дошкольника» под ред. С.Л. Новосёловой;
  8.  А.П. Усова «Роль игры в воспитании детей»;
  9.  А.И. Максакова, Г.А. Тумакова «Учите, играя»
  10.  Минеева Ю. В., Салихова З., Левшина Н. И. Инновационные формы работы по речевому развитию у дошкольников// Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 7-2.  
  11. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятия / под ред. Ушаковой О. С. М.: ТЦ Сфера. 2015.176 с.5-37.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ и ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (Обобщение опыта работы)

ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ и  ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА   (Обобщение опыта работы)...

Обобщение педагогического опыта работы по теме "Развитие связной речи детей дошкольного возраста"

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным яз...

Обобщение педагогического опыта работы тема "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством организации творческой гостиной"

Данный педагогический  опыт направлен на поиск наиболее эффективных  путей  и способов организации речевой деятельности детей, облегчающих путь познания и обеспечивающих  «психолог...

Консультация для педагогов(из опыта работы) - "Роль театрализованной деятельности в развитии связной речи детей дошкольного возраста"

В активизации речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста играет огромную роль театрализованные игры.Театрализованные игры  один из самых эффективных способов воздействия на детей, в...

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через теорию решения изобретательских задач»

Формирование языковой культуры детей дошкольного возраста на уровне речевого развития...

Сообщение из опыта работы "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством инсценировки литературных произведений"

Сообщение  из опыта работы "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством инсценировки литературных произведений"...

Доклад из опыта работы "Применение ТРИЗ технологий в развитии связной речи детей дошкольного возраста"

Доклад из опыта работы "Применение ТРИЗ технологий в развитии связной речи детей дошкольного возраста"...