Конспект непосредственно – образовательной деятельности для детей 6 – 7 лет по познавательно – речевому развитию «Воспитание детей в казачьих семьях»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

МБДОУ д/с № 51 «Красная шапочка»

 

 

 

 

 

Конспект

непосредственно – образовательной деятельности

для детей 6 – 7 лет

по познавательно – речевому развитию

«Воспитание детей в казачьих семьях»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                Воспитатели: Незнанова О. В.

                                                                                       Часовских Н. Н.

 

 

Цель: знакомить детей с укладом жизни казаков, расширять представление 

           о  казачестве, самобытности, культуре, традициях этого народа,

           о специфике воспитания детей в казачьей семье.

 

 

                                                      Задачи 

Обучающие:   - знакомить детей с казачьими пословицами, поговорками,

                            и играми, расширять кругозор детей и обогащать словарный

                            запас.

 

Развивающие:  - развивать познавательную активность;

                              - активизировать речь детей;

                              - развивать ловкость, быстроту, ориентировку   

                                в пространстве;

                               - зрительное и слуховое восприятие, 

                                 мыслительные процессы

 

Воспитательные: -  воспитывать чувство любви к Родине, интерес и         

                                    уважение к людям, которые живут рядом;

                                  - воспитывать  уважение к труду и казачьим традициям

 

Материал: папаха, картинки с иллюстрациями, деревянные ложки, чугунок,

                    использование ИКТ.               

                                               

I. Вводная часть: Дети заходят в зал и здороваются с гостями.

Воспитатель: Ребята, сейчас я загадаю загадку, вы послушайте

 и отгадай  ее. 

 

                        Гордый и лихой народ заслужил себе почет:

                        Честью с детства дорожат, любят холить жеребят,

                         Из лозы корзины вьют, песни звонкие поют.

                         Память предков охраняют, веру в Бога почитают,

                         Не прожить им и не дня без любимого коня

                         И недаром на Руси всем знакомы казаки.

 

Воспитатель: Кто такие казаки?

Ответ детей.

Воспитатель: Вы хотите узнать больше о жизни казаков, тогда предлагаю вместе со мной отправиться  в «казачью горницу», где увидите много интересного.

(хозяйка приветствует детей,  и  дети садятся на стульчики полукругом)

 

Хозяйка: Ребята, а вы знаете, как воспитывали детей в казачьих семьях? Мы с вами отправимся в историю быта и традиций казачьей семьи.

   II.  Основная часть    Показ презентации

Хозяйка: За руки возьмемся, дружно в круг мы соберемся.

Гимнастика для глаз

Мы посмотрим далеко

Мы посмотрим близко

Мы посмотрим высоко

Мы посмотрим низко.

Хозяйка:  Ребята, а казаки еще  и очень мудрый  и умный народ. И в воспитании детей применяли много поговорок и пословиц.

А вы знаете поговорки и пословицы?

- От матери ласка, от отца – защита.

- Если отец храбрец, то сын молодец.

- Погибай, а товарища выручай.

- Вся семья вместе – и душа на месте!

- Береги свою семью – и служи ей примером.

 

Воспитатель: В казачьих семьях дети не только занимались хозяйством, оказывая посильную помощь взрослым, но в свободное время любили играть в детские казачьи игры, т.к. «Петух», «Плетень», «Горшки», «Чур у дерева» и многие другие и я приглашаю поиграть в одну из игр «Плетень».

                           Казачья подвижная игра «Плетень» 2-3 раза.

Команды становятся в шеренгу, скрещивают руки перед собой и таким образом берутся за руки своих соседей справа и слева. Ведущий говорит слова, под которые команды выполняют определенные движения.

Мы плели (первая команда поднимает руки и опускает)

Плели плетень (вторая команда поднимает руки и опускает)

Любовались (первая команда поднимает руки и опускает)

Целый день (вторая команда поднимает руки и опускает)

Расплетались  (обе команды расплетают руки, поворачиваются направо и кладут руки впереди  стоящему игроку).

Долго   (обе команды расплетают руки, поворачиваются налево и кладут руки впереди  стоящему игроку).

Только никакого толка (на этих словах команды разбегаются в разные стороны).

Раз, два, три плетень собери (на этих словах команды опять должны быстро стать  шеренгой «сплести» руки,  кто быстрее построиться, выиграет).

Воспитатель: Поиграли, а теперь приглашаю вас пройти за стол и продолжить беседу.

(дети садятся на стульчики вокруг стола)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете в казачьей семье ели прямо из чугунка, у каждого члена семьи была своя деревянная ложка. Первым начинал,  есть отец, потом мать, а затем старший ребенок, средний  так до самого младшего все по ложке, и так по кругу.

Традиции казаков:

- Рождение мальчика считалось большим счастьем, так как каждый мужчина        

  при рождении получал земельный надел – «пай».

- Начиная с трех лет,  его регулярно сажали на коня, чтобы он привыкал  

  к седлу.

- При рождении мальчика было принято покупать коня, чтобы они     привыкали  друг к  другу.

- Авторитет отца и матери был самым главным.

- Крестная мама дочку хозяйству обучала, пока родная мама по дому хлопотала.

- Крестный отец сына военному искусству обучал, чтобы тот был храбрый боец.

- Перед старшим шапки снимали.

- Место уступали.

- Слово  старшего -  закон.

- Уважали старшую сестру, мать заменяла, возилась с детьми.

- Детям, кто баловался,  мог и посторонний казак уши надрать.

Хозяйка: Ребята, про казачьи традиции мы поговорили. Казаки еще и праздники любили. А вы знаете казачьи праздники?

Ответы детей: Да ……

Хозяйка: Сейчас проверим.

(она показывает картинки с изображением праздников,  задает наводящие вопросы, и  дети отвечают на них)

 III. Заключительная часть.

Воспитатель: Ну что ж ребята, пора подвести итог нашей встречи.

                        Кому в руки папаху буду давать, тот будет отвечать.

- Как называется предводитель войск казаков? (атаман)

- Как называется место, где живут казаки? (станица)

- Как называется казачья шапка? (папаха, кубанка)

- Как называется оружие казаков? (шашка)

- Как называется дом, в котором живут казаки? (курень, хата)

- Как называли девочек (казачки)

- Как называли мальчиков (казачата)

- Какое  место в семье занимали мальчики и девочки в семье? (мальчики с раннего детства воспитывались, как будущие  защитники Отечества, а девочки продолжательницы рода, будущие хозяйки и мамы).

 - Чем занимались казаки?  (выращивали хлеб, служили Отечеству)

 - В каком возрасте детей сажали на коня (в 3 года)

 - Кто сажал на коня? (крестный)

Воспитатель: А, теперь скажем гостям: «До свидания, и вернемся в свою группу».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области "Познавательно-речевое развитие"

Тема: "В гости к солнышку"Цель: Развивать речь детей, посредствам фольклорных форм....

Конспект Непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (развитие познавательной активности, развитие воображения и творческой личности) по теме «Хлеб и хлебобулочные изделия» (старший дошкольный возраст

Материал содержит конспект образовательной деятельности по теме "Познание". Затрагиваются несколько образовательных областей. Познавательная теятельность плавно перетекает в продуктивную деятельность....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе Тема: «Знакомство детей с казачьими промыслами и ремёслами»

Тема: «Знакомство детей с казачьими промыслами и ремёслами»Цель: Создание условий для знакомства с ремеслами донских казаков и приобретения навыков работы с глиной в процессе игровой ситуации «Гончарн...

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Бусы для мамы» по речевому развитию для детей первой младшей группы

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Бусы для мамы»по речевому развитию для детей первой младшей группы Разработал воспитатель:Трофимова Т.С. Цель: Изготовление...

Методическая разработка Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно- эстетической областям на тему «Что нам осень принесет» для детей второй младшей группы

Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно- эстетической областям на тему «Что нам осень принесет»...