Консультация для воспитателей "«Современные требования к планированию образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО » "
методическая разработка

Утина Наталья Павловна

Данная консультация поможет воспитателм грамотно осущкствлять планирование образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_planirovaniyu_avgust_2019.docx353.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №35

Стопка разноцветных книг

https://multiurok.ru/img/114569/image_5942e6f8499c9.png

Консультация для воспитателей

«Современные требования к планированию образовательной деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования»

 

Подготовила: старший воспитатель Утина Н.П.

г. Саров, 2019г.

 Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – одна из главных функций управления процессом реализации основной образовательной программы.

 План представляет собой рабочий документ, назначение которого – помочь педагогу правильно подобрать содержание и формы предстоящей работы с детьми и достичь намеченных целей и задач.

Планирование – заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с детьми с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов. От того, насколько продуманно, грамотно осуществлено планирование, зависит эффективность воспитательно-образовательной работы в целом.

В условиях оптимизации деятельности современного воспитателя детского сада важно научиться планировать работу, чтобы достичь всего выше сказанного.

Планирование позволяет воспитателю:

  • устранить отрицательный эффект неопределенности,
  • неумение занять себя и детей,
  • сосредоточить внимание на главных задачах,
  • добиться экономичного функционирования и облегчить контроль,
  • предупредить разнообразные ошибки.

Необходимым условием успешного планирования является твердое знание реализуемой в ДОУ программы и индивидуальные особенности развития каждого воспитанника.

Предусматривается совместное составление плана двумя воспитателями, работающими в одной возрастной группе.

Согласно ФГОС ДО планирование образовательного процесса основывается на комплексно — тематическом принципе, в  соответствии с лексическими темами.

Все формы образовательной работы продолжают выбранную тему. Для родителей предлагаются краткие рекомендации по организации совместной детско-взрослой деятельности в домашних условиях. Каждая тема заканчивается проведением итогового мероприятия (выставка, праздник, спортивное развлечение, сюжетно-ролевая игра, спектакль и т.д.).

В нашем ДОУ принято перспективное и календарное планирование, которое обеспечивает:

  • Соблюдение оптимальной учебной нагрузки на детей (количество и длительность занятий соответствует требованиям СанПиН).
  • Соответствие планируемого педагогического процесса физиологическому росту и развитию детей (сложные занятия планируются во вторник, среду, статические занятия чередуются с динамическими).
  • Учет медико-гигиенических требований к последовательности, длительности педагогического процесса и особенно к проведению различных режимных процессов.
  • Учет местных и региональных особенностей климата, времени года и погодных условий при проведении прогулок, закаливающих и оздоровительных мероприятий, занятий по ознакомлению с природой.
  • Учет индивидуальных особенностей (тип темперамента ребенка, его увлечения, достоинства и недостатки, комплексы, чтобы найти подход к его вовлечению в педагогический процесс).
  • Разумное чередование в плане организованной и самостоятельной деятельности. (занятия, игры, кружковые занятия, совместная деятельность детей и воспитателя, а так же свободная спонтанная игровая деятельность и общение со сверстниками и взрослыми).
  • Учет уровня развития детей (индивидуальная работы, игры по подгруппам).
  • Взаимосвязь процессов обучения и развития (обучающие задачи планируются не только на занятиях, но и в других видах деятельности).
  • Регулярность, последовательность и повторность воспитательных воздействий (одна игра планируется несколько раз, но изменяются и усложняются задачи и т.д.)

Алгоритм составления календарного плана:

  • Титульный лист
  • Список детей группы, деление на подгруппы
  • Расписание занятий на неделю (согласно количеству занятий по программе и требованию санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам 2.4.1.1249-03)
  • Интересы и увлечения детей
  • Перспективно: планирование разных видов гимнастик, наблюдений, подвижных игр
  • Календарно: планирование специально организованных занятий (с указанием дня и даты), совместной деятельности воспитателя с детьми, самостоятельной деятельности детей, индивидуальной работы, организация РППС, рекомендации специалистов, работа с родителями

Содержание разделов плана образовательного процесса:

Планирование утреннего отрезка времени (утро — это спокойный режимный момент. Основная задача педагогической работы в утренний отрезок времени состоит в том, чтобы включить детей в общий ритм жизни детского сада, создать у них бодрое, жизнерадостное настроение. Это могут быть хороводы, игры, спокойные виды деятельности.

Утренний прием — наиболее благоприятное время для индивидуального общения воспитателя с каждым ребенком (различные виды бесед, небольшие трудовые поручения, наблюдения). В эти часы успешно ведется индивидуальная работа с детьми по различным видам деятельности. При планировании индивидуальной работы с детьми, воспитатель указывает конкретно имена тех воспитанников, с кем будет производиться индивидуальная работа и какая.

ВАЖНО: Намечая конкретные мероприятия, учитывать характер предстоящих занятий.

Если занятия будут спокойного характера, требующие умственной активности и усидчивости детей, как, например, занятия по ФЭМП, развитию речи, то на утро планируется деятельность детей, вызывающая их физическую активность, и, наоборот, если занятия предполагают большую подвижность, детей (физкультурные, музыкальные), то утренняя деятельность должна быть более спокойной.

Количество видов деятельности в утренние часы:

  • в младшей и средней — 3-4 вида,
  • в старшей подготовительной группе — 4-6 видов в зависимости от детей группы.

Планирование гимнастик: можно планировать комплексы перспективно.

Утренняя гимнастика имеет свою структуру:

  • 1 часть – вводная, в которой выполняются разнообразные виды ходьбы и бега,

2 часть – средняя, включает в себя комплекс общеразвивающих упражнений с указанием И. п., обязательно должна быть указана дозировка выполнения всех движений и упражнений

  • 3 часть – заключительная (разные виды ходьбы).

Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно, начиная со второй младшей группы, индивидуально или с подгруппой детей, лучше во второй половине дня.

Пальчиковая гимнастика проводится 2 раза в день. Лучше проводить во время занятий или в перерывах между ними.

Существует еще сопряженная гимнастика — театр пальчика и языка. Такая гимнастика может проводиться начиная со средней группы со второго полугодия, когда у ребенка сформировались навыки артикуляционной и пальчиковой гимнастик. Эти упражнения выполняются в достаточно быстром темпе, в веселом настроении и со сменой поз.

Планирование образовательной деятельности: тема занятия, цель, материал, источник, индивидуальная работа, внесение материала с занятия в РППС.

Планирование прогулки (дневная и вечерняя) 

Задача прогулки в первую половину дня — восстановить силы после занятий, получить максимальный положительный заряд.

Прогулка должна дать разрядку ребенку, снять напряжение после занятий и создать у него жизнерадостное настроение, что в свою очередь обеспечивает соответствующий тонус для успешного физического и психического развития ребенка в иных условиях и видах деятельности.

Существует общепринятая структура прогулки.

  • Если перед прогулкой было физкультурное или музыкальное занятие, то прогулка начнется с наблюдения.
  • Если же были спокойные виды деятельности, то прогулка начнется с подвижной деятельности.

Наблюдение 

При организации любых видов наблюдений должно быть использовано художественное слово: стихи, пословицы, поговорки, загадки, потешки, приметы. С приметами начинают знакомить со средней группы.

  Подвижные игры. 

Важное место в прогулке занимает подвижная игра, в которой принимают участие все дети группы. С этой целью воспитатель вызывает у детей интерес к игре, делает ее увлекательной.

Количество подвижных игр — от одной до четырех. При подборе подвижных игры необходимо обращать внимание на вид основных движений. В теплое время года должно даваться больше подвижных игр с метанием, ползанием, лазанием. В холодное время – с бегом, метанием, прыжками. Важно учитывать возраст, сезон.

Организует и проводит игру воспитатель, который не только руководит, но и участвует в игре, беря на себя наиболее ответственную роль. Продолжительность одной игры составляет 7-15 минут (в зависимости от возраста детей и состояния здоровья).

Важно, чтобы в подвижных играх принимали участие все воспитанники группы. С этой целью на прогулке планируются только знакомые детям игры. С новыми играми дети знакомятся на физкультурных занятиях.

Игры помогают решать важные задачи воспитания, обучения детей, умения слушать, быть внимательным, правильно управлять своими движениями, привыкать к дисциплине и сознательному отношению к занятиям.

В старшей группе планируются спортивные упражнения и элементы спортивных игр: бадминтон, настольный теннис, баскетбол, футбол, хоккей, городки.

Самостоятельная деятельность детей:

Разные виды игр -сюжетно-ролевые, дидактические, творческие, музыкальные, спортивные  и т.д. 

Сюжетно-ролевые игры должны соответствовать возрасту, интересам, уровню развития детей и учитывать полоролевую дифференциацию. Они идут на основе тех знаний, которые у детей есть. Тематика должна быть самой разнообразной.

Индивидуальная работа по физическому воспитанию: планируется ежедневно с теми детьми, у которых есть проблемы в освоении основных движений.

Элементарная трудовая деятельность 

Формы организации трудовой деятельности могут быть как фронтальные, так и подгрупповые.

  1. Хозяйственно-бытовой труд: дети вместе с педагогом, товарищами наводят порядок на участке, в игровых уголках и шкафчиках.
  2. Труд на природе: дети работают в цветнике, на клумбе, в огороде.
  3. В раннем возрасте  – трудовые поручения.

Экспериментальная деятельность. 

Эксперименты планируются с самыми разнообразными материалами, при этом обязательно учитывается время года. Следует обратить внимание на обеспечение безопасности.

Планирование во вторую половину дня:

Гимнастика после сна (в постели, дыхательная, ритмика и т.д.)

Самостоятельная деятельность детей, разные виды игр, беседы, трудовая деятельность, театрализованная деятельность, чтение художественной литературы, проведение индивидуальной работы с детьми, кружковая деятельность, вечерняя прогулка.

Работа с семьей:

Разные виды консультаций, мероприятия из плана работы с родителями, мероприятия специалистов

Внесение изменений в РППС: разные виды игр, спортивный инвентарь, книги, материал для экспериментирования, рисования и т.д.

Детская инициатива – ситуации, наталкивающие детей на проявление инициативы.

Необходимо в план образовательного процесса внести  указатель:

  • Разных видов сокращений,
  • Условное обозначение планирования разных видов деятельности.

Условные обозначения и сокращения:

Ц:

Цель

стр.

страница

см

смотри

НОД

непосредственно-образовательная деятельность (занятия)

МВД

музыкальный вечер досуга

ФВД

физкультурный вечер досуга

РППС

развивающая предметно-пространственная среда

ОО

образовательная область

РР

образовательная область «Речевое развитие»

ФР

образовательная область «Физическое развитие»

ПР

образовательная область «Познавательное развитие»

ХЭ

образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

СК

образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

СДД

самостоятельная детская деятельность

Н:

наблюдения

КГН

культурно-гигиенические навыки

УГГ

утренняя гимнастика

ФЭМП

формирование элементарных математических представлений

ВХЛ

Восприятие художественной литературы

ХБТ

хозяйственно-бытовой труд

т/п

трудовое поручение

д/и

дидактическая игра

с/р

сюжетно-ролевая игра

п/и

подвижная игра

инд/р  

индивидуальная работа

и/у

игровое упражнение

с/у

спортивное упражнение

р.н.с.

русская народная сказка

игры – тренинги по ТРИЗ

С нового учебного года будет осуществлять электронный вид планирования.

Предлагаю схему – канву, шаблон написания плана образовательного процесса:

Ранний возраст

ОО

число, день недели/тема недели

       Совместная деятельность взрослого и ребенка с учетом интеграции образовательных областей  

НОД/ Совместная деятельность детей и взрослых

(занятия в первой половине дня: групповые, подгрупповые, индивидуальные)

ОДРМ (Образовательная деятельность в режимные моменты)

Утро

индивидуальная работа

Прогулка

инд. работа по физо

Вечер

индивидуальная работа

НООД (занятия во второй половине дня)

Организация предметно-развивающей среды для самостоятельной детской деятельности

Участие родителей в образовательном процессе

Детская инициатива

Дошкольный возраст

ОО

число, день недели/тема недели

       Совместная деятельность взрослого и ребенка с учетом интеграции образовательных областей  

НОД/Совместная деятельность детей и взрослых

(занятия: групповые, подгрупповые, индивидуальные)

ОДРМ (Образовательная деятельность в режимные моменты)

Утро

индивидуальная работа

Прогулка

инд. работа по физо

Вечер

индивидуальная работа

Организация предметно-развивающей среды для самостоятельной детской деятельности

Участие родителей в образовательном процессе

Детская инициатива


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные требования к планированию образовательной деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

В основе  образовательного процесса является планирование. План — это проект педагогической деятельности всех участников образовательного процесса. Планирование — это научно обоснованная ор...

Консультация для воспитателей: «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»

  В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка - это основа формир...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»

Здороеьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решениеприоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здор...

Презентация "«Современные требования к планированию образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО»

Презентакция к методической разработке по осуществению планирования образовательного процесса...

Современные требования к планированию образовательной деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Современные требования к планированию образовательной деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования...

семинар "Современные требования к планированию образовательной деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования"

семинар "Современные требования к планированию образовательной деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования"...