Познавательное развитие дошкольников
консультация

Галеева Ольга Андреевна

Умственное развитие дошкольника – важнейшая составная часть его общего  развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни.

Это сложный процесс формирования познавательных способностей, накопления разнообразных знаний и умений, овладение речью.

Проблема развития познавательной активности и познавательных способностей детей дошкольного возраста — одна из самых актуальных в теории и практике дошкольного воспитания, поскольку активность является необходимым условием для формирования умственных качеств детей, самостоятельности и инициативности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnoe_razvitie.docx34.83 КБ
Файл poznavatelnoe_razvitie.pptx2.84 МБ

Предварительный просмотр:

Выступление на районом методическом объединении

На тему «Познавательное развитие»

«Развитие познавательных способностей дошкольников»»

Галеева Ольга Андреевна,  воспитатель

МКДОУ ДС№54 УКМО

                             

Свое выступление мне хотелось бы начать с высказываний знаменитых людей: психологов, педагогов и философов по теме нашей встречи.

Высказывание Василия Александровича Сухомлинского;

Слайд 2 «Игра- это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». И действительно, без игры нет, и не может быть полноценного познавательного развития детей в дошкольном возрасте.

Слайд 3 Второе высказывание Абрахама Харольда Маслоу: «Развитие происходит тогда, когда следующий шаг вперед объективно приносит больше радостей, больше внутреннего удовлетворения, чем предыдущие приобретения и победы, которые стали чем-то обычным и даже надоели». Это говорит о том, что у каждого человека, а тем более ребенка дошкольного возраста существует постоянная внутренняя потребность познания новых истин.

Слайд4 Третье высказывание Артура Владимировича Петровского: «Познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника». Познавательная активность – это стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира; сложное личностное образование.

Слайд 5 И последнее высказывание Людмилы Александровны Беляевой: «Одним из основных побудителей познавательной активности детей является педагог». И действительно, педагог- профессионал, владеющий необходимыми личностными качествами ( стремлением к саморазвитию, творческим потенциалом, тактичностью и терпимостью в отношениях с детьми и родителями, арсеналом необходимого педагогического инструментария, может увлечь, заинтересовать и способствовать развитию познавательной активности у детей дошкольного возраста, что во многом зависит от методов, с помощью которых педагог организовывает процесс познания воспитанников.

Умственное развитие дошкольника – важнейшая составная часть его общего  развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни.

Это сложный процесс формирования познавательных способностей, накопления разнообразных знаний и умений, овладение речью.

Проблема развития познавательной активности и познавательных способностей детей дошкольного возраста — одна из самых актуальных в теории и практике дошкольного воспитания, поскольку активность является необходимым условием для формирования умственных качеств детей, самостоятельности и инициативности.

Слайд 6 Федеральный государственный стандарт дошкольного образования в качестве основных принципов дошкольного образования рассматривает:

1.Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования

2. Признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений

3. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Слайд 7 Федеральный государственный стандарт трактует познавательное развитие как образовательную область,

«Развитие познавательных интересов и способностей детей, можно подразделить на сенсорные, интеллектуально-познавательные, интеллектуально-творческие»

Слайд 8 Образовательная область «Познавательное развитие» включает:

— Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

— Формирование элементарных математических представлений

— Ознакомление с предметным окружением.

— Ознакомление с миром природы.

— Ознакомление с социальным миром.

Слайд 9 Содержание познавательной деятельности  предполагает решение следующих задач:

  • Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
  • Формирование познавательных действий, становление сознания;
  • Развитие воображения и творческой активности;
  • Формирование привычных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях объектов окружающего мира(форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве. Числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)
  • Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлении о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей,  об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

 Слайд 10  ФГОС ДО ориентирует  содержание образовательных областей на реализацию в различных видах деятельности.

Особое внимание уделяя познавательно-исследовательской  (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними). Куда входят:

-организация решения познавательных задач; 

-использование проектирования;

- экспериментирование как практическая деятельность поискового характера,

И другие виды  детской и совместной с педагогом деятельности.

Слайд 11  В  ФГОС используются три термина: 

 «познавательные интересы» ,  «познавательные действия» и «познавательное развитие»,.

Что обозначают эти термины, есть ли разница между ними?

Слдайд 12 Познавательные интересы – это стремление ребёнка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения.

Как узнать, есть ли у детей в группе познавательные интересы?

Конечно, главным образом, это становится очевидным по количеству и качеству вопросов, которые задают дети.

Слайд 13  Познавательные действия – это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки.

Слайд 14  Познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей.

     

Слайд 15  Немаловажное значение в развитии познавательной активности  детей имеет хорошо оборудованная, насыщенная развивающая предметно- пространственная среда.

«Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы».

  • Создаваемые условия должны стимулировать детей на поиск ответов на поставленные вопросы, получение дополнительной информации по содержанию занятия и на самостоятельную исследовательскую деятельность.
  • У воспитанников должен быть свободный доступ к пособиям и материалам прошедшего занятия (возможность внимательнее рассмотреть иллюстрации, повторить опыт, самостоятельно смоделировать ситуацию на макете и т.д.).
  • Невозможно обойтись и без детской познавательной литературы, поэтому в группе необходимо оборудовать «Полочка умных книг»
  • Незаменимы в работе настольные игры развивающего характера, которые подбираются с учётом возраста, тематики изучаемого материала, а также аудиотека и видеотека.

Одним из важных условий при создании развивающей предметно – пространственной среды является соответствие материала возрасту дошкольников.

Слайд 16  Дети младших групп, развитие которых находится на рубеже перехода от предметной к игровой деятельности, должны получать от среды возможности развития именно этих видов деятельности.

    Здесь должна быть  представлена среда предметной деятельности и связанных с ней условий сенсорного воспитания и развития детей. Общий вид группы – игровой, яркий, предметный.

   В средней группе должно преобладать такое содержание развивающей среды, которое определяет переходный этап от предметной деятельности к более развитой игровой. Поэтому игровое оборудование в течение года постепенно уступает место академическому содержанию деятельности.

Слайд 17  Старшая группа. Здесь идет дальнейшее развитие ведущей деятельности, это период пика развития творческой сюжетно-ролевой игры.

    В старшей группе одна из основных задач педагогов состоит в организации предметно-развивающей среды для познавательного развития. Материалы среды  регулярно пополняются.

Подготовительная к школе группа близка по наполнению к старшей группе, но отличается содержанием, в которое укладываются программные задачи, индивидуальные особенности и потребности детей. Здесь те же подходы к формированию среды, их объе может быть, чуть больше чем объем содержания программы.

Слайд 18  На успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна вызывать заинтересованность и познавательную активность детей.

  • Особое внимание следует уделить эмоциональному комфорту ребенка в процессе познавательной деятельности.
  • Положительное подкрепление успехов и достижений детей, эмоциональное невербальное общение взрослого с детьми - таков фон, на котором должно строиться обучение дошкольников.

Ребёнок стремиться к самостоятельности, но без помощи взрослого познать мир он не может. Важно, какую позицию при этом выбрал воспитатель.

Лучше всего позиция партнёра, но партнёра знающего, умеющего и авторитетного, которому хочется подражать. В этом случае возможно Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия.(3.2.1.)

Слайд 19  В своей работе воспитателю необходимо применять ряд  методов и приёмов, стимулирующих познавательную активность детей. Игровые приёмы, выстроенные в логике изучения программного материала, обеспечивают заинтересованное восприятие информации, помогают сконцентрировать внимание детей на  учебной задаче, которая воспринимается, в этом случае, как  лично значимая цель.

Известны методы, стимулирующие процесс познания:

• метод неожиданных решений (педагог предлагает новое нестереотипное решение той или иной задачи, которое противоречит имеющемуся опыту ребенка) ;

• метод предъявления заданий с неопределенным окончанием, что заставляет детей задавать вопросы, направленные на получение дополнительной информации;

• метод «преднамеренных ошибок» (по Ш. А. Амонашвили, когда педагог избирает неверный путь достижения цели, а дети обнаруживают это и начинают предлагать свои пути и способы решения задачи.

Методы и приёмы, стимулирующие познавательную активность детей.

  •  «Создание ситуаций познавательного спора».  Воспитатель или персонаж специально принимает роль  неосведомленного, намеренно делает ошибку. Ребёнок объясняет, как правильно решить задачу, вызвавшую затруднение, замечает и исправляет ошибки.
  • «Создание ситуаций нравственных переживаний». Оказание помощи героям сказок, попавшим в затруднительные положения, поиск альтернатив в решении конфликтных ситуаций.
  • «Наблюдение и эксперимент». Проводя наблюдения, например, за растениями, необходимо отметить их особенности :какой формы, цвета, размера, каковы на ощупь, какие запахи и звуки издают (задействовать все анализаторы).
  • «Спросить у другого человека». Обучение  ребенка задавать вопросы,  узнавать информацию у взрослых и сверстников.
  • «Узнать из книг». Необходимо договориться с родителями о том, чтобы они помогали детям подбирать соответствующую литературу и читали им нужную информацию об исследуемом объекте
  • Для систематизации знаний детей используются методы ТРИЗ(теория решения изобретательских задач): «мозговой штурм»,  «свободные ассоциации», «морфологический анализ» (выявление всех возможных способов решения), синектика (сравнение и нахождение сходства в предметах и явлениях),, игры «Что сначала, что потом», «Наоборот» и др.

Организуя процесс познавательного развития, следует помнить, что основная цель работы педагога – не просто «присвоение» (термин Н.Н. Поддъякова) воспитанниками системы знаний, умений и навыков, а овладение умением учиться, то есть самому учить себя. Поэтому очень важно включать в работу с детьми рефлЕксию и самооценку на основе самоанализа

Слайд 20                              Целевые ориентиры освоения содержания

ОО «Познавательное развитие» в младенческом

и раннем возрасте 

Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий; использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими.

Слайд 21                             Целевые ориентиры освоения содержания

ОО «Познавательное развитие» на этапе завершения

дошкольного образования 

Ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет

инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении,

познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен

выбирать себе род занятий;

ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах

деятельности, и прежде всего в игре;

ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам,

интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно

придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать,

экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и

социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы,

обладает элементарными представлениями из области живой природы,

естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию

собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах

деятельности.

Слайд 22  Вывод: Развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного  возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Развитие познавательных способностей дошкольника»

Слайд 2

Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В. А. Сухомлинский

Слайд 3

«Развитие происходит тогда, когда следующий шаг вперёд объективно приносит больше радостей, больше внутреннего удовлетворения, чем предыдущие приобретения и победы, которые стали чем-то обычным и даже надоели» А. Х. Маслоу

Слайд 4

«Познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих п сихическое развитие дошкольника» А. В. Петровский

Слайд 5

«Одним из основных побудителей познавательной активности детей является педагог» Л. А. Беляева

Слайд 7

Развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей дошкольного возраста ОО «Познавательное развитие» Интеллектуально-познавательные Сенсорные Интеллектуально - творческие

Слайд 8

ОО «Познавательное развитие» Развитие познавательно-исследовательской деятельности Формирование элементарных математических представлений Ознакомление с предметным окружением Ознакомление с миром природы Ознакомление с социальным миром

Слайд 9

Задачи развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.); формирование о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Слайд 10

Виды детской с совместной с педагогом образовательной деятельности Игровая Коммуникативная Трудовая Изобразительная М узыкальная Восприятие художественной литературы Двигательная Познавательно- исследовательская Конструирование

Слайд 11

Познавательные интересы Познавательные действия Познавательное развитие

Слайд 12

Познавательный интерес – избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы и деятельность человека, его познавательные возможности с учётом мотивации к деятельности. Главные критерии познавательного интереса: новизна ; необычность; неожиданность; несоответствие прежним представлениям.

Слайд 13

Познавательные действия – это система способов познания окружающего мира: определение и формирование задачи поиск информации моделирование экспериментирование анализ классификация обобщение доказательство

Слайд 14

Познавательное развитие – савокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах Организуя процесс познавательного развития , следует помнить, что основная цель работы педагога – не просто « присвоение» ( термин Н.Н. Поддъякова ) воспитанниками системы знаний , умений и навыков, а овладение умением учиться , то есть самому учить себя. Поэтому очень важно включать в работу с детьми рефлексию и самооценку на основе самоанализа.

Слайд 15

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть: 1. Содержательно-насыщенной 2 . Трансформируемой 3 . Полифункциональной 4 . Вариативной 5 . Доступной 6 . Безопасной

Слайд 16

. Младшая группа Должна содержать все виды деятельности, но направленность их связывается с предметной и игровой деятельностью. Общий вид группы – игровой, яркий, предметный Средняя группа Должно преобладать такое содержание развивающей среды, которое определяет переходный этап от предметной деятельности к более развитой игровой. Переход от обеспеченной творческой игры к игре, заставляющей ребенка самого искать комбинации игровой ситуации, обстановки, игрового содержания, правил и действий.

Слайд 17

Старшая группа В старшей группе одна из основных задач педагогов состоит в организации предметно-развивающей среды для познавательного развития. Материалы среды регулярно пополняются. Подготовительня к школе группа Близка по наполнению к старшей группе, но отличается содержанием, в которое укладываются программные задачи, индивидуальные особенности и потребности детей. Здесь те же подходы к формированию среды, могут быть, чуть больше чем объем содержания программы.

Слайд 18

создание благоприятного психологического климата в детском саду, группе; обеспечение эмоционального комфорта, педагогической защищенности каждому ребенку ; стимулирование включение ребенка в деятельность (игровую, познавательную , личностную, практическую ); включение в познавательную деятельность различные виды восприятия (зрительные , тактильные, слуховые, вкусовые). Факторы влияющие на познавательное развитие ребенка

Слайд 19

Методы и приёмы стимулирующие познавательную активность Метод неожиданных решений Метод стимулирующий проявление творческой самостоятельности Метод предъявления заданий с неопределённым окончанием Метод преднамеренных ошибок (по Ш. А. Амонашвили ) Создание ситуаций познавательного спора Методы ТРИЗ: «Мозговой штурм» «Свободные ассоциации» «Морфологический анализ» «Синектика» Игры: «Что сначала, что потом», «Наоборот» и др. Создание ситуаций нравственных переживаний Наблюдение и эксперимент «Спросить у другого человека» «Узнать из книг»

Слайд 20

Целевые ориентиры освоения содержания ОО «Познавательное развитие» в младенческом и раннем возрасте ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними ; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами , стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий; использует специфические, культурно фиксированные предметные действия , знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими .

Слайд 21

Целевые ориентиры освоения содержания ОО «Познавательное развитие» на этапе завершения дошкольного образования ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности , проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности , конструировании и др .; способен выбирать себе род занятий; ребёнок обладает развитым воображением , которое реализуется в разных видах деятельности , и прежде всего в игре ; ребёнок проявляет любознательность , задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями , пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать , экспериментировать . Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы; обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности .

Слайд 22

Развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом.

Слайд 23

План Работы районного методического объединения педагогов на 2019-2020 учебный год Тема: «Познавательное развитие» Цель : Организация профессионального взаимодействия и общения педагогов в рамках методического объединения, оказание действенной помощи педагогам в улучшении организации учебно-воспитательной работы. Задачи: Совершенствовать и повышать эффективность работы педагогов в условиях реализации ФГОС ДО; Транслировать и распространять опыт успешной педагогической деятельности

Слайд 24

Месяц Тема заседания Цель Задачи Август Заседание №1 Организационное заседание Организация работы методического объединения в 2019- 2020 учебном году. 1. Выявить имеющийся у педагогов опыт по данному направлению. 2. Обсудить план работы методического объединения на 2019 - 2020 учебный год. 3. Способствовать созданию благоприятной психологической атмосферы в коллективе участников методического объединения. Октябрь Заседание №2 «Опытно-экспериментальная деятельность, как один из факторов познавательного развития дошкольников Повышение профессиональной компетентности педагогов - участников методического объединения - по вопросам организации детского экспериментирования. 1. Определить содержание детского экспериментирования в младшем дошкольном возрасте. 2. Определить содержание опытно-экспериментальной деятельности в старшем дошкольном возрасте. 3. Выделить особенности организации экспериментальной деятельности: создание условий (РППС), способы фиксации наблюдений и пр. 4. Обмен опытом по организации детского экспериментирования в группах раннего, младшего и старшего дошкольного возраста 5. Способствовать созданию благоприятной психологической атмосферы в коллективе участников методического объединения.

Слайд 25

Март Заседание №3 Педагогическая мастерская "Поделись опытом" «Интеллектуальное развитие детей через формирование математических представлений Повышение профессиональной компетентности педагогов - участников методического объединения по вопросам формирование математических представлений дошкольников. 1. Уточнить содержание понятия "математическое развитие дошкольников".. 2. Рассмотреть особенности организации непосредственно образовательной деятельности по данному направлению. 3. Обмен опытом по использованию дидактических пособий, способствующих сенсорно-математическому развитию дошкольников.( открытые просмотры занятий, видеоролики) 6. Способствовать созданию благоприятной психологической атмосферы в коллективе участников методического объединения. Май Заседание №4 Итоговое заседание «Педагогическая ярмарка» «Ознакомление дошкольников с предметным окружением» Повышение профессиональной компетентности педагогов – участников методического объединения – по использованию разнообразных инновационных форм и методов работы по ознакомлению дошкольников с предметным миром Подведение итогов работы методического объединения в 2019 - 2020 учебном году. 1. Обмен опытом по организации занятий по данному направлению (открытое занятие, видеоролики) 2. Обмен опытом по использованию современных образовательных технологий в работе с детьми по данному направлению (проектная деятельность - проекты, лэпбуки ; ТРИЗ; ИКТ - мультимедийные презентации; экспериментальная деятельность и пр.). 3. Обмен опытом по проектированию РППС в группах, по организации деятельности детей в данном направлении (презентации педагогов). 4. Способствовать созданию благоприятной психологической атмосферы в коллективе участников методического объединения. 5. Стимулировать педагогов на дальнейшее самосовершенствование в области познавательного развития дошкольников.

Слайд 26

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В КАЖДОЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ И УСЛОВИЯ ОПТИМИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ

Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты...

Познавательное развитие дошкольников. Предметный мир.Познавательно-исследовательская деятельность

Конспекты для младшей и средней групп, включающие в себя разделы "Предметный мир" и "Познавательно-исследовательскую деятельность "Материал соответствует ФГОС. Используются дидактические игрушки ...

«ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В КАЖДОЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ И УСЛОВИЯ ОПТИМИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ».

Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты...

Деловая игра для педагогов «Познавательно-исследовательская деятельность как средство познавательного развития дошкольников»

Цель: расширение знаний педагогов о роли познавательно-исследовательской деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста.Задачи:- расширить представления педагогов о различн...

Познавательно-исследовательская деятельность как средство познавательного развития дошкольников

Деловая игра, позволяющая систематизировать знания педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей, совершенствовать педагогическое мастерство....

Презентация "Познавательное развитие дошкольников через познавательно- исследовательскую деятельность"

Рассширение знаний детей об окружающем мире в процессе поисково - исследовательскую деятельность...

Мастер-класс по познавательному развитию дошкольников «Повышение профессиональной компетентности по использованию разнообразныхинновационных форм и методов работы по экологическому воспитанию дошкольников»

представила опыт практических результатов профессиональной деятельности на городском методическом объединении для педагогов по познавательному развитию дошкольников «Повышение профессиональной к...