Консультация для родителей "Фольклор в речевом развитии ребенка"
консультация (младшая группа)

Гаврилова Светлана Анатольевна

Фольклор в речевом развитии ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor.docx22.57 КБ

Предварительный просмотр:

Фольклор в речевом развитии ребенка

Богатейшим материалом, основой для игр, развивающие коммуникативные навыки, развивающих речь ребенка во всех ее аспектах, является русский народный фольклор. По словам ученого-лингвиста Виноградова Г.С., едва ли можно найти материал, более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью. Вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это – детский фольклор.

Детский фольклор дает возможность родителю, педагогу уже на ранних развитиях ребенка приобщать его к народному слову. Благодаря этому, на материале детского фольклора у ребенка формируется внутренняя готовность к восприятию истоков русской народной культуры.

Что же относится к детскому фольклору?

Потешки, прибаутки – игра взрослого с ребенком. Потешка, прежде всего, учит маленького ребенка понимать человеческую речь и учит выполнять различные жесты, движения, которым руководит слово. Слово в потешке, хотя и неразрывно связано с жестом, является главным, ведет за собой жест (в отличие от считалки, где жест важнее слова)

Ладушки, ладушки

Где были?

У бабушки!

Что ели?

Кашку!

Что пили?

Бражку!

Бражка сладенька.

Бабушка добренька.

Попили, поели,

Шу, полетели!

На головку сели!

Сели посидели,

Прочь улетели!

Заклички – небольшие песенки для распевания группы детей. Чаще всего обращенные к явлениям природы.

Дождик, дождик пуще

Дадим тебе гущи

Выйду на крылечко

Дам огуречка!

Считалки – рифмованные стихи для жеребьевки в игре.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела.

И тебе водить велела.

Сколько в этих стишках нежности, такта. Они удовлетворяют рано возникшую потребность в художественном слове

Все эти виды детского фольклора, звучат, как ласковый говорок, выражая заботу, веру в лучшее будущее. Именно это нравится детям в малых формах фольклора.

Фольклор для детей – это очень веселый жанр народного творчества. В шуточной форме можно похвалить или поругать ребенка. Заклички и считалки украшают и обогащают речь ребенка. Расширяют словарный запас, расширяют воображение. Ведь чтобы использовать простейшие заклички и считалки ребенок должен достаточно быстро оценить ситуацию, как бы приложить ее к закличке, что бы проговорить ее.

Считалки помогают вести честную игру, прежде всего, выбрать водящего, помогают работать над звукопроизношением речи ребенка.

Потешка является первой ступенью ведущей к познанию родного языка. Дети воспринимают богатство звуков русского языка. При произношении потешки развивается речевое дыхание, артикуляционный аппарат, правильное произношение звуков

В играх с потешками нужно ориентировать ребенка на смысловую сторону речи. В результате чего возникает в воображении образ персонажа потешки.

В работе с дошкольниками необходимо использовать театрализованные игры, игры- драматизации, сюжетные игры на темы знакомых детям фольклорных произведений. Они проходят по известному детям сюжету, но оставляют ребенку простор для творчества, импровизации.

Развитие речи - это основной показатель психологического и личностного развития ребенка. От развития речевого и игрового взаимодействия детей зависит качество речи каждого ребенка.  Фольклорные произведения, начиная с колыбельных песенок, потешек и кончая пословицами, сказками, дают детям уроки на всю жизнь: уроки нравственности, трудолюбия, доброты, дружбы, взаимопомощи. Душевной теплотой и любовью пронизаны все колыбельные песенки, пестушки, потешки. Произведения народного творчества, особенно малые формы, влияют на развитие речи детей:

  • обогащая словарь,
  • развивая артикуляционный аппарат,
  • фонематический слух,
  • давая образцы для составления описательных рассказов и др.

Несмотря на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей. Напевность, особый ритм учат детей плавному произношению фраз, предложений. Значительно обогащается и словарный запас. В произведениях устного народного творчества изобилие слов-признаков предметов, образных сравнений, используется множество синонимов, антонимов и т.п. Сначала ребенок копирует то, как взрослый выполняет те или иные движения и интонации, с которыми поется песня. Позже появляются слова, тексты песен. Удивительно быстро многие слова песен переходят в активный словарь детей и звучат уже во время игр, разговоров с ровесниками. Важную роль в развитии речи ребенка играет развитие фонематического восприятия, чему способствуют колыбельные песни. По мнению народа, они «спутник детства». Колыбельные, наряду с другими жанрами народного творчества, заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, "заинька". Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. При чем это не просто кот, а "котенька", "коток", "котик", "котя". К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным. Колыбельная песня, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании особой интонационной организации речи ребенка.- напевное выделение голосом гласных звуков,- медленный темп,- наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Особую значимость устное народное творчество приобретает в первые дни жизни малыша и в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания.

Знакомя детей с разными фольклорными жанрами, мы обогащаем речь детей живостью, образностью, краткостью и меткостью выражений, способствуя воспитанию детей на народной мудрости,

Сказка это фантастический, вымышленный рассказ, о том чего не бывает. Она возникла раньше всех произведений устной и письменной литературы и существует у всех народов с незапамятных времен. Народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения.

Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности

Произведения устного народного творчества — это богатство и украшение нашей речи. Они создавались народом и передавались из уст в уста. По словам А.П. Усовой "словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности". Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью устного народного творчества можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Раннее речевое развитие ребенка – норма и нарушения"

Данный материал адресован родителям детей раннего дошкольного возраста, поможет им вовремя заметить нарушения   речевого развития мылышей с самого их рождения....

Консультация для родителей: "Онтогенез речевого развития ребенка"

Для того чтобы четко понять патологию речи, нужно четко представлять весь путь последовательного речевого развития в норме. Четко представлять каждый этап речевого развития, каждый «качественный...

Консультация для родителей. Тема: «Речевое развитие ребенка старшего дошкольного возраста».

КонсультацияТема: «Речевое развитие  ребенка старшего дошкольного возраста»....

Консультация для родителей «О речевом развитии ребенка».

Неправильное произношение звуков у малышей - естест­венная особенность детской речи. Но для ребят старшего воз­раста - это речевой недостаток, требующий исправления. Од­нако не всегда роди...

Консультация "Художественная литература в речевом развитии ребенка"

В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре.  Компьютеры, интернет, видеотехника, телевизо...

Консультация для родителей «Стимуляция речевого развития ребенка с задержкой речевого развития в семье»

Если вашему ребенку невролог написал заключение: задержка темпа развития экспрессивной речи, не нужно паниковать, необходимо проконсультироваться у учителя-логопеда, учителя-дефектолога. На основ...