Выступление на педагогическом совете Тема: «Воспитание культуры поведения как одного из аспектов нравственного воспитания»
материал

Агеева Елена Геннадьевна

Одним из основных аспектов нравственного воспитания является культура поведения. О нравственности человека можно говорить только тогда, когда он нравственно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляют сущность нравственного воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад № 64 «Солнечный зайчик»

Выступление на педагогическом совете

Тема: «Воспитание культуры поведения как одного из аспектов нравственного воспитания»

Подготовила: Воспитатель Агеева Е. Г.

Смоленск 2018

Одним из основных аспектов нравственного воспитания является культура поведения. О нравственности человека можно говорить только тогда, когда он нравственно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляют сущность нравственного воспитания.

Культура поведения – совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, общении с другими людьми), в котором находят внешнее выражение моральные эстетические нормы этого поведения.

Культура поведения включает: манеры общения, этикет, высшая степень отточенности, отшлифованности действия и поступков человека, совершенство его деятельности в различных сферах жизни.

Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста.

О важности воспитания культуры поведения у детей и обусловленности ее нормами морали говорил еще В. Белинский: «Не упускайте из вида ни одной стороны воспитания: говорите детям и об опрятности, о внешней чистоте, о благородстве и достоинстве манер и обращении с людьми.

В содержании культуры поведения дошкольников можно условно выделить следующие компоненты: культура деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки и привычки.

Культура деятельности проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений.

Формировать у ребенка культуру деятельности, - значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет. Так же привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам.

Дети в среднем, а особенно в старшем дошкольном возрасте должны научиться готовить все необходимое для занятий, труда, подбирать игрушки в соответствии с игровым замыслом. Важный показатель культуры деятельности – естественная тяга к интересным, содержательным занятиям, умение дорожить временем. В старшем дошкольном возрасте ребенок учится регулировать свою деятельность и отдых, быстро и организованно выполнять гигиенические процедуры, утреннюю гимнастику. Это будет хорошей основой для формирования у него навыков эффективной организации труда.

Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а так же вежливое поведение в общественных местах, быту.

Культура речи предполагает наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон.

Уже в младшем, а особенно в среднем дошкольном возрасте, когда ребенок осваивает грамматический строй речи, учится правильно строить простые фразы. Его приучают называть взрослых по имени, отчеству, на «Вы», корректируют произношение, учат детей говорить в нормальном темпе, без скороговорки или растягивания слов. Не менее важно в это же время научить ребенка внимательно слушать собеседника, спокойно стоять во время разговора, смотреть в лицо, говорящему.

Культурно – гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте рук, лица, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами  человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен в работе.

Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.

Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам. Но ее значение не только в выполнении физиологических потребностей. Она имеет и этический аспект – ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а так же к тем, кто приготовил пищу.

С дошкольного возраста дети должны усвоить определенные правила:

- нельзя класть локти на стол во время еды

- есть надо с закрытым ртом, не спеша, тщательно пережевывая пищу

- бережно относиться к хлебу и другим продуктам

- правильно пользоваться столовыми приборами.

Овладение культурой еды – нелегкое для дошкольников дело, но осуществлять формирование этих навыков необходимо, надо добиваться, чтобы дети ели с удовольствием, аппетитом и опрятно.

Формирование культуры поведения проходит поэтапно. В раннем возрасте начинается первый этап воспитания культуры поведения. Затем, в дошкольном возрасте на втором этапе создаются условия для того, чтобы ребенок получал удовлетворение от своего хорошего поведения. И уже на третьем этапе, продолжая создавать условия для практики культурного поведения, воспитатель больше уделяет внимания осознанию детьми значимости правил этикета.

В воспитании старших дошкольников культуре поведения огромную роль играют эффективные методы и формы воспитания: из них можно отметить практический, словесный и наглядный методы, а так же игровой метод. Так же можно отметить игры-упражнения, групповые и индивидуальные этические беседы, экскурсии, прогулки-походы, игровые занятия, игры-инсценировки.

Немаловажное значение имеет воспитание культуры поведения в семье. С родителями детей проводятся общие и групповые родительские собрания, консультации, посещение педагогом семей своих воспитанников, «дни открытых дверей», оформленный стенд или ширма для родителей, разделы которых в наглядной форме раскрывают общие вопросы воспитания культуры поведения, папки-передвижки, положительный опыт семейного воспитания.

Таким образом, сочетание всех методов и форм воспитания будет способствовать эффективному воспитанию у дошкольников культуры поведения.

Список литературы:

1. Е. А. Алябьева «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками». - М., 2003.

2. Бабанский Ю. К. «Педагогика». - М., - 1988.

3. Бархатова «Воспитание культуры поведения». // Д/в №11 - 1989.

4. «Беседы на этические темы». // Д/в №4 - 1988.

5. Болотина Л. Р., Комарова Т. С. , Баранов С. П. «Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е изд.». - М: Издательский центр «Академия», 1997.

6. Буре Р. С., Островская Л. Ф. «Воспитатель и дети». - М., 1985.

7. «Ваш ребенок воспитан?». // Д/в №10 - 1986.

8. «Воспитывать тактичного собеседника». // Д/в №8 - 1985.

9. Возрастная и педагогическая психология. // М. В. Матюхина, Т. С. Михальчук, Прокина Н. Ф. и др.; Под. ред. Гамезо М.  В. и др. - М., 1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете Тема: Формирование у дошкольников младшего возраста основ гендерного воспитания.

В настоящее время центральным направлением в педагогике является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, ва...

Выступление на педагогическом совете Тема: Формирование у дошкольников младшего возраста основ гендерного воспитания.

В настоящее время центральным направлением в педагогике является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребен...

Выступление на педагогическом совете №1 из опыта работы «Роль художественной литературы в нравственно-патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста».

         Воспитание – важнейший фактор общественного развития, а дошкольный возраст – период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданск...

Выступление на педагогическом совете тема «Опыт работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей в средней группе »

Понятие патриотизм включает в себя чувство ответственности передобществом, чувство глубокой, духовной привязанности к семье, дому,Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.Чувство п...

Выступление на педагогическом совете тема «Воспитание любви к малой Родине, как необходимые условия фундамента патриотического воспитания»

Родина - это слово для каждого человека имеет особое значение. Оно выражает глубокое, дорогое и великое чувство.Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии личности ребёнка, это период начальн...