Инклюзивное воспитание детей с аутизмом в дошкольной общеобразовательной организации.
статья (младшая, средняя, старшая группа)

Фадина Анастасия Владимировна

Инклюзивное воспитание детей с РАС в дошкольной общеобразовательной организации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                            Воспитатель: Фадина Анастасия

                                                                          Владимировна.

Инклюзивное воспитание детей с аутизмом в дошкольной общеобразовательной организации

Аннотация: в данной статье рассматривается проблема инклюзивного воспитания детей с аутизмом в дошкольной образовательной организации. А также рассматриваются взгляды педагогов дошкольных организаций и позиции родителей детей, воспитывающих детей с аутизмом.

Ключевые слова: «инклюзия» «инклюзивное обучение и воспитание», «образовательные стандарты»,  «аутизм», «дети с РАС».

В дошкольном периоде странности в поведении ребенка с РАС все больше настораживают педагогов и специалистов, но только не родителей. Специалисты предлагают данной категории детей проходить обучение и воспитание в более щадящих условиях, предлагают ознакомиться с дошкольными образовательными учреждениями коррекционного направления. Но, гнев и недовольство родителей только возрастает. Они предпочитают обучение и воспитание своих детей в обычном детском саду по программам федеральных государственных образовательных стандартов.

Для начала более остановимся на некоторых особенностях детей с расстройствами аутистического спектра (далее РАС).

Иногда дети с РАС настолько мало отличаются от других детей, что только специалисты могут подтвердить их характерные особенности. Тем не менее, проводя большую часть времени общения с ними, данные характерные особенности детей с РАС становятся все более заметны.

Ребенок с РАС никогда не может смотреть на другого человека или смотреть ему в глаза, поддерживая диалог. Кажется, он не замечает, что обращение собеседника адресовано ему. Иногда это происходит наоборот: ребенок может говорить на одну и ту же тему, не останавливаясь в речи и не обращая внимания на тот факт, что его собеседник потерял интерес к этому общению и пытается завершить разговор как можно скорее.

Детям с РАС трудно понять и осознать скрытые намерения и мотивы поведения окружающих. Грамматическая структура речи этой категории детей нарушена, иногда использование предложений и слов совершенно непонятно собеседнику, а у некоторых детей речь полностью отсутствует.

Категория детей с РАС учится читать очень рано, даже до того, как начинает использовать фразовую речь, и может прочитать всю учебную программу еще до того, как пойти в школу.

Родители начинают восхищаться знаниями и интеллектуальными способностями своих «маленьких гениев», но они не думают, что эти способности имеют чисто механическое восприятие слов, предложений, которые не имеют ничего общего с интеллектуальными способностями и талантом ребенка с РАС, ведь дети с РАС даже не понимают смысла всего, что прочитали.

Специалисты могут объяснить особенности поведения ребенка с РАС (как и любое странное поведение ребенка без РАС), и возможно с помощью практических занятий с ребенком и его родителями это поведение можно корректировать[2, с. 96].

Агрессивность не является отличительной чертой детей с РАС. Однако они могут защитить себя в ответ на то, что они считают угрозой или насмешкой.

Иногда поведение ребенка с аутизмом может выглядеть агрессивно, когда он пытается сообщить о своем дискомфорте, например, из-за слишком громких звуков или сильных запахов.

Родители не понимают, почему их ребенок, зная все арифметические действия, не может решить самую простую задачу. Впоследствии они начнут обвинять педагога, что тот не может правильно и доступно объяснить программный материал. Виноваты становятся все вокруг, и порой родители не желают ничего слушать в адрес своего ребенка. Начинает зарождаться негативизм со стороны родителей, на возникающие замечания в сторону их, как им кажется самого «умного» и замечательного ребенка.

Рассматривая концепцию «инклюзивного образования  и воспитания», мы понимаем обеспечение равного доступа к образовательному процессу для всех воспитанников с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. «Инклюзия» само по себе означает доступное распространение учебной и развивающей информации каждому дошкольнику с помощью очень сложной образовательной программы развития, соответствующей их способностям [1, с. 45].

Современная система дошкольного образования развитого демократического сообщества ориентирована на индивидуальные образовательные потребности личности.

Глядя на все это, можно решить проблему более оптимально, как для родителей дошкольников с РАС, так и для педагогов и обычных детей. А, именно, администрации ДОУ продолжать работать над созданием и открытием ресурсной группы для детей с РАС в каждой современном детском саду.

Ресурсная группа – это комната, где будут проводиться индивидуальные и групповые занятия с такими детьми, и будет создана специальная зона для сенсорной разгрузки, где каждый ребенок с РАС смог расслабиться и восстановить свои силы в перерыве между занятиями [4, с. 87].

Каждый воспитанник с РАС будет в более комфортных условиях, и его учебная деятельность будет более продуктивной, что позволит родителям и педагогам  рассматривать проблему инклюзивного образования и воспитания для детей с РАС только с положительной стороны.

Мы можем сделать вывод, что преимущества инклюзивного образования и воспитания для обычных детей и детей с РАС были написаны во многих научных статьях учеными из разных стран, где эта практика существует уже много лет.

Например, было доказано, что выпускники инклюзивных групп имеют более развитые навыки общения, лучше понимают других и демонстрируют большую гибкость и творческий подход. Кроме того, работа в инклюзивной группе, где создаются особые условия обучения, дает педагогам дошкольных учреждений уникальный опыт. Воспитатель, который понимает сложные особенности обучения и воспитания ребенка с аутизмом, может легко найти подход к проблемам воспитания с обычным ребенком, и, если этого недостаточно, он может воспользоваться помощью специалистов ресурсной группы, чтобы все дети были в одинаковом равном положении.

При обучении и воспитании детей с РАС, необходимо помнить, что хороший поведенческий подход не только улучшает жизнь детей с аутизмом, но и их близких, и управляет им гораздо эффективнее, чем «типовые» дошкольные программы обучения и воспитания.

Список литературы:

1. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах :пособие для учителя-дефектолога / С.С. Морозова. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2014. — 176 с

2. Дети с расстройствами аутистического спектра в детском саду и школе. Практики с доказанной эффективностью» Довбня С., Морозова Т., Залогина А., Монова И. Фонд «Обнаженные сердца», Москва, 2018.–243с.

3. Никольская О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи / Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. - М.: Теревинф, 2015.– 227с.

4.Расстройства аутистического спектра. Вводный курс. Учебное пособие для студентов. Григоренко Е.Л. — М.: Практика, 2018.– 281с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕГО ТИПА.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10632972","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"283","width":"197"}}]]Статья в сборнике материалов международной конференции " Инклю...

Рекомендации родителям по организации жизнедеятельности и воспитанию детей с аутизмом

Организация жизнидеятельности в семьях где есть ребенок с РДА....

Рекомендации родителям по организации жизнедеятельности и воспитанию детей с аутизмом

Самое важное для родителей - никогда не маскировать диагноз, не убегать от проблемы и не фиксировать все внимание на негативных аспектах диагноза, таких, как: инвалидность, непонимание окружающих, кон...

Консультация для родителей: "Организация жизнедеятельности и воспитания детей с аутизмом".

Дети  с РАС (расстройством аутистического спектра) нуждаются в общении даже больше, чем их здоровые сверстники.Семьи, в которых появился ребенок, страдающий аутизмом, всегда особенные, так ...

«Организация жизнедеятельности и воспитания детей с аутизмом»

Семьи, в которых появился ребенок, страдающий аутизмом, всегда особенные, так как на всех членов семьи падает большая физическая и психологическая нагрузка. Прежде всего, один взрослый член семьи (чащ...

Инклюзивное воспитание детей в дошкольной организации

С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья, поэтому вопрос об инклюзивном воспитании является актуальным....