Статья "Сад детских инициатив"
статья (старшая группа)

Чашкина Надежда Викторовна

"Сад детских инициатив" -сад будущего !"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx43.1 КБ

Предварительный просмотр:

                                     МБДОУ «Новохопёрский центр развития ребёнка «Пристань детства».Воспитатель первой квалификационной категории Чашкина Надежда Викторовна.

                                        «Сад детских инициатив».

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012  N 273-ФЗ рассматривает дошкольное образование как первую ступень общего образования.[2, ст. 64 ] Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования- это стандарт  разнообразия детства, который имеет целевую установку на поддержку инициативы и самостоятельности воспитанников. [3, п. 3.2.1]

Основная цель деятельности нашего МБДОУ «Новохоперский центр развития ребенка «Пристань детства»: достижение высот в психическом и физическом развитии, полное раскрытие творческого потенциала, природных способностей воспитанников и педагогов в их взаимосвязи, создание доброжелательной творческой атмосферы, где учитывались бы интересы и желания ребенка, организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основной образовательной программе дошкольного образования.

Основными задачами ДОО являются:

-охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;

-обеспечение: полноценного познавательного, речевого, социально- личностного, художественно-эстетического и физического развития детей, проявления и поддержки детской инициативы;

-воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности,    уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

 Основные виды деятельности, в которых ребенок может проявлять себя и свою инициативу, развивать себя как личность это:
игра; познавательно-исследовательская деятельность; продуктивная деятельность; коммуникативная деятельность и др. Тем самым можно отметить, что чем выше уровень развития инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а следовательно и динамичнее развитие личности. Проявляется инициативность во всех видах деятельности, но ярче всего – в игре, в общении, экспериментировании.

Встает вопрос, как создавать такие ситуации, в которых инициативность, самостоятельность  развивались более успешно.

Одним из способов реализации этой задачи и послужила разработанная нами педагогическая технология «ТОДИ». В ТОДИ присутствует гуманистическая идея о праве ребенка на собственный путь развития, не выходящий при этом за пределы нормы.

С 2016 года в результате участия в региональном конкурсе  «Детский сад- Лидер образования Воронежской области» нашей образовательной организации присвоен статус региональной инновационной площадки в рамках проекта «Сад детских инициатив». Целью использования технологии ТОДИ является :

Формирование детских сообществ по интересам и реализация образовательных практик в условиях РППС, объединяя результаты воплощения детских инициатив в общий творческий продукт

Технология основана:

  • На уважении к личности ребенка, внимательном отношении к его интересам, эмоциональному благополучию, потребностям.
  • Индивидуализация образования для каждого ребенка.
  • Представление ребенку возможности выбора деятельности, способа действий, места времени, партнеров, через непосредственную работу в центрах активности.
  • Определении роли педагога, как «оказание помощи и поддержки дошкольника в его самостоятельном активном инициативном познании окружающего мира»

Преимущества данной технологии в том, что она не требует какой-то специальной подготовки воспитателей, покупки дополнительного оборудования или вложения денежных средств. Воспитателю важно владеть способами поддержки детской инициативы, необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные эффекты и т.п. Необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.

Инициативу проявляет тот, кто в себя верит. Одна из основ уверенности в себе - умения, практические навыки.

Невозможно реализовать педагогическую технологию без четкого определения целей данной работы, а именно:

-предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы; 
- отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей; 
- не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность. 
- формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями; 
- поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные         режимные         моменты. 
- для поддержки инициативы в творческой, досуговой деятельности по указанию ребенка создавать для него все необходимые условия; 
- содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям; 
- поощрять различные творческие начинания ребенка.

Структурные элементы ТОДИ:

  1. ТОДИ-круг (открытая социальная структура, в которой состав, возраст и количество участников имеют переменные значения).
  2. Формирование детских сообществ по интересам (количество участников, последовательность включения в них детей и временная продолжительность их существования имеют переменные значения)
  3. Реализация образовательных практик в условиях РППС (название практик, их количество, насыщение материалами и оборудованием, продолжительность детской активности имеют переменные значения)
  4. Объединение результатов воплощения детских инициатив в общих творческий продукт (вариативность и масштабность творческого продукта имеют переменные значения).

Для полноценного развития ребенку-дошкольнику необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе. Эта игра представляет собой ведущую деятельность ребенка. Образовательная и игровая среда, которая  стимулирует  развитие поисково-познавательную  деятельность  детей. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.

Воспитатели и специалисты  создают условия развития инициативы и творческого         самовыражения:
- формируют установки «Я могу», «Я сумею»;
- создают ситуации успеха для каждого ребенка: «Это очень просто, я тебе помогу»;
- дают предвосхищающую положительную оценку « Ты очень творческий ребенок, у тебя         все        получится!»;
- предварительно определяют  где, как, в каком виде деятельности применить технологию:  в образовательной деятельности в утренние часы, в  деятельности в группах по интересам в вечернее время, использовать как одну из форм проведения прогулки, или как форму проведения досуга.

При реализации данной технологии педагоги используют следующие способы         поддержки          детской         инициативы:
- создание предметно-пространственной среды для проявления самостоятельности при выборе ребенка деятельности по интересам; 
-         выбор         ребенком         сотоварищей;
- обращение ребенка к взрослым на основе собственного побуждения. На итоговый сбор дошкольники приносят все то, что они успели сделать – рисунки, поделки, карточки с выполненными заданиями и т.д. На местах остаются только те виды работ, которые «не перенесут», например, конструкции из крупного строительного материала, постройки из песка. Это не означает, что они останутся без внимания всей группы. Дети смогут обсудить плоды деятельности строителей, когда будут рассмотрены все материалы, доставленные на ковер.

Все детские работы объединяют в конечный итоговый продукт (коробка с подарками, макет «Домашние животные» и т.д).

   В результате работы и применения технологи ТОДИ должна быть найдена согласованная система работы с группой детей и с каждым ребенком в детском саду, базирующаяся на целостном подходе.

Я работаю с детьми 4-5 лет ,это средняя группа нашего центра развития. На данном этапе очень важную роль играют психологические особенности детей, от которых зависит поведение и становление личности. Учитывая их, мы педагоги  можем выстроить логическую и грамотную линию воспитания. И в этом нам помогает наша технология.

 В чем заключаются основные обязанности воспитателя детского сада? Чтобы стало более понятно, рассмотрим рабочий день, начиная с утра и заканчивая вечером. Каждый день в дошкольном учреждении проходит в соответствии с режимом дня, которого придерживается детский сад. Обязанности воспитателя детского сада напрямую зависят от него. Работа воспитателя всегда начинается с создания в группе развивающей среды. Образовательная среда в нашей группе  создана с учетом возрастных возможностей детей, гендерных особенностей и интересов и конструируется таким образом, чтобы ребенок в течении дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие. В группе созданы центры, которые содержат в себе познавательный и развивающий материал в соответствии с возрастом детей. Для реализации гендерных подходов к воспитанию детей предметно-развивающая среда создана с учетом интересов мальчиков и девочек.

Мебель и игровое оборудование подобраны с учетом санитарных и психолого-педагогических требований. В группе созданы условия для самостоятельной, художественной, творческой, театрализованной, двигательной деятельности. У нас в группе царит дружеская, теплая ,даже можно сказать ,семейная атмосфера. Все участники образовательного процесса являются членами нашей большой дружной семьи.

Как же проходит день в нашей группе? Что делает воспитатель, какова его роль на протяжении всего дня? Одними из основных являются групповой сбор и деятельность детей в центрах активности. Наибольшее внимание уделяется приемам и методам общения педагогов с детьми через понимание, признание и принятие личности ребенка, умению взрослых строить партнерские отношения с другими детьми, встать на позицию ребенка, уважать его чувство достоинства, учитывать его мнение и интересы. Еще с вечера перед воспитателем стоит ответственная задача подготовки материалов для содержательной работы в центрах активности, которая была запланирована ранее, корректировалась или была изменена (в зависимости от успехов занятий, проведенных в течении недели). Утром воспитатель продолжает эту работу, организуя оптимальные условия для работы детей в группе. Но главная задача педагога утром – встреча детей. «Доброе утро! Как я рада, что ты пришёл!» С такими словами мы встречаем наших малышей. Каждый день, когда дети входят в группу, надо подождать их у двери, найти время для того чтобы обнять каждого малыша, пожать ему руку со словами: « Как твои дела?», «Как ты провела вчерашний вечер?». Физический контакт имеет очень большое значение. Прикасаясь к малышу, педагог дает понять, что он его уважает. Понадобится всего пять секунд, чтобы сделать это- и дети будут вместе с воспитателем в течение всего оставшегося дня. Кроме того, во время этой процедуры воспитатель сразу же сможет понять, если у кого-то из детей есть проблемы: например, говорят, что они себя не очень хорошо чувствуют или кто -то его обидел. Педагоги должны уделить такому ребенку больше внимания. Умение воспитателя проявить внимание и оказать необходимую поддержку в нужный момент- невероятно важно. Приходя в детский сад, каждый ребенок должен быть уверен, что его ждут, что он что-то сегодня узнает , с кем-то поиграет, что он сам интересен другим. Тон всего дня, как правило, задается уже с первых его минут. Дети приходят в детский сад со своим настроение и впечатлением от событий, происшедших дома. Встретив их у двери группы и спросив, есть ли у них какие-нибудь новости, педагоги могут использовать полученную информация и включать ее в планирование своей работы. Так же есть много тем ,событий, поводов, в связи с которыми можно и нужно пообщаться не только с детьми ,но и их родителями. Когда все дети в сборе, воспитатель проводит с ними зарядку и ведет завтракать.

Далее после утренней зарядки и завтрака у нас в группе проходит утренний сбор, или как мы его называем утренний ТОДИ-круг,который является структурным элементом технологии ТОДИ . Это ежедневная спланированная и структурированная практика. Участники (дети, воспитатель) собираются в начале дня на ковре. Время сбора и место проведения должны быть постоянными. У воспитателя есть сигнал, приглашающий на утренний сбор, у нас например, любимая детьми песня . Дети усаживаются в круг лицом друг к другу. Это очень хорошая позиция для общения , потому что все находятся в равном положении и видят глаза друг друга. Порядок расположения в кругу может меняться.

Утренний сбор длится 10-15 минут и состоит из четырёх компонентов: приветствия, обмена информацией, групповой деятельности и знакомства с новостями. Первый компонент утреннего сбора - приветствие. Дети нуждаются в любви и уважении своих сверстников, они хотят чувствовать себя частью группы. Приветствие адресовано каждому, кто находится в круге. Прежде чем начать приветствие, воспитатель моделирует его, показывая, как это делается. Следует заметить, что моделирование происходит каждый раз, когда начинается новый этап утреннего сбора. Воспитатель поворачивается к ребенку, сидящему слева  или справа, и приветствует его «Доброе утро, Катя! Я рада, что ты сегодня с нами». Когда пример показан, Катя, повернувшись к своему соседу, приветствует его таким же образом. Дети продолжают приветствовать друг друга по кругу, пока приветствие не вернется к воспитателю. Существует множество вариантов приветствия. Оно может быть вербальным и невербальным. Для установления дружеской атмосферы дети обращаются друг к другу по имени, с улыбкой, глаза в глаза. Большое значение имеет поза, спокойный и искренний тон, дружелюбное выражение лица, открытые жесты. На утренний сбор все приходят с «открытыми» руками и «открытым» сердцем, потому что это время встречи друзей. Обмен информацией и идеями самый серьезный и важный аспект утреннего сбора. Во время обмена информацией дети учатся выражать свои собственные идеи, мысли, чувства, важные для них. Они учатся задавать вопросы и отвечать на них, овладевают навыками публичного выступления перед аудиторией. Обсуждение должно в большей степени касаться новостей, событий и информации, а не предметов и радости обладания ими. Игрушки, купленные детям,- это не предмет для обсуждения. Темы могут варьироваться в зависимости от возраста и состава группы. Для успешной групповой коммуникации воспитатель может помочь детям исследовать ряд тем, вместо того чтобы ограничивать их идеи. Главная цель групповой деятельности утреннего сбора- построение сообщества через игру и позитивное настроение. Групповая деятельность - это компонент утреннего сбора, который способствует внедрению демократических ценностей  в сообщество путем совместной работы. Каждый член группы участвует в различных видах деятельности- пении, играх, других упражнениях- быстрых, энергичных, зажигательных. Они не несут в себе соревновательного элемента, а помогают кооперироваться в процессе совместной работы, уважать интересы и умения друг друга. Такие задания требуют от малыша умения сконцентрироваться, творчески мыслить, выражать себя. Совместные игры и задания помогают детям добиться успеха совместными усилиями. Они нацелены на познавательное, социальное и физическое развитие дошкольников, способствуют выразительности речи детей, дают возможность учиться на собственных ошибках и создавать атмосферу успеха. Дети учатся работать в команде, помогать сверстникам, поддерживать друг друга и радоваться достижениям и успехам других детей.

Важный этап утреннего ТОДИ –круга это выбор студий и самостоятельное планирование деятельности на целый день детьми.         Эта технология задает тон для благоприятного и дружеского общения, создает атмосферу доверия, позволяет  детям проявить инициативу в планировании своей деятельности в течении дня и сделать выбор студии, в которой ребенок предпочитает реализовать свои замыслы и желания, отобразив это на «Экране выбора».В нашей группе это доска с эмблемами студий под которыми прикреплены крючки, на которые дети вешают стикеры разных цветов, соответствующие той или иной студии .После того как студия выбрана ,дети по ним расходятся. Что же представляют собой наши студии? Это новая модель образовательного процесса ,разработанная нами и выстроена она в нашем центре развития следующим образом. Воспитательно- образовательный процесс организован посредством студийного образования: пять студий, каждая из которых имеет одно приоритетное направление развития.  Каждая студия в свою очередь предоставляет воспитанникам выбор деятельности.            

Образовательную область «познавательное развитие» реализует студия «Мой мир», которая ведет свою деятельность по трем направлениям: «Кулинарный цех», «Исследовательский центр» и бизнес-центр  « Дошкольник и экономика».

 Студия  художественно- эстетического развития «Город  детства» позволяет воспитанникам реализовать себя в «Творческой мастерской ДАР (дом авторских работ)» и в мультстудии , где воспитанники снимают мультфильмы,  придумывая сценарии и тексты, изготавливая и озвучивая героев, подбирая музыкальное сопровождение.

Стать журналистом, попробовать себя в роли актера, режиссера, организовать работу детской библиотеки ребята смогут в студии речевого развития «Речевой калейдоскоп».

Социально- коммуникативное  развитие   студии «Я+ТЫ=МЫ» осуществляется по трем направлениям: «Социальное экспериментирование», «Игровая карусель» и «Краеведение».  «Искусство движения»- студия физического развития,  где  работает «Строительная площадка» и объединение «Играю, двигаюсь, учусь».

Событийный принцип планирования образовательной деятельности и авторская педагогическая технология ТОДИ (технология объединения детских инициатив) позволяют воспитанникам самим проектировать  и планировать свою деятельность, получая промежуточные продукты, которые объединяются в один единый.  Сущность образовательного события состоит в том, что для детских действий организуются специальные условия. Полученный опыт, осознанный  и осмысленный превращается в средство для достижения новой, более высокой цели. При этом любой участник образовательного события – это не зритель, а действительно участник. У каждого воспитанника свои замыслы, своя деятельность, переживания.

Череда образовательных событий- это яркие моменты социальной жизни общества, праздники, события в природе, мире искусства и литературы, специально смоделированные взрослыми, формирующие чувство гражданской принадлежности и т.д. Каждое из них длится пять недель, ориентируясь на пять образовательных областей. В рамках студийного образования  воспитанники  самостоятельно проектируют образовательное событие, учитывая все, что необходимо для того , чтобы оно состоялось;  дети маленькими шажками продвигаются к намеченной цели.  Развивающая предметно- пространственная среда, соответствующая всем требованиям ФГОС ДО, позволяет нашим воспитанникам реализовывать свои инициативы, планы, и замыслы. При выборе ограниченных ресурсов ребенок имеет неограниченные возможности. Образовательная деятельность ведется с разновозрастным сообществом детей (особый «социальный организм»), что способствует ведению конструктивного разговора между воспитанниками, коллективному решению сложных задач, оказанию взаимопомощи, развитию коммуникативных навыков. Цветные путеводители по всему периметру позволяют воспитанникам свободно передвигаться по всей территории нашего центра. Организация детской деятельности с учетом нелинейного расписания позволяет нашим детям заниматься любимым делом в рамках дополнительного образования(в нашей группе это изодеятельность и конструирование-моделирование).      Цель инновационной образовательной модели позволяет успешно реализовывать основную образовательную программу дошкольного учреждения, которая достигается через поставленные задачи: умение воспитанниками проявлять инициативу,  самостоятельно   выбирать и планировать свою деятельность;  наши дети умеют отличать реальную и воображаемую ситуации, строить логические и обоснованные прогнозы с помощью элементарных естественно- научных представлений.

После того как дети возвращаются со студий идёт подготовка к прогулке.

Она занимает немаловажную роль в жизни наших детей . Правильная организация прогулок позволяет достичь цели по воспитанию всесторонне развитой личности ребёнка, совершенствовать лучшие качества в нём. Организация и проведение прогулки — сложнейший вид педагогической деятельности. Во время пребывания на площадке детского сада не только восполняется потребность дошкольников в подвижных играх, но и реализуется комплекс задач разностороннего развития. Согласно требованиям СанПиН, воспитанники должны проводить на свежем воздухе 3–4 часа ежедневно (за исключением тех дней, когда погодные условия сокращают время прогулки или препятствуют проведению занятия на площадке). Пребывание на улице является здоровьесберегающим видом деятельности: смена обстановки способствует улучшению эмоционального фона детей, служит профилактикой переутомляемости и восстановлению функциональных ресурсов. Прогулка — один из лучших видов досуга, во время которого активизируются защитные функции организма, происходит закаливание. Вместе с тем на прогулке выполняется установка Федерального государственного образовательного стандарта на развитие в детях способностей и мотивации к различным видам деятельности. Прогулка представляет собой комплекс проведения образовательной деятельности с детьми. Все виды деятельности  можно использовать на прогулке в различных сочетаниях в зависимости от того, какой деятельностью ребята занимались до выхода на улицу и что будет по плану после.

 Прогулка складывается из пяти структурных элементов, каждый из которых длится 7–15 минут:

  • самостоятельная игровая деятельность,
  • индивидуальная работа по различным направлениям развития дошкольников,
  • труд,
  • наблюдение,
  • двигательная активность.

Если прогулка в режимном распорядке следует после физкультуры или другой активной физической деятельности, то на улице занятие начинается в спокойном ритме. И наоборот, после занятий пением, развития речи, художественной деятельности на свежем воздухе предполагаются активные физические упражнения.

Приёмы (структурные компоненты) прогулки

  • Наблюдение. Проводится с группой, по подгруппам или в индивидуальном порядке. Наблюдать с детьми можно за природными явлениями и ситуациями в общественной жизни. Для привлечения внимания воспитанников к наблюдательному процессу используются: постановка педагогической задачи, загадки, игровые и проблемные ситуации, сюрпризные моменты, проведение беседы с поисковыми вопросами, сравнениями, привлечением личного опыта ребят. 
  • Творческие задания и упражнения по речевому развитию. Они проводятся в условиях хорошей погоды, с использованием выносного материала (прослушивание сказки о природе, беседа по вопросам или картинкам, изготовление поделок из природного материала и т. д.).
  • Трудовые поручения: привлечение детей к сбору игрушек, оказание посильной помощи в наведении порядка на площадке (сбор листвы, расчистка дорожек от снега, уход за посадками). Трудовая деятельность должна вызывать радость от ощущения значимости проделанной работы.

Выделяется 2 вида прогулок с дошкольниками по месту их проведения:

  • На участке детского сада. Здесь проводятся прогулки ежедневно, реализуются все основные педагогические задачи. Разнообразить занятия на площадке группы можно различными заданиями, новыми играми, использованием непривычных выносных материалов.
  • Пешеходные прогулки за пределы ДОУ. С воспитанниками должен быть проведён инструктаж о плане маршрута и соблюдении мер безопасности во время его прохождения. Целью прогулок в ближайшие парки и скверы служат наблюдения за представителями растительного и животного мира (птиц, различных деревьев, цветов) и за жизнью людей (работой, занятиями спортом и др.). Если ребятам предстоит пересечь проезжую часть, чтобы дойти до места прогулки, следует накануне повторить с воспитанниками правила поведения пешеходов (где разрешено переходить дорогу и как это делать).

В зависимости от того, какой вид детской деятельности преобладает во время занятий на свежем воздухе, можно выделить виды прогулок по тематике:

  • Прогулка с персонажем. Этот вид прогулки содержит в основе развлекательный элемент и направлен на создание хорошего настроения у воспитанников. В качестве персонажа-ведущего прогулки обычно выступает сказочный герой (его роль исполняет воспитатель или другой сотрудник ДОУ по договорённости), он поручает детям увлекательные задания, создавая проблемную ситуацию («Помогите мне разгадать все загадки и найти спрятанные предметы, чтобы я смог попасть обратно в сказочную страну», например) и вовлекая к участию в подвижных играх.
  • Трудовые акции направлены на осуществление поддержания порядка на территории детского сада, облагораживание площадок и участков. Хорошо, чтобы подобные прогулки с преобладанием коллективной трудовой деятельности фиксировались в памяти ребят. Можно создавать стенгазеты с информацией о проделанной работе, делать фотоколлажи для информационного стенда ДОУ.
  • Спортивные прогулки имеют целью пропаганду здорового образа жизни. Рекомендуется проводить подобные прогулки в разное время года, акцентируя внимание ребят на важности закалки. 

Предметы и материалы необходимые для проведения занятий на улице воспитатель определяет исходя из плана проведения прогулки.  Правильный подбор дополнительного оборудования и инструментов способствует развитию положительной мотивации ребят к познавательной деятельности, физической активности, тяги к труду. После возвращения с прогулки в группе проходят корригирующие гимнастики, чтение любимых книг, просмотр мультфильмов, дети готовятся к обеду (выполнение гигиенических процедур,формирование навыков         самообслуживания).

Далее идёт обед, подготовка ко сну и сон. После дневного сна проходит постепенный подъём детей (бодрящая гимнастика,         самомассаж, закаливающие мероприятия, формирование навыков самообслуживания, приведение в порядок внешнего вида детей).Далее  у детей полдник, после которого дети играют.

Современный ребёнок – маленький гражданин ,осознающий себя в современном пространстве страны и города ,а игра – самая любимая и естественная деятельность детей. И задача воспитателя- увлечь детей играми сделать игру содержанием детской жизни, раскрыть дошкольникам многообразие мира игры. Задача воспитателя мотивировать игровые действия детей, непосредственно участвуя и эмоционально включаясь в игры детей. Игра имеет важнейшее значение для всестороннего развития личности ребёнка, выступает связующим звеном в отношении к познаваемому. Через игровые действия дети стремятся удовлетворить активный интерес к окружающей жизни и создают при этом свои комбинации различных жизненных ситуаций, где как бы перевоплощаются во взрослых, в героев художественных произведений, в животных. Для того чтобы воспитание детей в игре проходило успешно, необходимо создать соответствующие условия: отвести играм достаточное время, организовать удобную, спокойную обстановку, подобрать игрушки. Богатство замысла и эффективность средств воплощения в каждой игре у детей зависят от наличия жизненных наблюдений, дополненных литературно-художественными образами, которые помогают детям перейти от прямого подражания к творческому воспроизведению игровых замыслов. Своеобразны мотивы такого творчества- это прежде всего стремление выражать свои впечатления, переживания. Для возникновения замысла игры нужны яркие, волнующие ребёнка впечатления. Но появление замысла ещё не говорит о том, что ребёнок способен самостоятельно воплотить его в игре, так как у него нет ещё необходимых навыков и умения планировать свои действия. Этому его должен научить педагог.

Участвуя в жизни детей, в их играх, педагог руководствуется определёнными задачами воспитания. Необходимо воспитывать у детей такие качества как дружба, умение действовать самостоятельно, взаимопомощь; дети дошкольного возраста могут оказывать посильную помощь друг другу, воспитываем в них чувство справедливости, жизнерадостность, общительность, целеустремлённость, организованность, личную инициативу, изобретательность, смекалку и т. д. Именно в этих задачах намечаются перспективы деятельности нравственного воспитания.

В нашей средней группе, где я работаю, 23 ребёнка и все они разные: общительные и замкнутые, активные и молчаливые, гиперактивные, не всегда организованные и, наоборот, дисциплинированные, спокойные. У всех разные игровые умения: одни умеют планировать свою игру, выполнять главные и второстепенные роли, проявлять самостоятельность и творчество, другие, наоборот, с низким уровнем игровых навыков и умений, безынициативные. У себя в группе мы создали все необходимые условия для удовлетворения интересов   в разнообразных играх. Мы тщательно продумывали условия и подбирали материал для игр, чтобы, начав игру до завтрака, дети могли продолжить её в течении всего дня.

При планировании воспитательного процесса в группе мы учли, что есть несколько детей малообщительных, которые стараются играть в одиночку. Внимательно понаблюдав за ними, мы поняли, что причина их скованности в отсутствии хорошо развитых игровых навыков и умений, в недостаточно сформированной потребности в общении. Поэтому мы стремились, чтобы такие дети прежде всего овладели необходимыми для той или иной игры знаниями и умениями – знали сюжет игры, могли их творчески развивать. Только после этого стали этих детей вливать в общие игры.

Дети в группе в основном активные, всегда могут самостоятельно найти себе дело, легко вступают в контакт с другими детьми

Далее мы проводим вечерний «ТОДИ – круг»,на котором дети делятся своими впечатлениями и эмоциями за прошедший день. Затем мы идём на вечернюю прогулку .День наш заканчивается индивидуальными беседами с родителями  (самочувствие детей, достижения ,планы и т.д.)

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"О создании каталога методических разработок педагогов по технологиям поддержки детских инициатив"

Современные подходы к организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации Индивидуальный подход – организация педагогом учебно-воспитательного процесса с уче...

Модели организации образовательной деятельности в ГБДОУс учетом поддержки и развития детских инициатив.

Создание усовершенствованной модели образовательного процесса, способствующей поддержке детской инициативы в педагогической практике....

Обнаружение успешности ребенка в среде сверстников как условие возникновения детских инициатив

quot;Обнаружениеуспешности ребенка в среде сверстников как условие возникновения детских инициатив» Агеева Юлия Александровна, воспитатель группы детей старшего дошкольного возрастаМА...

Педагогический тренинг Тема «Развитие детских инициатив детей дошкольного возраста»

Материал предназначен для педагогов дошкольного образования....

«Взаимодействие детского сада и Дома культуры как модель открытой образовательной среды ДОО в поддержке детских инициатив.»

Взаимодействия МБДОУ  детского сада № 5 «Звездочка» с учреждениями социума  создание модели открытой образовательной среды, ориентированной на поддержку творческих инициатив дошк...