Самообразование по теме: "СКАЗКА - КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ" Подготовительная группа 2018 – 2019гг
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Галковская Галина Михайловна

Актуальность выбранной мною темы вижу в следующем: в настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка - это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.

 

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом.

Цель – изучение влияния  сказок на развитие нравственных качеств детей  дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие

задачи:

- изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования сказок в формировании нравственных качеств у дошкольников;

- выявить особенности нравственного воспитания в старшем дошкольном возрасте;

-  создать необходимые условия для знакомства детей  с сказками;

- разработать диагностические методы и игровые тесты, направленные на исследование позитивного влияния сказок на воспитание нравственных качеств дошкольников;

 

- определить эффективность использования сказок для развития нравственных качеств в процессе специально организованной деятельности детей.

 

Перспективный план на 2018 – 2019гг

Месяц

Тема занятия

Задачи

Совместная деятельность

педагога с детьми

Сентябрь

Знакомство детей со сказкой о мертвой царевне и о семи богатырях

 

Рассказать об источниках зла: зависти, гордости, своенравии, злости; раскрыть красоту качеств, присущих нравственному человеку; воспитывать непримиримость к проявлениям всякого в себе зла, своеволия

Творческое задание:

Раскрась картинку так, чтобы получилась царевна  или ее мачеха (предлагается контурное изображение). Задача детей – с помощью цвета изобразить положительного и отрицательного героя.

Октябрь

Воспитание любви к родителям через сказку «Василиса Прекрасная»

Воспитывать почтительное отношение к родителям; рассказать о том, почему необходимо быть послушными, выполнять наказы со смирением и любовью; раскрыть значение родительского благословения.

Беседа по содержанию;

пересказ отрывков сказки

Ноябрь

«Сказка  о золотом петушке»

 

Раскрыть понимание чувства совести. Воспитывать чувства ответственности в себе, бдительности по отношению ко злу.

Рисование по сказке

Декабрь

Знакомство со сказкой  «Мороз Иванович»

 

Воспитание чуткости, честного отношения к труду: лень, грубость и легкомыслие наказываются, осуждаются людьми. Формирование способности давать оценку художественным образам сказки.

Чтение по ролям отрывка сказки,

Обсуждение главного героя сказки

Январь

Знакомство со сказкой «Снегурочка»

Воспитание доброжелательности и сочувствия. Формирование способности детей всесторонне характеризовать главный персонаж сказки.

 

Инсценировка сказки

Февраль

Знакомство со сказкой  «По щучьему веленью»

Воспитание благодарности за хорошие дела и поступки

Беседа по содержанию

Март

«Сказка о старике и рыбки»

Знакомство детей с таким качеством нравственного воспитания как скупость, жадность

Творческое задание:

Изобразить хорошее и плохое через рисунок. Описать главных героев сказки через рисунок

Апрель

Знакомство со сказкой  «Никита – Кожемяка

Воспитывать в детях такое качество как милосердие.

Беседа по содержанию

Май

«Сказка Золушка на новый лад»

Воспитывать в детях трудолюбие, упорство.

 

Драматизация сказки

 

Взаимодействие с родителями и детьми

 

      

  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet2019.docx17.6 КБ
PDF icon deti.pdf471.16 КБ
PDF icon deti.pdf471.16 КБ
PDF icon rabota_s_roditelyami.pdf903.87 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет о проделанной работе воспитателя  подготовительной группы

за учебный год 2018-2019 год.

Тема: «Сказка - как средство духовно- нравственного воспитания дошкольников».

      Я считаю, что сказка, доступна пониманию дошкольника. Ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, делают ее особенно интересной и волнующей для детей. Сказка помогает понять на доступном ему языке красоту окружающего мира.

      Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ведущая педагогическая идея моего исследования состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны.

     Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Главное достоинство опыта я считаю, заключается в том, что посредством событий в сказке детьми усваиваются духовно – нравственные категории (добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность) ;

- развивается образный строй речи, обогащается словарный запас, формируются навыки связной речи,

- развивается способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни;

- воспитывается у детей милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь;

- воспитывается трудолюбие, доводить начатое дело до конца, с уважением относится к результатам чужого и своего труда;

- развивается эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

В результате поставленных задач у детей сформированы следующие знания, умения, навыки:

- знание определенных сказочных сюжетов;

- умение понимать сюжетную линию сказки;

- выделять проблему, актуализированную в сказке;

- выражать свои мысли и чувства в речи;

- умение передавать художественный образ в рисунке (иллюстрация, в словесной форме;

- сочинение небольшой сказки на заданную или свободную тему;

- умение применить сказочный урок в свою «копилку жизненных ситуаций»;

Результативность опыта.

Считаю, что результатом воспитания детей сказкой является:

- усвоение ребенком норм нравственно – духовного воспитания, открытость его к добру, позитивное отношение ребенка к окружающему миру, к другим людям и самому себе;

- знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах; деятельное отношение к труду, ответственность за свои дела и поступки;

- осознание ребёнком тех базовых нравственных качеств, которые я пытаюсь воспитать в детях: совестливость и порядочность, самоотверженность и незлобие, сопереживание и сочувствие, патриотизм;

- понимание необходимости развития таких волевых качеств, как послушание, почитание родителей и взрослых.

Результаты, которые мною достигнуты:

- дети знают определённые сказочные сюжеты, составляющие духовный опыт человечества;

- научились понимать сюжетную линию сказки, выражать свои мысли и чувства.

     Таким образом, Сказка - как средство духовно- нравственное воспитание дошкольников важна тем, что отражает интересы ребенка.

     В результате проделанной работы дети стали добрее, отзывчивее, внимательнее к окружающим.

     В своей работе я использую следующую литературу: журналы «Дошкольное воспитание», «Детский сад будущего»; Гриценко З. А. «Ты детям сказку расскажи» М., 2003.; Доронова Т. Н. «Играют взрослые и дети» Линка – Пресс, 2006.; Рик Т. «Сказки и пьесы для семьи и детского сада» Линка – Пресс, ;

Рыжова Н. А. Коллекция увлечений. Линка – Пресс, 2005. ; Шорохова О. А. Играем в сказку: сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. М., 2006.; Безруких М. М. Сказка как источник развития творчества детей. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС., 2001.;

Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. Харьков. 1996.;

О. А. Шиян. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. Мозаика-синтез; М. :; 2012.;

М. Д. Маханева. Театрализованные занятия в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2003г.

Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко. Кукольный театр- дошкольникам: Театр картинок. Театр игрушек. Театр петрушек. - М. : Просвещение, 1982г.

Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей, средней, старшей, подготовительной группах детского сада. – М. : Мозаика – Синтез, 2012, 2013.

А так же сайт нс портал


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

САМООБРАЗОВАНИЕ ТЕМА: СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости,...

Консультация для родителей " Программа «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте» - эффективное средство духовно-нравственного развития дошкольников»

Консультация для родителей " Программа «Истоки. Воспитание на социокультурном  опыте» -  эффективное средство духовно-нравственного развития дошкольников»...

Сказка, как средство духовно-нравственного развития дошкольников

Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедли...

«Сказка как средство духовно – нравственного развития дошкольников»

В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способст...

«Сказкотерапия как средство духовно-нравственного развития дошкольника»

Сообщение на тему «Сказкотерапия как средство духовно-нравственного развития дошкольника»...

План самообразования на тему: "Сказка как средство духовно-нравственного развития дошкольников"

САМООБРАЗОВАНИЕТЕМА: СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ...