Учить или нет ребёнка музыке?
консультация (старшая, подготовительная группа)

Татьяна Яценко

Когда я писала книгу для детей «Самоучитель игры на фортепиано и клавишных в сказках и картинках», я стала вспоминать своё детство, как я занималась музыкой, почему я, родившись в абсолютно немузыкальной семье, стала музыкантом... Многие родители стоят перед выбором: чем занять ребенка. Многие родители решают важные вопросы в судьбе своих сыновей и дочек: отдавать или нет в музыкальную школу, а отдав, решают еще более сложные вопросы: разрешить бросить или нет... Возможно, моя абсолютно правдивая история, которая является своеобразной прелюдией к книге «Самоучитель игры на фортепиано и клавишных в сказках и картинках» , поможет кому-нибудь принять верное решение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sereznye_instruktsii_nesereznym_roditelyam.docx20.25 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Серьезные инструкции несерьезным родителям

Что наша жизнь?  — Игра!

М.И.Чайковский (либретто к опере «Пиковая дама»)

Здравствуйте, дорогие родители! Мы с вами одной крови, потому что я тоже родительница. Мы с вами одной крови, потому что вы, как и я хотите, чтобы ваше чадо занималось музыкой. Мы с вами одной крови, потому что вы, как и я хотите, чтобы ребенок не только смог играть на фортепиано, но и полюби эту чудесную страну, которая называется МУЗЫКА. Любовь к музыке — это самая главная составляющая часть наших занятий.

Что дети любят больше всего делать? Конечно же играть!. Поэтому забудьте о скучных уроках, перечитайте еще раз эпиграф и начните играть вместе с вашими чадами! Кто-то скажет, что игра — это несерьезно. И это прекрасно! Дети должны быть НЕсерьезными! На то они и дети. Мы же с вами тоже когда-то были детьми! Как? Вы уже не помните? Давайте срочно вспоминать!

Когда я была маленькой девочкой, я играла «в Пугачеву» - заводила пластинки с ее песнями, надевала мамин длинный халат и туфли на каблуках, распускала волосы и самозабвенно голосила, - так активно я мечтала стать артисткой. Родители терпеливо слушали. Одноклассники издевались (я была гадким утенком – какие тут артистки). В музыкальной школе я училась «не бей лежачего». В общем, обыкновенная посредственная вмеру-ленивая девочка… А все почему? Потому что все вокруг говорили: надо к делу относиться серьезно. Вспомните свое детство, нет ничего более скучного, чем серьезные дела!

Сколько раз я пыталась бросить «музыкалку»! Ни в сказке сказать, ни пером описать! Во-первых, в музыкальную школу меня «готовили» очень сомнительные учителя, которые разъяснили мне значение нот, но вот руку поставить забыли. В итоге, руки мне «исправляла» на протяжении всего обучения моя замечательная учительница – Елена Викторовна Кожевникова (Лурье), за что ей низкий поклон (у нее, кстати, сейчас занимается мой старший ребенок). Во-вторых, из-за того, что я была зажатой и затюканной ответственностью за все это происходящее музыкальное безобразие, выступая на академических концертах, я так тряслась от страха, что экзаменаторы с трудом «натягивали» мне « 4 с минусом». В третьих, родители мной, почему-то не гордились. И это было, пожалуй, самое обидное: я тут вкалываю в музыкальной школе как лось, хожу в нее 3 раза в неделю, а они про меня: «да она у нас ничего особенного – обыкновенная».

Из всего написанного мной выше предлагаю сделать следующие выводы:

  1. Не отмахивайтесь от первых занятий, которые ставят задачи научить ребенка правильно сидеть за инструментом и поставить руки.
  2. Чем больше и чаще ребенок будет играть на публике (будь то родственники, друзья-знакомые, а может быть даже незнакомые люди) – тем лучше. И если вам ребенок хочет что-нибудь сыграть, не говорите «потом сыграешь», не говорите, что вы «прекрасно его слышите из кухни» - обязательно сядьте там, где он вас сажает и послушайте!
  3. Не бойтесь перехвалить свое чадо! Если ребенок занимается делом, то перехвалить его невозможно, поскольку он действительно молодец и умничка. Гордитесь им! Он у вас исключительный и самый лучший ребенок, во-первых, просто потому, что вы его любите, а во-вторых, потому, что он занимается музыкой.

Продолжаю вечер воспоминаний…

Мама моя всегда мечтала о каракулевой шубе. Тогда она ее не купила (но купила много позже – шуба удовольствия не принесла – слишком тяжелая). Зато я отзанималась все положенные годы в «музыкалке» и у меня есть даже диплом об окончании. Какая связь между шубой и музыкой? Тогда год обучения в музыкальной школе стоил столько, сколько шуба. Сейчас музыкальное образование значительно подешевело. Из чего вы можете сделать радостный вывод: обучать ребенка музыке – выгодное дельце! Один раз «вложиться» в приобретение инструмента (мне жаль родителей скрипачей – скрипки стоят дорого, а покупать их нужно где-то раз в три года), а дальше все очень гуманно. С этой книгой ваш ребенок подготовится к поступлению в музыкальную школу, а там …. Я сейчас плачу за музыкальную 500 рублей в месяц.

Настал момент сделать очень важный для бюджета семьи вывод:

Музыка – это то, что вы можете легко себе позволить!

После «музыкалки» я не садилась за инструмент два года. Даже не подходила к нему. Что меня вернуло к музыке? Наверно участие в команде КВН – лучше под благовидным предлогом прогуливать занятия, разучивая песни во славу кэвээновской команды, чем сидеть на уроках. Успех и победа нашей команды КВН был моим звездным часом, который меня настолько раззадорил, что я пошла заниматься в музыкальный джазовый колледж, а потом поступила в Академию Культуры на эстрадное отделение, которое с успехом и окончила.

Помогаю вам сделать правильные выводы:

  1. Не внушайте ребенку, что он занимается, чтобы «играть для себя». Он, как Буратино, создан на радость людям, а значит, музыкой он занимается, чтобы доставлять удовольствие себе и окружающим.
  2. Не волнуйтесь, что ваш ребенок пока в музыке «звезд с неба не хватает». Еще неизвестно, как сложится дальше его жизнь, и в каком месте жизни ему пригодятся эти занятия. Может, он станет вдруг солистом школьного хора, может звездой КВН, а может потом возьмется за …гитару или увлечется танцами, - в любом случае это лучше и полезнее, чем компьютерные игры.

До какой жизни я докатилась или до чего меня довела музыка? Музыка меня довела до того, что я абсолютно счастливый и самодостаточный человек. Я нашла себя. Я занимаюсь любимым делом. Я десять лет пою в составе очень несерьезного проекта – ансамбля экстремального гротеска «Бони`Нем». Я руковожу собственным очень позитивным реггей-проектом – АКИМАМА. Еще я музыкальный журналист – пишу статьи и беру интервью для журнала «Петербургский Музыкант». Вы скажете, что все это НЕ серьезно? Зато не скучно! Клубы. Города. Гастроли. Поезда. Покой мне даже не снится. Покой мне не нужен. Да, еще у меня двое детей. Старший – Северин – умничка и большой молодец – занимается в той же музыкальной школе и у того же преподавателя, у которого я училась – осваивает пианино. Помимо этого он учится играть на барабанах, а на переменках в школе пишет песни в стиле «рэп». Младшему – Арсению – еще пока рано заниматься, но любимые игрушки у него – это клавиши и барабанные палочки. Я не знаю, станут ли они профессиональными музыкантами, но то, что музыкальные занятия учат организовывать свое время, развивают мышление и будоражат творческую активность – в этом я уверена на 200%.

Подсказываю выводы:

  1. Музыка – это счастье.
  2. Занятия музыкой – хороший способ правильно загрузить свое чадо.

Так, выводы выводами, мы их сделали, а где инструкции, - спросите вы. Вот они!

Серьезные инструкции по учебному процессу

Давайте сначала разберемся, как вы будете строить занятия своего ребенка и в каком режиме заниматься. Любой преподаватель музыки скажет вам, что заниматься надо каждый день. И будет прав. Любой родитель схватится от этой информации за голову и подумает, что времени нет. И тоже будет прав. Я как музыкант и как родитель предлагаю прийти к компромиссному щадящему варианту:

  • Старайтесь уделить музыкальным занятиям сначала 3 дня в неделю. 15-20 минут в день за инструментом – это достаточное время.
  • Если ребенок сам захочет позаниматься еще – только приветствуйте такие порывы.
  • Если помимо трех занятий в неделю вы хотите, чтобы ребенок что-нибудь вам «изобразил» за пианино, ни в коем случае не говорите «иди, позанимайся». Скажите «сыграй мне что-нибудь» или «у тебя так здорово получается, покажи мне, как ты это играешь (сидишь за инструментом, снимаешь руки и т.д.), - поверьте, ваше дитя никогда не откажет вам в такой деликатной просьбе.
  • Уроки в книге будут строиться таким образом: 5-6 уроков, а потом ребенок дает вам концерт, демонстрируя то, чему он научился. Отнеситесь к концертам с особым вниманием и трепетом – не стесняйтесь хвалить юное дарование даже за самые маленькие успехи.
  • Не смотря на то, что книга называется «самоучитель», вы конечно понимаете, что уровень самосознания вашего чада не на столько высок, чтобы самостоятельно учиться. Поэтому самоучение заключается в том, как вы с помощью этой книги научите ребенка музыкальным азам.
  • Мелкий шрифт в книге – для вас, крупный – для ребенка.
  • По мере освоения музыкальной грамоты и усложнения музыкального материала немного увеличивайте продолжительность занятий. Но, пусть лучше ребенок позанимается два раза в день по 15 минут, чем один долгий «раз» целых полчаса.

Несерьезные инструкции или праздник каждый день

Как бы я начала заниматься музыкой с ребенком? Я бы устроила праздник по поводу принятия такого судьбоносного для всей семьи решения – связать свою жизнь с музыкой.

  • Покупаете торт, разные вкусности, себе что-нибудь подходящее (для снятия стресса от принятия судьбоносного решения).
  • Устраиваете домашнее праздничное чаепитие или праздничный ужин.
  • Праздничные чаепития вы можете устраивать после каждого концерта, который сыграет вам ребенок.
  • Только в том случае, если занятия музыкой будут восприниматься не как рутина, а как подготовка к празднику, можно добиться результатов и успеха.

Напутственное слово или вперед и с песней

Родители, удачи вам и терпения!

Советую периодически вспоминать манеру игры Шерлока Холмса на скрипке, так прекрасно переданную в любимом советском фильме, - это успокоит ваши расшатанные нервы и убедит в правильности сделанного выбора – ваш ребенок (слава Богу) будет играть на пианино.

И знайте, вы не одиноки! Мои дети тоже занимаются музыкой так же, как и ваши. Давайте общаться, дружить и встречаться!

P.S. Все. Прекращаем играть в серьезных родителей! Наша новая игра – «в несерьезных родителей ребенка-музыканта».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся разговаривать с ребёнком.

Воспитание - это не дрессировка. Требования родителей должны соответствовать возрасту ребенка. Нельзя требовать от ребенка слишком многого, но еще хуже не предъявлять вообще никаких требований. ...

Как учить стихотворения с ребёнком.

Как учить стихотворения с ребёнком....

Как правильно учить стихотворение с ребёнком .

Как правильно учить стихотворение с ребёнком .1. Сначала со стихотворением знакомится взрослый (он может прочитать стихотворение про себя).2. Затем надо  прочитать стихотворение ребёнку несколько...

Памятка для родителей "Как учить стихи с ребёнком"

В памятке собраны советы и рекомендации для родителей, желающих научить своего ребёнка быстро учить стихотворные тексты, рассказывать их с эмоциональной выразительностью и интонационной окраской....

Как учить стихи с ребёнком?

Если ребенок не хочет учить стихотворение? Бывает, что ребенок отказывается учить стихотворение. Как правило, причиной нежелания оказывается попытка оградить себя от информационной перегрузки. В ...

Как учить стихи с ребёнком?

Советы родителям по заучиванию стихов...

Консультация для родителей "Как легко учить стихи с ребёнком".

Консультация для родителей "Как легко учить стихи с ребёнком".Что делать, когда надо выучить стихотворение, а ребенок не соглашается на это «ни за что на свете»?...