Инновационные формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей
статья

Смолякова Евгения Александровна

статьи

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                 Смолякова Евгения Александровна

                                                   воспитатель

                                                  БДОУ «Детский сад №6 г. Тары»

                                                  Тарского муниципального района

                                                  Омской области

Инновационные формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей

                 

 Одним из важнейших этапов в жизни ребенка – дошкольный возраст, период становления личности. Воспитание, как процесс целенаправленного формирования личности, осуществляется под воздействием взрослых, ведущее место среди которых занимает семья.

Качество семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей семьи, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей – важнейшие проблемы современной педагогической практики. Их решение возможно при условии всесторонней  психолого-педагогической подготовки семьи к выполнению своих воспитательных функций.

Основной целью взаимодействия педагогов дошкольного учреждения с семьей является создание единого пространства или алгоритма (триады) «родители — дети — педагоги». Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:

-  создание условия для участия родителей в жизни ребенка в детском саду;

-    установление партнерских отношений с семьями воспитанников, объединение усилий для развития и воспитания детей, создание атмосферы общности интересов;

-   оказание психолого-педагогической поддержки родителям в воспитании ребенка и повышении компетентности в вопросах развития и воспитания, охраны и укрепления здоровья детей;

       На современном этапе в основу совместной деятельности семьи и дошкольной организации заложены следующие принципы: родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей, единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей; помощь ребенку, уважение и доверие ему как со стороны педагогов, так и со стороны родителей. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и детского сада. Новизна этих отношений определяется понятием «сотрудничество» и «взаимодействие».

      Наиболее эффективными формами вовлечения родителей в образовательный процесс, процесс социализации и формировании личности ребенка являются такие  информационные формы, как:   Информационно-аналитическая работа: (сбор информации о семьях и установление первичных контактов с семьей): 

  • дни открытых дверей с участием специалистов ДОО;
  • групповые родительские собрания;
  • анкетирование родителей;
  • общение с родителями во время приема и прощание с детьми;
  • личные беседы воспитателей с родителями;
  • посещение на дому;

Досуговая работа:

  • проведение совместных праздников (например, «Семейные посиделки», «День смеха», «Мамочка родная я тебя люблю» и т.д.);
  • участие в совместных выставках и конкурсах (например, «Осенняя ярмарка», «Моя семья», «День сюрпризов» и др.);
  • проведение совместных соревнований (например, «Папа, мама и я - спортивная семья»);

Организационно-просветительская работа:

  • контактные формы работы (семинары, лектории, родительские собрания, круглые столы, мастер классы, тренинги и т.п.);
  • бесконтактные формы работы (информационные стенды, почта доверия (ящик для вопросов и предложений помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей), личные блокноты, неофициальные записки и т.п.). 

     Для знакомства с семьями воспитанников помимо личных бесед с родителями и членами их семьей используются разнообразные методы и приемы. Одним из них является изучение детей и особенностей их семейного воспитания в процессе учебно-воспитательной работы в детском саду. Многое о жизни детей становится ясным из их собственных высказываний, из дискуссий на родительских собраниях, из результатов мониторинга и диагностики, из повседневных наблюдений за детьми и родителями в естественных условиях, из анкетирования, из посещения семей. В результате выявляются примеры хорошего воспитания в семье, выявляются родители, имеющие высокую педагогическую подготовленность и заинтересованность в вопросах семейного воспитания.

        Для осуществления обратной связи в раздевалке группы помещаются, папки-передвижки с советами, выставки детских работ, фотовыставки.

Одной из интерактивных форм работы с родителями  является «День открытых дверей».   На открытых занятиях и мероприятиях  родители могут познакомиться с задачами, правилами и традициями ДОУ.

Практика круглых столов способствует формированию взаимодоверительной потребности тесного взаимодействия родителей и педагогов в жизнедеятельности дошкольного учреждения. Темы могут самые разные.

В работе с родителями используются и электронные средства коммуникации – сайт ДОУ. Сайт детского сада – это то, на чем основывается деятельность детского сада в Сети и его успешность. От того, как будет преподнесена информация о деятельности педагогического коллектива, а также от того, насколько частым будет обновление информации на сайте, во многом будет зависеть успех и востребованность услуг детского сада, что перекликается с условиями формирования современной модели образования дошкольного мира.

Сюда может зайти любой родитель. На сайте можно ознакомиться с проблемами, с которыми сталкивается детский сад. Побывать на всех праздниках и утренниках.

Взаимодействие семьи и детского  сада – это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания.

В заключении хотелось бы отметить, что в настоящее время цель и результат инновационной составляющей сотрудничества детского сада с семьей является формирование осознанного «родительства». Осуществляя сотрудничество с родителями, педагоги и специалисты детского сада способствуют поддержке на деле права всех маленьких детей иметь компетентных родителей, поскольку благополучное детство неотделимо от компетентного родителя.

Список использованной  литературы

1. Беляев, В. И. Избранное. Сборник научных трудов / В. И. Беляев. — М.: «Ваш полиграфический партнер», 2010–430 с.

2.  Калинина Ю. В. Инновационные технологии традиционных форм и компетентностного подхода работы детского сада и семьи. //Материалы междунар. заоч. конф. г. Челябинск 2011г.

3. Осипова, Л. Е. Работа детского сада с семьей [Текст] / Л. Е. Осипова. – М.: «Издательство Скрип-торий 2003», 2008. – 72 с.

4.  Солодянкина, О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: пособие для работников ДОУ / О. В. Солодянкина. — М.: АРКТИ, 2004. – 98с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ.

В практике современной образовательной организации зачастую используются лишь традиционные формы работы по взаимодействию с семьей, такие как: родительские комитеты, выставки, родительские собрания, р...

Выступление на районном методическом объединении воспитателей «Современные формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей» на тему: ««Десант пап» нетрадиционная форма работы с родителями»

laquo;Современные формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей» на тему:««Десант пап» нетрадиционная форма работы с родителями»...