Управленческий проект «Служба ранней помощи в дошкольном учреждении как одна из вариативных форм взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями детей раннего возраста»
проект

Кузнецова Екатерина Павловна

Центр "Мы вместе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursy_proekt_kuznetsova_e.p.docx35.06 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ ДПО НИРО

Управленческий проект

«Служба ранней помощи в дошкольном учреждении
как одна из вариативных форм взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями

детей раннего возраста»

Центр «Мы вместе»

Направление: организация системы развития детей раннего возраста как самостоятельного элемента современной модели образования.

Выполнила: Кузнецова Екатерина Павловна

старший воспитатель, Городецкий район

Проверил__________

Нижний Новгород – 2022 год

Примерная структура управленческого проекта

Паспорт проекта

Наименование

Центр ранней помощи «Мы вместе» Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Детский сад №16»

г. Городца

Проектная группа (исполнители)

Старший воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели.

Основная идея

Создание модели дошкольной образовательной организации, обеспечивающей доступность дошкольного образования посредством функционирования службы ранней помощи для родителей воспитывающих детей раннего возраста; развитие долгосрочной инициативы, основанной на использовании развивающих технологий, новых воспитательных средств, новых игровых комплектов, способствующих развитию детей раннего возраста.

Цель проекта

Формирование партнерских отношений между субъектами
образовательного процесса по оказанию помощи родителям, воспитывающим детей раннего возраста, обеспечение открытости дошкольной образовательной организации.

Задачи проекта

1. Повышать профессиональные компетенции педагогов и специалистов, вовлечённых в оказание психолого-педагогического сопровождения семей и детей, раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья.

2.Выявлять и изучать интересы и потребности семей воспитанников.
3. Объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей.
4. Обеспечить поддержку родительской инициативы, уверенности в собственных педагогических возможностях.
5. Способствовать созданию атмосферы взаимопонимания, общности
интересов, способствующей сплочению родительского коллектива.
6. Расширять сферу участия родителей в жизнедеятельности
образовательной организации через организацию эффективных форм
взаимодействия.
7. Проводить раннюю диагностику развития ребенка для определения его специальных потребностей в раннем возрасте при обращении
родителей в центр ранней помощи МБДОУ «Детский сад N16» и разработки адаптированных образовательных программ;
8. Установить доверительные отношения между детьми, родителями и педагогами

нормативно-организационное обеспечение проекта

  Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года», где одним из важнейших направлений является создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности организации, осуществляющих образовательную деятельность.

  Национальный проект «Образование» на 2018-2024 гг. утвержден 24.12.2018 г., в рамках которого разработан Федеральный проект «Поддержка семей, имеющих детей» направлен на оказание комплексной психолого-педагогической и информационно-просветительской поддержки родителям, на создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет, реализацию программ психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье.

  • Согласно ст. 44 Федерального закона от 29.12.2021 №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» родители (законные представители) имеют преимущественное право на обучение и воспитание перед всеми другими лицами.

Перечень значимых продуктов

1.Создание раздела на официальном сайте Организации, отражающего деятельность по созданию центра ранней помощи.
2. Положение о методическом центре ранней помощи «Мы вместе».

3.Организация образовательного пространства для реализации работы по оказанию услуг помощи родителям воспитывающих детей раннего возраста.

Социальные партнеры

Центр  социальной помощи семьи и детям Городецкого муниципального района

Детская библиотека

Введение

  1. Информационно-аналитическое обоснование проблемы

Система раннего развития детей (от 0 до 3 лет) признается самостоятельным элементом современной модели образования. Отечественная практика и многочисленные исследования в разных странах мира показывают, что вклады в раннее детское развитие и образование являются наиболее результативными с точки зрения долгосрочных социальных и образовательных эффектов. Образовательный эффект мы обосновываем тем, что ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека уникальным и неповторимым, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. Ранний возраст – это период интенсивного физического и психического развития, а также фундаментальные личностные образования. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое.

Одно из основных условий ФГОС дошкольного образования:
взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, а одним из принципов федерального государственного стандарта дошкольного
образования (далее - ФГОС ДО) является принцип партнёрства с семей.
Стандарт открывает широкие возможности для включения в процесс
данного взаимодействия всех субъектов образовательных отношений. В нѐм
говорится: «Детство обеспечивается — и это главное — поддержкой семьи как ключевого института развития и социализации ребенка».
    В процессе реализации Федерального государственного образовательного
стандарта (ФГОС) дошкольного образования перестраивает
взаимодействия педагогов с семьей. В настоящее время в нашем ДОУ
происходит осознание педагогами и родителями объективно изменившихся
целевых основ взаимодействия с семьями воспитанников, освоение новых
методов работы, связанных с построением и поддержанием партнерских
взаимоотношений, выявление потребностей и поддержки образовательных
инициатив        семьи.
Дословный перевод понятия «партнерство» — деление на равные доли
участия взаимодействующих субъектов. Возможность построения партнерских отношений предполагает готовность двух сторон (семьи и ДОО) одинаково активно и согласованно взаимодействовать в качестве субъектов образовательных отношений
.

  1. Целевой блок – описание желаемого состояния вопроса и новых главных результатов работы органа муниципального управления (дошкольное образование), которые позволит получить содержание проекта.

1.Успешная адаптация        детей        к детскому        саду.
2. Удовлетворенность родителей в отношении работы центра ранней помощи «Мы вместе», предположительно, позволит увеличить охват семей, воспитывающих детей данного возраста образовательными услугами и
обеспечить раннюю социализацию ребенка и адаптацию
его к        условиям        детского        сада.
3. Рост востребованности вариативной формы

4.Повышение профессиональной компетентности педагогов муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад

№16».
5.Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды;
6.Тесное взаимодействие с родителями, участниками образовательного процесса в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении  «Детский        сад        №16».
7. В перспективе - дальнейшее развитие вариативных форм образовательных услуг для детей раннего возраста в муниципальном бюджетном дошкольном
образовательном         учреждении «Детский сад №16»:
-Открытие семейной группы кратковременного пребывания детей;
-Открытие группы выходного дня для детей раннего возраст

  1. Стратегия и тактика перехода к желаемому состоянию муниципальной системы дошкольного образования

 (дорожная карта, план действий)

Деятельность  Центра «Мы вместе» по развитию партнерских отношений с родителями осуществляется поэтапно.

Этап 1. Знакомство

Основная цель: изучение воспитательного потенциала семьи (методы воспитания детей, ценности, традиции семьи, образовательные потребности и пр.)

Ожидаемый результат: установление доверительных отношений.

Этап 2. Совместная деятельность

Основная цель: поддержка и оказание психолого-педагогической помощи родителям в адаптации ребенка к ДОУ, в преодолении и предупреждении трудностей, связанных с воспитанием детей раннего возрасте.

Ожидаемый результат:

  • у специалистов ДОУ – повышение уровня профессиональной компетентности;
  • у родителей - повышение уровня педагогической и психологической культуры.

Этап 3. Партнёрство

Основная цель данного этапа работы достижение  добровольного, активного участия родителей в жизни ДОУ, проявления интереса к новым формам взаимодействия.

Ожидаемый результат: взаимная ответственность за воспитание и развитие детей раннего возраста, их успешную социализацию.

Наименование
группы методов

Цель, назначение использования

Формы организации

Наглядно-
информационные: информационно-
ознакомительные,
информационно-
просветительские

Ознакомление родителей с работой
дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей. Нацелены на знакомство родителей с
условиями, задачами, содержанием и
методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о
роли детского сада, оказывают практическую помощь семье.

Информационные
проспекты.
Журналы и газеты,
издаваемые для
родителей. Открытые просмотры образовательной
деятельности с детьми.
Фотографии, выставки
детских работ, стенды,
ширмы, папки передвижки, а также
аудиозаписи бесед с
детьми, видео фрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов

Информационно-
аналитические

Выявление интересов, потребностей,
запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.
Способствуют организации общения с родителями, их основной задачей является сбор, обработка и использование данных о
семье каждого воспитанника,
общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических
знаний, отношении в семье к ребёнку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на основе анализа этих данных возможно осуществление индивидуального,
личностно-ориентированного подхода к ребёнку в условиях дошкольного учреждения
и построение грамотного общения с
родителями.

Мониторинговые
мероприятия

Образовательные

Повышение у родителей психолого-
педагогической компетентности

Семинары-практикумы
Тренинги
Ситуационные игры
Педагогические дебаты
Презентация опыта
семейного воспитания
(формирование банка
опыта семейного
воспитания)
Включение родителей в
образовательную
деятельность с
использованием методов фасилитации (методика «Саммит позитивных
перемен») и др.

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у
родителей практических навыков
образования (развития, воспитания и
обучения) детей.

Собрания
Консультации
Мини-сборы
Образовательные
проекты
Исследовательско-
проектные, ролевые,
имитационные и деловые игры.
Семейные программы
Педагогическая
библиотека для родителей.
и др.

Трудовые

Приобщение всех участников
образовательных отношений к
созидательному совместному труду,
единение коллектива и сплочение семей (формирование культуры взаимоотношений через совместную трудовую деятельность)

Трудовые десанты
Субботники
Строительство «снежных городков», «птичьих кафе»
Оформление групп,
приѐмных и спален
Приготовление
спорт. площадок к
летнему оздоровительному
сезону
Посадка и уход за
огородом и т.д

Досуговые и
спортивно-
развлекательные

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми. Обеспечивают установление теплых неформальных отношений между педагогами
и родителями, а также более доверительных отношений между родителями и детьми.

Совместные праздники,
досуги, соревнования
Творческие проекты
Благотворительные
праздники и концерты,
ярмарки совместно с
детьми и для семей, в
которых воспитываются
дети-инвалиды;
Выставки детско-
взрослых работ.
Семейные клубы и
мастерские.
Кружки, клубы

Управленческие

Обеспечение прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением,
организации деятельности общественных родительских формирований. Привлечение родителей к решению проблем
жизнедеятельности детей в ДОУ

Родительский комитет
Встречи родительской
общественности с
администрацией
учреждения

Таким образом, эффективность воспитательной системы образовательного
учреждения характеризуется среди прочих факторов и тем, что родители, наряду с педагогами и детьми, рассматриваются в качестве субъекта целостного образовательного процесса.

4. Критерии и показатели результативности управленческого проекта

Критерии

Индикаторы и показатели

Ожидаемое значение индикаторов и показателей

Доля педагогов, прошедших обучение по программам воспитания и обучения детей раннего возраста

40%

100%

Обеспеченность образовательного процесса методическими пособиями в соответствии с ФГОС ДО и управленческим проектом

70%

100%

Наличие методической литературы, базовых документов для педагогов, для реализации управленческого проекта

50%

100%

Информационная обеспеченность родителей

65%

100%

Помещения для организации занятий дополнительного образования (количество)

0

1

ИКТ оборудование для дошкольного образования воспитанников

40%

80%

Наличие информационных ресурсов, их доступность

60%

100%

Значимым результатом деятельности Центра «Мы вместе» будет установление доверительных отношений между воспитанниками, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, что обеспечит положительные результаты в области личностного развития, а также обеспечения психологического здоровья детей раннего возраста и их позитивной социализации.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй

•Партнерство семьи и образовательного учреждения – перспективный и эффективный вид социального взаимодействия. Главным действующим лицом становится ребенок, его развитие, раскрытие личностного потенци...

Задачи и формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей

Основные направления организации работы дошкольного учреждения с семьей....

Инновационные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй

Семья и дошкольные  учреждения - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всесторонннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие.    В п...

Формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников.

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо взаимодействие. Это актуальный вопро...