Развитие социально - эмоциональной сферы младших дошкольников в условиях детского сада.
статья

Толстенок Татьяна Павловна

…Воспитание подрастающего поколения предполагает не только обучение детей определенной системе знаний, умений и навыков, но и формирование у них определенного эмоционального отношения к окружающей действительности и к окружающим людям…           

                                                   А.В. Запорожец

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие социально-эмоциональной сферы младших дошкольников в условиях  детского сада.

…Воспитание подрастающего поколения предполагает не только обучение детей определенной системе знаний, умений и навыков, но и формирование у них определенного эмоционального отношения к окружающей действительности и к окружающим людям…            

                                                   А.В. Запорожец

Важность проблемы социально-эмоционального развития дошкольников очевидна, поскольку именно в дошкольный период детства закладываются основы этики, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и к окружающим. Успех социализации ребенка во многом зависит от уровня развития его эмоционально-нравственной сферы. Именно эмоции регулируют познавательные процессы, характер действий.

Проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности ребенка, его поведения в целом.

В детском саду и в семье дети испытывают эмоциональные перегрузки, которые могут негативно влиять на психические состояния и создавать дисгармонию в эмоционально — психическом развитии. Нарушение любого из механизмов психологической структуры развития дошкольника может решающим образом сказаться на всем дальнейшем ходе развития ребенка.

Исследованием социально-эмоциональной сферы занимались такие исследователи, как Н. Н. Авдеева, Л. С. Выготский, М. И. Лисина, Г. Х. Мазитова, С. Ю. Мещерякова, Р. Ж. Мухамедрахимов, М. В. Лаврентьева и др.

В группе детского сада воспитатели  создают  такую обстановку, чтобы у ребёнка возникало положительное эмоциональное отношение к окружающим его людям. Педагоги стараются  не скупиться на ласку при общении с детьми. Дети должны иметь возможность доверчиво полагаться на постоянную заботу и поддержку со стороны взрослых. Это создаёт у них ощущение эмоционального благополучия, комфорта и способствует свободному самовыражению. При скупости эмоциональных проявлений взрослых у детей наблюдается безразличие к тому, что происходит вокруг них, формируется холодность и замкнутость.

Я считаю, очень важно проявление воспитателем равного отношения ко всем детям. Нельзя противопоставлять одних детей другим, сравнивать их между собой. Необходимо привлекать внимание к отверженным, замкнутым детям, поощрять успехи детей, видеть их способности и качества человечности, с пониманием относиться к проблемам детей. Только в атмосфере равенства, взаимного принятия и уважения взрослый приобщает ребёнка к духовным ценностям, открывает перед ним мир человеческих переживаний, учит не только соучастию, но и содействию в жизни других людей.

Создавая эмоционально комфортную психологическую среду, взаимодействуя и сотрудничая с ребёнком,  соблюдаются  ряд важных правил:

‒ если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;

‒ если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности;

‒ если ребёнка высмеивают он становится замкнутым;

‒ если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным;

‒ если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины;

‒ если ребёнок растёт в терпимости, он учится принимать других;

‒ если ребёнка подбадривают, он учится ценить себя;

‒ если ребёнок живёт в безопасности, он учится верить в людей;

‒ если ребёнок живёт в понимание и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.(  Януш  Корчак )

Эти правила определяют стратегию взаимодействия педагога с ребенком.

 Игра является основным видом деятельности детей, а также формой организации детской деятельности. Игра является сквозным механизмом развития ребенка. Для социально - эмоционального развития детей дошкольного возраста, игра является важной и неотъемлемой частью.

Исходя из этого существует система игр по циклам:

1-й цикл:  « Это Я» ( по  Костиной Л.М. , Хухлаевой О.В.)

Цель: Снижение уровня тревожности, повышение активности, самооценки ребенка.

2-й цикл: « Это я и мои друзья» ( по Краснощековой  Н.В. )

Цель: Снижение тревожности в процессе межличностных отношений взаимоотношений, через овладение способами установления отношений с другими детьми.

3-й цикл: « Я и мои чувства» ( по Никитину  Б.П.)

Цель: Различие и определения собственных чувств.

Из собственного опыта, могу отметить, что детям нравятся настольно-печатные игры, дети с удовольствием определяют эмоциональное состояние героев. Ребята « примеряют» на себя эмоциональные состояния, которые можно увидеть на их лицах, с удовольствием и интересом решают проблемные ситуации.

Работу по социально-эмоциональному развитию  необходимо проводить в тесном контакте с родителями, привлекать их к участию в совместных праздниках, общих  мероприятиях.

С целью взаимодействия педагогов и специалистов, в ДОУ , создана творческая группа, в рамках которой ведется работа по различным темам , в том числе по теме: « Социально - эмоциональное развитие детей в дошкольном возрасте».

Литература:

1.Актуальные вопросы формирования интереса в обучении /Под ред. Г.И. Щукиной. - М.: Просвещение, 1984. -176 с.

2.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. – 189 с.

3.Валлон А. Психическое развитие ребенка. – СПб., 2001. – 208 с.

4.Инновационные технологии дошкольного образования в современных социокультурных условиях / Г.В. Фадина ( и др.). – Балашов, 2004. – 64 с.

5.Никитин, Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры /Б.П. Никитин. – М., 1991. – 160 с.

6.Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. 2003 .- 160 с.

7.Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. 2016. – 102 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему. Игры с песком как средство успешной адаптации младших дошкольников к условиям детского сада

Игры с песком являются мощным средством успешной адаптации дошкольников к условиям детского сада, так как любую психотравмирующую или конфликтную ситуацию можно проиграть в песочнице. Не сразу, но пос...

Песочная терапия как средство успешной адаптации младших дошкольников к условиям детского сада.

Игра в песок, особенно для малышей младших групп, является, пожалуй, самым доступным и естественным способом самотерапии. Проблема адаптации детей младшего дошкольного возраста актуальна всегда. ...

«Развитие социально-эмоциональной сферы младших дошкольников в театрализованной деятельности»

Статья опубликована в материалах Фестиваля педагогических идей "Открытый урок" 2014-2015 учебного года...

Формирование культурно – гигиенических навыков у младших дошкольников в условиях детского сада

Цель: Обогащение и систематизация знаний родителей о работе воспитателя в формировании КГН у детей младшего дошкольного возраста через информационное просвещение (папка - передвижка)Наряду с организац...

Формирование культурно – гигиенических навыков у младших дошкольников в условиях детского сада

Цель: Обогащение и систематизация знаний родителей о работе воспитателя в формировании КГН у детей младшего дошкольного возраста через информационное просвещение (папка - передвижка)Наряду с организац...

из опыта работы«Приобретение опыта двигательной активности у младших дошкольников в условиях детского сада»»

laquo;Движение – это жизнь» - эти слова известны практически каждому человеку. Тот факт, что двигательная активность полезна для организма человека. Но далеко не все понимают, как важна о...

Развитие социально-эмоциональной сферы младших дошкольников в театрализованной деятельности

В последние годы всё больше времени дети проводят у телевизора, за компьютером,  меньше общаются со взрослыми и друг с другом, а ведь именно общение обогащает чувственную сферу. В результате дети...