Инклюзивные модели получения дошкольного образования детьми с ОВЗ
учебно-методический материал

Слепцова Алла Валентиновна

Социализация детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inklyuzivnoe_obrazovanie.docx18.44 КБ

Предварительный просмотр:

Инклюзивное образование – наиболее передовая система обучения детей с ОВЗ, основанная на совместном обучении здоровых детей и детей – инвалидов. Обучаясь и развиваясь вместе, дети учиться  жить вместе, стираются границы между инвалидами и здоровыми людьми.

Изменение представления общества о правах и возможностях ребенка-инвалида привело к постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Признание права любого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности развития, обусловило важнейшие инициативы и ориентиры новой образовательной политики.

Согласно закону, инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. (Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации).

Для управления инклюзивными процессами необходимо вводить командные формы работы, проектные формы организации деятельности, диагностику и мониторинг инклюзивных процессов, формы согласования интересов разных участников образовательного процесса (дошкольников, родителей, педагогов, администрации).

Основной принцип управления инклюзивным детским садом – принцип совместного принятия решения участниками образовательного процесса и ответственность за его выполнение. На основе данного принципа определяются структуры управления инклюзивным процессом:

1) научно-методический совет ДОУ;

2) психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) ДОУ;

3) педагогический коллектив инклюзивной группы;

4) родительский комитет.

Инклюзивное образование строится на принципах:

•        Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

•        Каждый человек способен чувствовать и думать.

•        Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть

•        услышанным.

•        Все люди нуждаются друг в друге.

•        Подлинное образование может осуществляться только в

контексте реальных взаимоотношений.

•        Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

•        Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может

•        быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

•        Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

  Сегодня, как никогда остро стала проблема социализации особенных детей. Некоторые из них, посещают специальные коррекционные дошкольные учреждения, где хорошо разработана и налажена методика обучения и воспитания, но слабо развита социальная адаптация такого ребенка в реальном мире. Особенные дети оторваны от общества своих сверстников, они не имеют возможности развиваться, дружить, играть как обычные дети. Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются не столько в особом обращении и поддержке, а в большей степени, в реализации своих способностей и достижении успехов, причем не в специализированном дошкольном учреждении, а в обычном. Именно в этом и заключается задача инклюзивного воспитания и образования.

Построение инклюзивного процесса в группе нашего ДОУ выполняется следующим образом:

1. Диагностика индивидуальных особенностей развития детей.

Работа начинается, с того, что изучается семья. К сожалению, наши специалисты встречаются с такой проблемой как нежелание родителей видеть, что с их ребенком что-то не так. Часто очень не просто достичь оптимального взаимодействия с семьей. Работа начинается с анкетирования, индивидуальных бесед и консультации, то есть вначале проходит социальная адаптация родителей.

На следующем этапе проводится диагностика развития ребенка с ОВЗ, каждый специалист (логопед, педагог – психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физвоспитанию, воспитатели) обращает внимание на свою область.

Проводится наблюдение за воспитанником в группе. Так же большой вклад вносят младшие педагоги, так как есть дети, которым нужна помощь в самообслуживании.

2. Междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов ребенка, составление         индивидуального образовательного маршрута и индивидуального образовательного плана.

3. Планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы.

4. Организация совместной деятельности здоровых детей и ребенка с особыми образовательными потребностями в условиях общеразвивающей группы.

Содержание инклюзивного образования реализуется в различных формах:

- индивидуальные занятия со специалистами;

- активная деятельность в специально организованной среде (свободная

игра в групповом помещении, в специально оборудованном помещении,

прогулки);

- совместная деятельность и игра в микро - группах с другими детьми;

- режимные моменты (прием пищи, дневной сон и др.);

- фронтальные занятия;

- детско - родительские группы;

- праздники, конкурсы, экскурсии, развлечения.

Индивидуальные занятия направлены на развитие и поддержку функциональных способностей ребенка в соответствии с его возможностями. Содержание встреч, планируется согласно составленному индивидуальному плану. Индивидуальные встречи проводятся специалистами в соответствии с составленным графиком, занятия строятся на оценке достижений ребенка и определения зоны его ближайшего развития. По результатам занятия специалист составляет запись в индивидуальной карте развития ребенка, с которым обязательно знакомятся другие специалисты и воспитатели групп. Так же родителям выдается домашнее задание с рекомендациями по отработке навыков и включению их в игровую и бытовую деятельность.

Фронтальные формы организации активности детей могут решать как познавательные, так и социальные задачи. Фронтальные формы могут проходить по-разному. Для организации инклюзивного процесса больше всего подходит занятие в форме круга – специально организованного занятия, на котором дети играют в особой – спокойной, доверительной атмосфере.

Основные методы, которые используем в своей работе:

1.        Исследовательский.

2.        Проблемное изложение.

3.        Объяснительно – иллюстративный.

4.        Частично поисковый.

5.        Репродуктивный.

Наиболее эффективным методом улучшения психоэмоционального состояния является коррекционно – развивающая: сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия.  Благодаря таким занятиям наблюдалось улучшение эмоционального состояния ребенка, уменьшение тревожности, развитие самосознания.

Таким образом, в России инклюзивное образование носит экспериментальный характер, по – этому имеет ряд недостатков. В основной это касается небольших городов и районных центров, которые не имеют материально – техническое оснащение в учреждениях, многие педагоги не обладают знаниями в области коррекционной педагогики и специальной психологии, нехватка специалистов.

 С одной стороны, инклюзивное образование является более развитой и эффективное системой образования и не только с особыми детьми, но и со здоровыми. Дошкольные учреждения дают основу формирования личности, учат взаимодействовать друг с другом, решать образовательные проблемы. Но с другой стороны без должного финансирования и поддержки со стороны государства невозможно достаточно выполнить поставленные задачи инклюзивного образования.

Использовались  материалы ИНТЕРНЕТ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание специальной корекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.Предметно...

Инклюзивные модели получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Изменение представления государства и общества о правах и возможностях ребенка   привело к постановке практической задачи максимального охвата образовани...

Получение качественного дошкольного образования детьми с ОВЗ

В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качеств...

Приказ об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по организации эксклюзивного образования и создание специальных условий для получения дошкольного образования детьми -инвалидами и детьми с ОВЗ

Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по организации инклюзивного образования и созданию специальных условий для получения общего образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными в...

Инклюзивные модели получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Данная статья содержит краткий обзор о инклюзивном образовании в России....

Создание условий для получения дошкольного образования детьми в возрасте до 3 лет

Презентация для педагогов о работе "Школы молодой мамы"...

«Инклюзивные модели получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Одна из основных целей модернизации инфраструктуры ДОУ является: обеспечение прав граждан на получение качественного дошкольного образования. Сегодня в России насчитывается более 2 млн. детей с ограни...