План по самообразованию педагога на тему: "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности."
занимательные факты (младшая группа)

План по самообразованию педагога на тему:

"Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie2019.docx14.64 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад  №15 «Звёздочка»

структурное необособленное подразделение "Лебёдушка"  

План по самообразованию педагога на тему: 

"Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности."

Ханахмедова Гюльфира Абубакаровна

(Ф.И.О. педагога)

 2                    соответствие

(стаж работы)                               (кв. категория)

2019 - 2020

(учебный год)

4 группа"Облачко" 

(вторая младщая группа)

2019г.

   Тема: "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности."

     Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

     Задачи: 

                  1. Раскрыть  удивительный мир экспериментирования,

                      развивать познавательные способности;

               2. Изучить методическую литературу по данной теме;

               3. Освоить соответствующий словарь, в умении точно и

                      ясно выражать свои суждения и предположения;

               4. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы,

                     делать выводы.

              5. Стимулировать активность  для разрешения проблемной ситуации.

             

         

 План  работы над темой самообразования.                                          

1 этап. Подготовительный.

Содержание работы

Срок реализации

  • Определение темы, обоснование её актуальности, необходимости рассмотрения.

       2. Ознакомление с требованиями оформления теоретической части работы;

3. Постановка целей, задач работы.

4. Составление перспективного плана.

сентябрь

2 этап. Организационный.

Содержание работы

Срок реализации

1) теоретическая часть:

1. Дыбина О.В. “Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.” М., 2005.

2. Л.В. Рыжова «Методика детского экспериментирования»

3..Баранова Е.В. «Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома».Ярославль: Академия развития, 2009. – 112с

4.Прохорова Л.Н.- «Организация экспериментальной деятельности дошкольников:Методические рекомендации». М.:АРКТИ, 2003.- 64с.

5. А.И. Савенков «Маленький исследователь» Развитие познавательных способностей. 

2) Практическая часть :на основании изученного:

*подготовить консультации для родителей: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях.»; «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!»

* Оформление папки передвижки. Тема: «Детское экспериментирование и его роль в развитии ребенка»

*изготовление картотек.

Октябрь-февраль

Март-апрель

3 этап. Завершающий.

Содержание работы

Срок реализации

  • Предоставление презентационного материала по самообразованию.
  • Реализация творческого проекта.
  • Систематизация практического материала.

май

                           

                                     Сентябрь.

     Определила тему,  обосновала  её актуальности необходимости рассмотрения. Ознакомилась с требованиями оформления теоретической    части работы.     Поставила цель  и задачи работы. Составила  перспективный  план.

                                        Актуальность:

         Ребенок по своей натуре очень любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Чувство любознательности у детей расценивается как стремление к  новым знаниям, это может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления. В детском саду развитие познавательного интереса осуществляется в играх, в общении, в образовательной деятельности. Задатки познавательных способностей есть в каждом ребенке, но их нужно пробудить. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию. Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.  И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так,  а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.  Ребенок должен быть любознательным, активным, физически развитым, эмоционально отзывчивым, а именно в детском экспериментировании интегративные качества ребенка развиваются.  Проблему развития познавательной активности дошкольников широко исследовали педагоги и психологи: С. Л. Рубинштейн, Н. Н. Поддьяков, Л. И. Божович, Б. Г. Ананьев, М. Ф. Беляев, О. В. Афанасьева, Л. А. Венгер.  Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности.".

 

                                       Октябрь.

            Изучила книгу Дыбина О.В. “Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.”, обосновала  её актуальность. Из этой книги я узнала, что программа позволяет педагогам, работающим по ней, строить содержание дошкольного образования каждый раз по-новому, ориентируясь на интересы детей и в то же время обучая маленького ребенка делать самостоятельный и осознанный выбор.

          На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства – экспериментирования. Эта деятельность равноценно влияет на развитие личности ребенка так же, как и игровая. В идеале наличие этих двух, истинно детских видов деятельности, является благоприятным условием для развития дошкольников.  

         Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно - практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы  наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных  ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.

В экспериментальной деятельности есть субъект отношений, который характеризуется активностью, уникальностью, сознательной и творческой свободой, т.е. ребёнку предоставляется возможность саморазвития, самореализации и возможность быть самим собой.

           Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
          Исходя из этого, возникла необходимость  создания условий  для  целенаправленной работы по  поисково-познавательной деятельности старших дошкольников. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

                                   Ноябрь.

           Изучила книгу Л.В. Рыжова «Методика детского экспериментирования» обосновала  её актуальность. Из этой книги я узнала, что пособие представляет конкретные педагогические технологии исследовательской и экспериментальной деятельности дошкольников среднего и старшего возраста при формировании представлений об окружающем мире (предметах неживой природы и растениях). В пособии приводятся игры, конспекты занятий, занимательные вопросы. Отдельно надо выделить материалы опытов, в которых используется литературно-художественный материал, когда проведение опыта подтверждает или опровергает действия персонажей литературных произведений. Такой подход вызывает наибольший интерес дошкольника к результатам опыта, объяснению явлений природы. Пособие предназначено воспитателям и педагогам ДОУ, студентам педагогических образовательных учреждений, а также родителям детей среднего и старшего дошкольного возраста.

        В процесс экологического воспитания дошкольников входят и такие виды деятельности, как экспериментирование и практическая познавательная деятельность с объектами природы, сопровождающиеся наблюдениями.  В процессе экспериментированияу детей формируется реалистическое представление о предметах природы и ее явлениях.  Возможность и успешность экологического воспитания доказаны многочисленными психолого-педагогическими отечественными исследованиями.

      «Эксперимент или опыт — особый вид наблюдения, организованный в специально созданных условиях» (А. И. Васильева). В соответствии с поставленными задачами опыт способствует активному воздействию на предмет или явление, их преобразованию и может проводиться как длительное (или кратковременное) сравнительное наблюдение, включающее различные сенсорные и мыслительные процессы.

         Специально организованные ситуации эксперимента (опыта) в отличие от простых наблюдений позволяют более отчетливо увидеть отдельные свойства, стороны, особенности предметов и явлений природы. Эксперименты (опыты) побуждают детей сравнивать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи. В процессе эксперимента ребенок занят не только глубоким умственным поиском, происходят развитие логического мышления, расширение интересов, воспитание активного и правильного отношения к объектам и явлениям природы и формируются определенные качества личности и духовный мир ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию на 2013-2014 уч.год "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности".

План работы по самообразованию на 2013-2014 учебный год "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности"....

План по самообразованию по теме:"Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности".

Цель самообразования: помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности; повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и ко...

План самообразование на 2019-2020 учебный год Тема: «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности»

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на э...

Отчет по самообразованию воспитателя средней группы Фатиховой за 2019 -2020 учебный год Тема: «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно – экспериментальной деятельности»

Главное достоинство метода экспериментирования – заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах  изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объекта...

Отчет по самообразованию за 2019 -2020 учебный год Тема: «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно – экспериментальной деятельности» (Презентация)

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на э...

Папка по самообразованию по теме"Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно - экспериментальной и исследовательской деятельности"

В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключ...