«Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством приобщения к русским народным традициям»
материал

Крюкова Ирина Викторовна

Выступление на IX педагогических чтениях "Духовно-нравственное воспитание современного дошкольника и младшего школьника" г. Кандалакша. Опыт работы по теме самообразования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_kryukova.docx22.2 КБ
Файл duhovno-nravstvenne_vospitanie_doshkolnikov.pptx1.15 МБ

Предварительный просмотр:

 «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством приобщения к русским народным традициям» .

Крюкова Ирина Викторовна,

воспитатель МАДОУ «Детский сад № 27»

Слайд 1.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством приобщения к русским народным традициям.

Слайд 2.

Знакомство с традициями, обычаями, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, сохранить прошлое. Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать всесторонне развитого человека.  В связи с этим, духовно-нравственному  воспитанию необходимо уделить особое внимание.

В ходе беседы с детьми был выявлен низкий уровень интереса и знаний по данной теме. Также, мною было проведено анкетирование родителей на предмет их отношения к духовно-нравственному воспитанию. По результатам анкетирования было выявлено, что 67% родителей обеспокоены духовно-нравственным развитием своих детей.

В результате чего, целью моей работы стало воспитание духовно - нравственной личности ребенка, содействие обретению им нравственного востребованного духовного опыта, основанного на традициях русского народа.

Слайд 3:

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1.        Формировать предметно – развивающую среду и условия для приобщения детей к народной культуре.

2.        Расширить представления детей о фольклоре.

3.        Сформировать у детей общее представление о традиционных праздниках.

4.        Знакомить с произведениями русского народного искусства формируя эмоциональную отзывчивость.

Слайд 5:

Работа по теме велась по трем основным направлениям:

  • Работа с воспитанниками;  
  • Взаимодействие с родителями;
  • Обмен опытом с педагогическим  сообществом.

Слайд 6:

Для решения поставленных задач, я внесла дополнения в РППС группы. Был организован «Уголок русской культуры», который включает в себя:

  • Макет «Русская изба»

Это один из любимых макетов в нашей группе, который пользуется пристальным вниманием детей.  Дети погружаются в быт наших предков через игровые ситуации, рассказы, сказки, потешки, пословицы, песенки, загадки, что позволяет детям расширять свой кругозор, словарный запас, развивать познавательную деятельность в плане русских традиций и русского быта.

Слайд 7:

  • Лэпбук «Русские ремесла»

Лэпбук знакомит детей с русскими народными ремеслами. Он помогает систематизировать знания детей о русском прикладном искусстве. Использую его в индивидуальной и подгрупповой работе, а также в самостоятельной деятельности детей.

Слайд 8: (фото)

  • Оформлены альбомы: «Обряды и традиции русского народа», «Народные праздники»;
  • Собрана библиотека художественной литературы.
  • Картотеки: «Народные сказки», «Загадки, пословицы, потешки», «Народные игры».

Слайд 9: 

Знакомство детей с русскими народными традициями и бытом также происходит в  мини-музее «Русская изба», ранее созданном на базе нашего детского сада. Значительная часть экспонатов музея подлинная, все предметы старины находятся в доступности для воспитанников. Погружение в атмосферу и национальный быт позволяет детям глубоко проникнуться культурой своего народа, вызывает положительные эмоции.

Слайд 10:  

Свою работу я старалась выстраивать в соответствии с народным календарем, используя постепенное знакомство детей  с обычаями, обрядами, ремеслами, историей, культурой. При ознакомлении детей с каким-либо народным праздником («Осенние посиделки», «Зимние святки», «Масленица»,  «Весна- красна», «Пасха в гости к нам пришла»), работа начинается задолго до наступления самого праздника. В книжном уголке выставляются иллюстрации и книги определенной тематики, а после происходит закрепление в продуктивных видах деятельности.

Слайд 11:

В большинстве современных семей уклад жизни в соответствии с народными традициями практически утрачен. В связи с этим, у родителей воспитанников появился устойчивый интерес к совместной деятельности по данной теме. Результатом  сотрудничества стало создание «Родительского клуба».

Слайд 12:

Встречи  «Родительского клуба» проводятся в уютной обстановке во время чаепития, что в свою очередь создает доверительное отношение друг к другу.

На первых встречах «Клуба» обсуждались насущные вопросы воспитания детей, родители знакомились с русскими народными традициями и обычаями. Постепенно формат наших встреч стал меняться. Это связанно с тем, что  родители наших воспитанников стали проявлять творческую инициативу.  

В последующем, в «Родительском клубе» был проведен мастер-класс  Екатериной Сергеевной Б., мамой нашей воспитанницы, по изготовлению пальчиковых куклол для кукольного театра. Этот мастер-класс вызвал у родителей массу положительных эмоций. В результате наш кукольный театр пополнился большим количеством персонажей для инсценировки русских народных сказок.

При обсуждении темы «Народные  куклы», родители заинтересовались историей их создания.  В рамках «Родительского клуба» мною был проведен мастер-класс по изготовлению народной куклы «Колокольчик».  

У родителей появился устойчивый интерес к совместной деятельности по данной теме, от них были получены благодарности и положительные отзывы.

Слайд 13:

Для трансляции своего опыта работы педагогам ДОО использую:

  • Консультации, которые способствуют повышению педагогической компетентности воспитателей в развитии духовно-нравственных качеств детей.
  • Открытое занятие «Делу время, потехе час».
  • Мастер-класс «Изготовление сувенира к празднику Благовещение».  

Слайд 14:

В результате моей деятельности у детей появился устойчивый интерес к возрождению народных традиций, к культуре русского народа.           Наблюдения за воспитанниками показали, что у детей формируется гуманное отношение к окружающему миру, любовь к семье, родному дому, Родине, навыки культурного поведения, умение  радоваться своим успехам и успехам сверстников.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством приобщения к русским народным традициям. Подготовила: воспитатель Крюкова И.В. МАДОУ «Детский сад № 27» с. Алакуртти

Слайд 2

Знакомство с традициями, обычаями, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека.

Слайд 3

Для достижения цели были поставлены следующие задачи: 1. Формировать предметно – развивающую среду и условия для приобщения детей к народной культуре. 2. Дать детям представление о фольклоре . 3. Формировать у детей общее представление о традиционных праздниках . 4. Знакомить с произведениями русского народного искусства формируя эмоциональную отзывчивость.

Слайд 4

«Уголок русской культуры»

Слайд 5

Макет «Русская изба»

Слайд 6

Лэпбук «Русские ремесла»

Слайд 7

Лэпбук «Русские ремесла»

Слайд 9

Мини-музей «Русская изба»

Слайд 10

Народные праздники

Слайд 11

Работа с родителями

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ЭОР в деятельности дошкольной образовательной организации по развитию коммуникативной компетенции воспитателя и формированию духовно-нравственных начал у дошкольников посредством приобщения к народной культуре

Возрастающий интерес к народному искусству на современном этапе требует внимания на всех ступенях образования. Мы должны понимать ценность воспитательного воздействия произведений народного искусства ...

Доклад на тему: "Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством приобщения к якутским музыкальным традициям (якутской традиционной культуре)".

Известно, что дошкольный возраст — это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются и развиваются первые представления об окружающем ми...

Презентация на тему: "Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством приобщения к якутским музыкальным традициям (якутской традиционной культуре)"

Малая  Родина… У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении жизни определяет очень многое, если не сказать – всё....

формирование духовно-нравственных качеств личности дошкольника посредством приобщения к культурным ценностям и традициям

Проект: формирование духовно-нравственных качеств личности дошкольника посредством приобщения к культурным ценностям и традициям...

Проект " Духовно-нравственное воспитание дошкольников путём приобщения к русской народной культуре"

ПРОЕКТДуховно-нравственное воспитание дошкольников путём приобщения к русской народной культуре...

ТВОРЧЕСКИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЬСКИЙ ПРОЕКТ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ ИГРУШКЕ «РУССКАЯ МАТРЁШКА»

Знакомство с традиционной русской народной игрушкой Матрешкой сформирует у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре русского народа....

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством приобщения к русским народным традициям

В современных условиях становится актуальной проблема сохранения, а порой и возрождения национального самосознания, осознания принадлежности к своему народу, к своим корням,  к своим традициям.На...