Дополнительная образовательная программа "Дружные пальчики"
рабочая программа (младшая группа)

Мичкасова Татьяна Сергеевна

Дополнительная образовательная программа "Дружные пальчики"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                

        

        

               «Дружные пальчики»

                 

      Дополнительная образовательная программа

                     для детей раннего возраста

 Программа предназначена для детей раннего возраста 2-3 года.

(СРОК РЕАЛИЗАЦИИ 1ГОД)

                                   

                                            Составитель: воспитатель Мичкасова Т.С.

                                                         г.Гусев

                                    Пояснительная записка

Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.

Актуальность, цель и задачи.

Актуальность работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.

 Работа по развитию мелкой моторики проводится с детьми 1 младшей группы. В группу поступают  дети, у которых не были сформированы навыки самообслуживания. Все эти навыки формируются под воздействием воспитания у ребенка общей и мелкой моторики. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т.е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.

Цель: развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством дидактических игр и игрушек.

Задачи:

  1. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста посредством дидактических игр и игрушек.
  2. Развивать тактильную чувствительность рук детей.
  3. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

Программа реализуется посредством кружковой работы и направлена на                            развитие мелкой моторики пальцев рук у детей раннего возраста посредством дидактических игр и игрушек.  Развитие тактильной чувствительности детей.

                    Особенности мелкой моторики у детей 2 -3 лет

Мелкой моторикой называется способность выполнять точные и мелкие движения пальцами рук и ног, кистями в результате координации действий таких основных систем организма, как мышечная, костная, нервная. Нередко относительно развития пальцев УК используется термин «ловкость».

К области мелкой моторики детей относятся самые разнообразные движения, от самых простых жестов вроде захвата игрушки, до сложнейших движений – рисования, письма. Поэтому развитие мелкой моторики исключительно важно для каждого ребенка с периода рождения. Изначально малыши просто изучают свои руки и только после этого обучаются науке управления ими.

Основная и важнейшая особенность мелкой моторики непосредственно связана с нервной системой, памятью, вниманием и восприятием ребенка. При этом она тесно взаимосвязана с развитием речи малышей. Объясняется эта связь близким расположением в головном мозге центров речевого и моторного. Поэтому активация речевого центра происходит при стимуляции пальцев рук. Помимо речи мелкая моторика оказывает огромное влияние на формирование почерка, скорость реакции и ловкость рук ребенка.

          Принципы     педагогической деятельности в работе с детьми                                                    принцип оптимизации и гуманизации образовательного процесса; принцип развивающего характера мелкой моторики рук; принцип  индивидуализации и дифференциации.

Особенности данной программы                                                                                                   Программа предназначена для детей раннего возраста 2-3 года.

   

                              Объем занятий (неделя/месяц)

Возраст

Максимально допустимый объем занятий в неделю, месяц, год

2-3 года

 10 минут раз в неделю

80 минут

36 занятий

Объем нагрузки занятия

Части занятий

Цель

Формы работы

Продолжительность

1. мотивация детей

Постановка цели индивидуально или подгруппе детей;

Вовлечение совместную деятельность.

Сказочное повествование;

Игровые ситуации;

Дидактические игры.

2 минуты

2. пальчиковая гимнастика

Развитие мелкой моторики;

Развитие суставов кисти.

Проведение пальчиковой гимнастики с использованием художественных текстов

3 минуты

3. занятие

Развитие мелкой моторики рук

Занятия способствующие развитию мелкой моторике рук

5 минут

Направленность кружковой работы:

Работа кружка включает в себя следующие разделы

  • пальчиковая гимнастика
  • рисуночные задания
  • работа с сыпучими материалами («Сухой бассейн», рисование на подносах, выкладывание мозаики)
  • работа с бумагой ( аппликация, конструирование из бумаги,)
  • работа со шнурками
  • моделирование (счетные палочки,  трубочки)
  • лепка
    В разделе «Пальчиковая гимнастика» дети знакомятся с различными пальчиковыми играми, которые сочетают в себе музыкальное сопровождение, сопровожение художественным словом, гимнастику с учебными предметами. Также проводятся комплексы пальчиковой гимнастики с учебными предметами, направленные на закрепление умения правильно держать карандаш,  кисточку,  задания на удержание позы кистей рук. Упражнение по удержанию позы могут проводиться на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой инструкции. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
    В разделе «Рисуночные задания» задания помогут улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, кроме этого ребенок учится правильно держать кисть и карандаш, что очень важно в процессе деятельности. Занятия рисованием развивают эстетическое восприятие, творческие способности, совершенствуют сложнокоординированные движения руки, тренирует произвольное внимание, развивает память, логическое мышление.
    В разделе «Работа с сыпучими материалами» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять напряжение. Повторение этих упражнений способствует развитию внимания, мышления, тактильной памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся  подвижными и гибкими.
    В разделе «Работа с бумагой» представлены такие виды художественного труда, как аппликация,  конструирование из бумаги. Дети знакомятся с различными видами и свойствами бумаги, развивают мелкую моторику, воображение, а также тренируют произвольное внимание и пространственные представления.
    Раздел «Работа со шнурками» направлен на развитие мелкой моторики рук, совершенствование знаний, умений, навыков детей, развитие психических познавательных процессов, таких как воображение, восприятие, память, внимание, развитие цветовых ощущений, развитие личностных качеств – усидчивости, терпения, старательности, 
    В разделе «Моделирование» подобраны задания для формирования тонких движений рук, развития мускульной и тактильной памяти, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений. Занятие моделированием развивает внимание, память, пространственное мышление.
    В разделе «Лепка»  Раздел включает в себя разные виды лепки (пластилин, соленое тесто), а также изготовление поделок из пластилина, природного и бросового материала

Развернутое комплексно-тематическое планирование кружковой работы.

Сентябрь

1 неделя

1.  «Елочка» пальчиковая гимнастика

Цель: способствовать развитию мелкой моторики, цветового восприятия

2 неделя

2.«Цветочки»,    «Пряничек»

пальчиковая гимнастика

Цель: укреплять мышцы пальцев и кистей рук.

3 неделя

3. «Киска», «Елочка» работа со шнурками

Цель: учить подражать движениям взрослого.

4 неделя

4.«Кот на печи»,    «Пирог» работа с бумагой ( аппликация, конструирование из бумаги,)

Цель: укреплять мышцы пальцев и кистей рук.

Октябрь

1 неделя

1.«Девочки и мальчики», «Стул, «Киска» моделирование (счетные палочки,  трубочки)

Цель: укреплять мышцы пальцев и кистей рук.

2 неделя

2.«Ямка», «Бочка» рисуночные задания

Цель: развивать силу рук, и речевых навыков

3 неделя

3. «Спрячь шарик», «Рано утром я встаю» пальчиковая гимнастика

Цель: развивать силу рук, обозначить точные двигательные способности рук

4 неделя

4. «Пирог», «Цветочки» работа с бумагой

 ( аппликация, конструирование из бумаги)

Цель: укреплять мышцы пальцев и кистей рук.

Ноябрь

1 неделя

1. «Спрячь руки!»,  «Птичка в гнезде» работа с бумагой (аппликация, конструирование из бумаги)

Цель: развивать хватательные движения, осязание, формировать познавательные навыки.

2 неделя

2. «Найди игрушку!», «Птенцы в гнезде» работа со шнурками

Цель: способствовать развитию мелкой моторики, навыков классифицирования

3 неделя

3. «Горка из песка», «Крыша, башня, дом» работа с сыпучими материалами («Сухой бассейн», рисование на подносах,)

Цель: развивать мелкую моторику, обучать счету

4 неделя

4. «Пересыпать крупу», «Магазин с прилавком» работа с сыпучими материалами («Сухой бассейн», рисование на подносах, выкладывание мозаики)

Цель: учить детей пересыпать сыпучие вещества из одной емкости в другую.

Декабрь

1 неделя

1. «Где шарики», «Покупатель и продавец» работа с сыпучими материалами («Сухой бассейн», рисование на подносах, выкладывание мозаики)

Цель: развивать силу рук ,знакомить с предметами разной величины. Развивать речевой аппарат

2 неделя

2. «Озорные пальчики», «Цветочки» работа со шнурками

Цель: развивать силу руку  укреплять мышцы пальцев и кистей рук.

3 неделя

3. «Рано утром я встаю», «Замочек» пальчиковая гимнастика

Цель:  способствовать развитию мелкой моторики, координации движении

4 неделя

4.«Бумажные снежки», «Елка» работа с бумагой ( аппликация, конструирование из бумаги,)

Цель: способствовать  развитию мелкой моторики, навыков самостоятельности

Январь

1 неделя

1. «Игрушечный зайчик в лесу», «Солнечные лучи» работа с сыпучими материалами («Сухой бассейн», рисование на подносах, выкладывание мозаики)

Цель:  способствовать развитию моторики рук, стимуляции тактильной чувствительности детских пальчиков

2 неделя

2. «Погремушка», «На лесной лужайке» моделирование (счетные палочки,  трубочки)

Цель: развивать мелкую моторику, координацию движения, навыки аудирования.

3 неделя

3. «Покажи пальчики!» «Здравствуйте!» пальчиковая гимнастика

Цель:  укреплять мышцы пальцев и кистей рук, развивать речевой аппарат.

4 неделя

4. «Непослушные колечки», «Ворота» моделирование (счетные палочки,  трубочки)

Цель:  развивать математическое мышление, укреплять мышцы пальцев и кистей рук, развивать речевой аппарат.

Февраль

1неделя

1. «Киска», «Цветочек» пальчиковая гимнастика

Цель: развивать мелкую моторику, навыки классификацирования,

2 неделя

2. «Разборные картинки», «Шарик» пальчиковая гимнастика

Цель: развивать моторику рук,      

 изучить форму предметов, совершенствовать цветовое восприятие,

3 неделя

3. «Мозаика» выкладывание мозаики

Развивать умения захватывать мелкие предметы двумя пальцами (большим и указательным).

4 неделя

4. «Курочка», «Девочки и мальчики» пальчиковая гимнастика

Цель: развивать силу рук, развивать мелкую моторику, навыки классификацирования,

                                                                           Март

1 неделя

1. «Сорока – белобока», «Зайчик» пальчиковая гимнастика

Цель: способствовать развитию мелкой моторики, навыков классифицирования

3 неделя

2.«Пластилиновые  узоры»,  «Зайчик и барабан» лепка

Цель:  развивать мелкую моторику; закреплять знание названий цветов

 знакомить со свойствами предметов.

3 неделя

3. «Пластилиновая мозаика», «Собачка, лошадь» лепка

Цель: развивать мелкую моторику; закреплять знание названий цветов

 знакомить со свойствами предметов.

4 неделя

4. «Длинная дорожка» лепка

Цель: знакомить с приемами лепки, развивать мелкую моторику рук.

Апрель

1 неделя

1. «Заборчик», «Собака лает» пальчиковая гимнастика

Цель: развивать соотносящие хватательные движения рук, дифференцированные  движения пальцев рук.

2 неделя

2. «Фигурки», «Гусь» рисуночные задания

Цель: развивать пространственное ориентирование, способствовать усвоению понятий: вверху, внизу, справа, слева;

3 неделя

3. «Домик», «Курочка» работа с бумагой ( аппликация, конструирование из бумаги,)

Цель: способствовать развитию мелкой моторики, навыков классифицирования

4 неделя

4. «Ладушки», «Прянички» пальчиковая гимнастика

Цель: способствовать развитию мелкой моторики, навыков классифицирования

Май

1 неделя

1. «Девочки и мальчики», «Пирог» пальчиковая гимнастика

Цель: развивать силу рук, хватательные, соотносящие движения рук.      

2 неделя

2. «Узоры», «Домик улитки» моделирование (счетные палочки,  трубочки)

Цель: развивать силу рук, хватательные, соотносящие движения рук.

3 неделя

3. «Весёлые шнурки», «Киска» работа со шнурками

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук.

4 неделя

4. «Развяжи бантик», «Мышка» пальчиковая гимнастика

Цель: развивать движения пальцев рук.

Критерии оценки формы оценки качество занятий

  В начале  работы проводится диагностическое обследование состояния мелкой моторики у детей с целью – выявления  уровеня развития мелкой моторики рук по следующим критериям:

1. упражнение «Фонарики» - сжимание и разжимание кулачков,

3. упражнение «Потирание кулачков» - сминание бумаги в кулаке.

Критерии делятся на три уровня: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень -  точное воспроизведение движения.

Средний уровень -  основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения.

Низкий уровень - отсутствие основных элементов в структуре движения.

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики  проводится с детьми углубленная работа в данном направлении, работая в контакте с родителями и специалистами детского сада                    

п/п

Ф.И. воспитанников

Уровни освоения программы

Начало года

Конец года

На конец года обучения  дается  мониторинг результатов освоения программы. По результатом мониторинга  проводится анализ и определяются задачи на новый учебный год.

Ожидаемый результаты реализации общеразвивающей программы

1. Положительная динамика развития мелкой моторики у каждого ребенка;

2.Усовершенствована предметно развивающая среда.

3.. Развитие речевого аппарата 

Формы подведения  итогов  реализации дополнительной общеразвивающей программы                

Итогом каждого года служат:                                                                                                               1. Контрольные занятия.

2. Открытые занятия для родителей.

3. Итоговые занятия.

4. Отчетные мероприятия по итогам года.

Во всех этих мероприятиях демонстрируются умения, навыки, полученные в процессе обучения.

Учебно-тематический план

Содержание раздела

Объем времени (кол-во/минут)

1.

Педагогическая диагностика

                       2/20

2.

Участие в тематических праздниках

                        4/40

3.

Итоговые мероприятия

                       4/40

4.

Занятия

36/360

Условие реализации программы

Материально – техническое обеспечение

Стол детский

2шт.

Стул детский

8шт.

Пластилин

4шт.

Шнуровка

4шт.

Песок

1 упаковка

Стол для игр с песком

1шт

Игра «Магазин»

1набор

Набор игрушек

2шт.

Цветные салфетки

2пачки

Белые салфетки

2пачки

Музыкальный  центр

1шт.

Подбор музыкальных дисков

1 набор

Мозаика

4 шт.

п/п

Наименование занятия

Автор, название, год издания учебно-методического издания

Вид образовательного и информацион ного ресурса (печатный/ электронный)

1.

«Веселые пальчики»

Пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений.Автор:  Лазоренко О.И.                       2015 г.

печатный

2.

«Елочка»

Развивающие занятия с детьми 2-3 лет.  Под редакцией Л. А. Парамоновой.                              

печатный

3.

Цветочки»,   «Пряничек»

Ярушко Е.А.                                    Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста  (1-3)  Москва 2009г.

печатный

4.

«Киска», «Елочка»

О.Б. Сорокина   «Использование дидактических игр в совместной деятельности воспитателей и детей раннего возраста» (ГОУ  ЦРР д/с №1777)

печатный

http://maminovse.ru/

5.

«Кот на печи»,    «Пирог»

Е.М.Косинова «Гимнастика для пальчиков»

М; «Олма-Пресс», 2009г.

печатный

6.

«Девочки и мальчики», «Стул», «Киска»

Пальчиковая гимнастика . Комплекс  упражнений Лазорева О.И. 2015г.                  

печатный

7.

«Ямка», «Бочка»

 

 

 

 

 

Колдина Д.Н. Лепка Москва «Синтез «009г.»    

Примерная основная  общеразвивающая программа дошкольного образования                                                     « От рождения до школы» Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой Москва «Мозаика-синтез2012г.»                                                                                                                                                          

печатный

http://ped-kopilka.ru/

8.

«Спрячь шарик», «Рано утром я встаю»

Зебзеева М. ТЦ Сфера 2006г. «Организация режимных процессов в ДОУ методическое пособие                      

печатный

9.

«Пирог», «Цветочки»

Якушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук  у детей раннего  возраста  (1_3) Методическое пособие для  воспитателей и родителей

печатный

10.

«Спрячь руки!»,  «Птичка в гнезде»

Косинова Е.М.  Гимнастика для пальчиков. М., «Олма-Пресс», 2009г

печатный

11.

«Найди игрушку!», «Птенцы в гнезде»

О.Б. Сорокина « Использование дидактических игр в совместной деятельности раннего возраста.(ГОУ ЦРР д/с №1777)

печатный

12.

«Горка из песка», «Крыша, башня, дом»

Развивающие занятия с детьми  2-3 лет. Под редакцией  Л. А. Парамоновой

печатный

http://razvivash-ka.ru/

13.

«Пересыпать крупу», «Магазин с прилавком»

Развивающие занятия с детьми  2-3 лет. Под редакцией  Л. А. Парамоновой

печатный

14.

«Где шарики», «Покупатель и продавец»

Развивающие занятия с детьми  2-3 лет. Под редакцией  Л. А. Парамоновой

печатный

15.

«Озорные пальчики», «Цветочки»

Забавы для малышей  М. Ю. Картушина., Москва «Творческий центр» 2007 г.

печатный

16.

«Рано утром я встаю», «Замочек»

Забавы для малышей  М. Ю. Картушина., Москва «Творческий центр» 2007 г.

печатный

17.

«Бумажные снежки», «Елка»

АвдеваИ.С. Помоги мне сделать самому Москва 2001г.            

печатный

http://www.maam.ru/

18.

«Игрушечный зайчик в лесу», «Солнечные лучи»

О.Б. Сорокина « Использование дидактических игр в совместной деятельности раннего возраста.(ГОУ ЦРР д/с №1777)

печатный

19.

«Погремушка», «На лесной лужайке»

Пальчиковая гимнастика                 Комплекс упражнений. Автор:  Лазоренко О.И.                       2015 г.

печатный

20.

«Покажи пальчики!» «Здравствуйте!»

Пальчиковая гимнастика                 Комплекс упражнений. Автор:  Лазоренко О.И.                       2015 г.

печатный

21.

«Непослушные колечки», «Ворота»

Якушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук  у детей раннего  возраста  (1_3) Методическое пособие для  воспитателей и родителей

печатный

22.

«Киска», «Цветочек»

Пальчиковая гимнастика                 Комплекс упражнений. Автор:  Лазоренко О.И.                       2015 г.

печатный

23.

«Разборные картинки», «Шарик»

Пальчиковая гимнастика                 Комплекс упражнений. Автор:  Лазоренко О.И.                       2015 г.

печатный

http://el-lady.ru/

24.

«Мозаика»

Якушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук  у детей раннего  возраста  (1_3) Методическое пособие для  воспитателей и родителей

печатный

25.

«Курочка», «Девочки и мальчики»

Пальчиковая гимнастика                 Комплекс упражнений.Автор:  Лазоренко О.И.                       2015 г.

печатный

26.

«Сорока – белобока», «Зайчик»

Зебзеева М.ТЦ Сфера2006 г.                                           Организация режимных процессов в ДОУ методическое пособие.

печатный

27.

«Пластилиновые  узоры»,  «Зайчик и барабан»

Колдина Д.Н. Лепка Москва «Синтез «009г.»    

печатный

http://kladraz.ru/

28.

«Пластилиновая мозаика», «Собачка, лошадь»

Колдина Д.Н. Лепка Москва «Синтез «009г.»    

печатный

29.

«Длинная дорожка»

Якушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук  у детей раннего  возраста  (1-3) Методическое пособие для  воспитателей и родителей

печатный

30.

«Заборчик», «Собака лает»

Якушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук  у детей раннего  возраста  (1-3) Методическое пособие для  воспитателей и родителей

печатный

31.

«Фигурки», «Гусь»

Якушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук  у детей раннего  возраста  (1_3) Методическое пособие для  воспитателей и родителей

печатный

32.

«Домик», «Курочка»

Развивающие занятия с детьми 2-3 лет.  Под редакцией Л. А. Парамоновой.                              

печатный

33.

«Ладушки», «Прянички»

Колдина Д.Н. Лепка Москва «Синтез «009г.»    

печатный

34.

«Девочки и мальчики»,

Развивающие занятия с детьми 2-3 лет.  Под редакцией Л. А. Парамоновой.                              

печатный

35.

«Мозаика»

Якушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук  у детей раннего  возраста  (1-3) Методическое пособие для  воспитателей и родителей

печатный

36.

«Узоры»

Якушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук  у детей раннего  возраста  (1-3) Методическое пособие для  воспитателей и родителей

печатный

37.

«Домик улитки»

Колдина Д.Н. Лепка Москва «Синтез «009г.»    

печатный

38.

«Весёлые шнурки», «Киска»

Развивающие занятия с детьми 2-3 лет.  Под редакцией Л. А. Парамоновой.                              

печатный

39.

«Развяжи бантик»,

 «Мышка»

Развивающие занятия с детьми 2-3 лет.  Под редакцией Л. А. Парамоновой.                              

печатный

http://www.baby.ru/

Список литературы

  1. Авдева И.С. Помоги мне сделать самому Москва 2001г.  
  2. Борисенко И.В. Наши пальчики играют. Развитие мелкой моторики. Екатеринбург:     Паритет , 2003.
  3. Безруких М. М., Филиппова Т. А. Тренируем пальчики. М.: Дрофа,  2000.
  4. Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. М.: Гном, 2005.
  5. Зебзеева М. ТЦ Сфера 2006г. «Организация режимных процессов в ДОУ методическое пособие    
  6. Картушина М. Ю.., Забавы для малышей  Москва «Творческий центр» 2007 г..
  7. Колдина Д.Н. Лепка Москва «Синтез «009г.»  

  1. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М., 1973.
  2. .Лазорева О.И. Пальчиковая гимнастика . Комплекс  упражнений 2015г.    
  3. Мальцева И. В. Упражнения для пальчиков. М: Карапуз, 2000.

  1. Примерная основная  общеразвивающая программа дошкольного образования                                                     « От рождения до школы» Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой Москва «Мозаика-синтез2012г.»    
  2. Сорокина О.Б. « Использование дидактических игр в совместной деятельности раннего возраста.(ГОУ ЦРР д/с №1777)  
  3. Солнцева В.А. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики. М.: АСТ, 2007.
  4. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика. Для развития речи дошкольников. М.: АСТ, 1999.

  1. Ткаченко Т.А.  Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. М.: Эксмо, 2006.
  2. Под редакцией  Л. А. Парамоновой Развивающие занятия с детьми  2-3 лет.
  3. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Методическое пособие для  воспитателей и родителей. М.: Мозаика-Синтез,2007.

Пальчиковые игры для детей 2-3 лет

  Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Интересно, что совсем маленькие дети, даже играя в одиночку, часто высказывают свои мысли вслух, тогда как ребята более старшего возраста играют молча.  

              Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они так увлекают малышей и приносят им столько пользы!  

               Так что же такое пальчиковые игры? Все помнят стишок из детства: «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали…». Так учителя  проводили физкультминутки на уроках в начальной школе. Этот стишок и есть прообраз пальчиковых игр.

              По своей сути пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук, а иногда и для ног. Вы можете просто почитать их малышам  и попросить подвигать пальчиками так, как они этого хотят.                                                    

             Для лучшего восприятия стихи рекомендуется читать наизусть. Необходимо, чтобы дети не только видели ваше лицо, но и наблюдали за впечатлением от текста стихотворения и от самой пальчиковой игры. Ничто не должно малышам мешать слушать.

             Пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, т.к. при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.

      Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

             Я надеюсь, что стихи и игровые движения понравятся вам и вашим детям, подарят радость общения и принесут ощутимую пользу.                                

«ЕЛОЧКА»

«Перед нами елочка:        сидя, дети соединяют кончики пальцев, делают «елочку»

Шишечки,        показывают кулачки

Иголочки,        указательные пальцы

Шарики,        пальцы сжимают в круг

Фонарики,        показывают «фонарики»

Зайчики,        показывают «ушки зайца»

И свечки,        прижимают ладони и пальчики друг к другу

Звезды,         прижимают ладони с раздвинутыми пальцами

Человечки».        ставят средний и указательный пальцы на колени

«КОТ НА ПЕЧИ»

«Кот на печи         стучат кулачком о кулачок

Сухари толчет,

Кошка в окошке         показывают как шьют иголкой

Полотенце шьет.

Маленькие котята         поднимают руки на уровень груди, опустив кисти вниз

На печке сидят,        и качают головой вправо-влево

На печке сидят

Да на котика глядят.        показывают руками «очки»

Все на котика глядят

И сухарики едет».        щелкают зубками

«ПРЯНИЧЕК»

«Мы вот так, мы вот так,                «мнут тесто» руками

Тесто разминали.

Мы вот так, мы вот так,                  пальчики вместе, движение рук от себя и к себе

Тесто раскатали.

Вот такой, вот такой,                       широко в стороны развести руки

Будет пряничек большой.

Вот такой, вот такой,                       поглаживание ладошек по очереди

Будет пряник золотой.

Пряничек, пряничек                         движение «пекут пирожки»

Испекли ребятки.

Пряничек, пряничек

Очень, очень сладкий.

Кушайте, кушайте,                           руки вытягивают вперед, ладонями вверх

Угощайтесь, гости!

Приходите к нам еще,                      манят к себе

Очень, очень просим!»

«КУРОЧКА»

«Курочка - рябушечка        не спеша «проходятся» указательным и средним

По двору гуляла,        пальцем по бедрам

По двору гуляла,

Цыпляток считала.

- Раз, два, три, четыре, пять!       загибают пальчики на одной руке

Посчитаю их опять:                     грозят указательным пальцем

Раз, два, три, четыре, пять!»       загибают пальчики на другой руке

«МЫШКИ»

«Вот как наши ребятишки                            дети «скребут» пальчикам по бедрам

Расшалились, словно мышки:

Ловко пальчиками трут,

Словно лапками скребут.

Ш – ш – ш…»         трут ладошкой о ладошку

 

«ПАЛЬЧИКИ»

«Этот пальчик мой танцует.        дети стучат указательным пальцем по бедру

Этот вот кружок рисует.        делают круговые движения средним пальцем

Этот пальчик ловко скачет,        стучат безымянным по бедру

Будто легкий, легкий мячик.

А мизинчик, мой малышка,                царапают мизинцем по ноге

Коготком скребет как мышка.

А большой мой, толстячок,                прижимают большой палец к ладони

Спать улегся на бочок.

А теперь все по порядку                    сжимают и разжимают пальцы

Пальцы делают зарядку.

Что, устали? Отдыхайте,                   сжимают пальцы в кулачок

Спите, пальцы, засыпайте!»

(при повторе выполняются движения другой рукой)

«ЦВЕТОЧКИ»

1. Как в лесу на кочке                       выпускают пальчики из кулачков

Расцвели цветочки.

Пр.: Цветики, цветики,                    «фонарики»

Цветики цветочки – 2р.

 

2. С ветерком шептались                трут ладошку об ладошку

Солнцу улыбались.                          кивают головками 

«ПИРОГ»

«Падал снег на порог.        дети плавно опускают руки сверху вниз

Кот слепил себе пирог.        показывают как пекут пирог

А пока лепил и пек,

Ручейком пирог утек.        делают волнообразные движения руками

Пирожки себе пеки        грозят указательным пальцем

Не из снега – из муки».        покачивают пальцем из стороны в сторону

«СОРОКА-БЕЛОБОКА»

«Сорока – белобока        дети на ладошке «варят» кашу

Кашу варила,

Деток кормила.

Этому дала,                                 поочередно загибают пальцы  с мизинца

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала!        показывают большой палец

Ты воды не носил,        грозят указательным пальцем большому пальцу

Дров не рубил,

Каши не варил –

Тебе нет ничего!        разводят обе руки в стороны

Вот тебе горшок пустой,        сжимают пальцы в кулак

Иди в угол и постой!»        указательным пальцем показывают на угол

«ЛАДУШКИ-ЛАДОШКИ»

«Вымыли мы ручки, вымыли мы ножки,         имитация мытья рук

Поиграли в ладушки, ладушки – ладошки!      хлопки в ладоши

Во дворе цыплятам накрошили крошек,           «крошим хлеб»

Поиграли снова в  ладушки – ладошки!           хлопки в ладоши

Гладили котенка чистыми ладошками,            одной рукой поглаживаем другую

С ним мы поиграли в ладушки – ладошки!      хлопки в ладоши

Улеглись ладошки прямо на дорожку…           руки положили на колени

Как они устали - ладушки – ладошки!»            поглаживание рука об руку

     

«ДЕВОЧКИ И МАЛЬЧИКИ»

«Девочки и мальчики!                           вытягиванием руки в стороны, машем крыльями

Совсем как попугайчики.

Крылышками помашите,

Хохолками потрясите,                          наклоны головы вправо-влево

Друг на друга посмотрите,                   поворачиваются к соседу и смотрят в глаза

В джунгли вместе полетите,                руки в стороны, машем крыльями

На пальму опуститесь,

Крылышками встряхните!»

«НА ЛЕСНОЙ ЛУЖАЙКЕ»

«На лесной лужайке                          показываем «ушки зайчика»

Разыгрались зайки:

Лапками хлопали,                              хлопки

Ножками топали,                               топают ногами

Ушками махали,                                 делаем «ушки зайчика» и махаем кистями рук

Выше всех скакали.                           прыжки на двух ногах

Глазками глядели,                              руки к глазам «хлопаем глазками»

Песенку пропели:

Ля-ля-ля! Ля-ля-ля!                           болтаем руками

Ля-ля-ляйки!

Ах, какие мы веселые зайки!»

«КИСКА»

«Есть у киски глазки               показывают свои глазки

Есть у киски ушки                   показывают ушки и шевелят ими

Есть у киски лапки,                  сжимают и разжимают кулачки

Мягкие подушки.

Киска, киска, не сердись         грозят пальчиком

Не царапай деток,

Брысь!»                                     хлопок в ладоши

«РАНО УТРОМ Я ВСТАЮ»

«Утром рано я встаю, свою песенку пою,

И со мною дружно в лад подпевают сто ребят!            руки вверх, расставив пальцы

Подпевают сто ежей,              руки в замок, большие пальцы соединены, остальные прямые

Подпевают сто ужей,              соединены ладони, волнообразные движения

И поют ее зайчата,                   «ушки зайчика»

И поют ее лисята,                    «лисьи лапки»

Под землею старый крот        прищуривание глаз, «мордочка крота»

Эту песенку поет.

А в берлоге медвежата,           руки в стороны, переваливание с ноги на ногу

А в болоте лягушата,              «лягушачьи лапки»

Очень важный бегемот          выставление вперед живота, руки на животе

С удовольствием поет.

Даже страшный крокодил     соединив ладони, расставив пальцы, «пасть крокодила»

Эту песню разучил!

Промурлыкала нам кошка     «кошачьи лапки»

Песню, сидя на окошке.         кладут голову на «лапки»

Слышишь,                                указательный палец вверх

Как под нашей крышей          руки над головой, «крыша домика»

Эту песню поют мыши?         «мышиные лапки»

Утром рано мы встаем,

Хором песенку поем».

«ОЗОРНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»

       «Наши девочки и наши мальчики                          руки на поясе

          Ловко прыгают, как мячики,

          Головой слегка качают

          И красиво приседают.

         

          Ручками хлопают вот так, вот так,

          Ножками топают вот так, вот так,

          Кулачки сжимают вот так, вот так,

          Ладошки раскрывают вот так, вот так.

         

          На ладошки мы подуем,

          Наши пальчики разбудим                                   шевелят ими

          Наши пальчики проснулись                                кисти вверх

          - Мы проснулись, мы проснулись                   сгибают пальцы

          И друг другу улыбнулись.                            соединяют пальцы

         

          Стали пальцы обниматься                                  руки в замок

          Стали пальцы целоваться      касаются подушечками пальцев

          А потом и баловаться.                                         фонарики

         

          Подошла Ладошка                                    выставление ладоней

          И сказала: - Крошки!                                  шевелят пальцами

          Хватим вам играть, хватит баловаться            взмахи кистями

          Надобно трудиться!                                            руки вместе

          - А мы хотим резвиться!                                    фонарики

         

          Но тут пришел Кулачок,

          Пальцы спрятались                                            кулачки

          Молчок                                                               палец к губам

       

          - Так вот они какие, наши пальцы озорные!

          Маму-Ладошку не слушают,

          Папу-Кулачка  огорчают!

          - Ай-я-яй, стыд и срам!

          Пальчики не стыдно вам?

         

          Пальцы спрятались в подмышках

          И тихонько там сидят.

          Им, конечно, очень стыдно

          Маму с папой обижать.

          Ладно, пальцы, выходите,

          На ребяток поглядите      руки в стороны

          Поглядели, поглядели, сразу же повеселели            фонарики

          - Будем, будем мы трудиться                             руки соединили

          А потом, уже резвиться!»                         хлопают по коленям

«ИГРУШЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК В ЛЕСУ»

«Ах, как жутко на лесной лужайке              руки, на щеки, покачивание головой

Бедному игрушечному зайке                        «ушки зайчика»

Кружится над зайкой стрекоза                     руки в кулаки, выставив указательный и      

                                                                         средний пальцы, быстро ими шевелить

И глядит, глядит во все глаза.                      «глаза стрекоза»

И пчела все уши прожужжала,                     приставляют пальцы к ушам – «не слышать»

У нее ужаснейшее жало.                              руки в кулак, выставление указательного пальца 

И жуки рогатые ползут                                руки на колени, перебирание пальцами

Ахнуть не успеешь                                       взяться за голову руками

Загрызут.                                                        пощекотать кого-нибудь рядом

Бегают по зайчику мурашки                        быстро перебирать пальцами по груди

Ах, как страшно зайчику-бедняжке.           «ушки зайчика»

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. «Пальчиковые игры для детей» - С.О.Ермакова., 2009 г.

  1. «Забавы для малышей» - М. Ю .Картушина., Москва «Творческий центр», 2007 г.

  1. «Озорные пальчики» - муз.занятие И.В. Бодраченко, журнал «Музыкальный руководитель» №8, 2007 г.

  1. «Пальчиковые игры для малышей» - Д.А. Костраба, журнал «Музыкальный руководитель» №5, 2008 г.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Говорящие пальчики"

Представленная программа строится на авторской концепции развития мелкой моторики  у  детей старшего дошкольного возраста Программа адресована воспитателям  ДОУ и родителям, которы...

Дополнительная образовательная программа «Весёлые пальчики»

Дополнительная образовательная программа кружка по развитию мелкой моторики рук детей раннего возраста «Весёлые пальчики»...

Дополнительная образовательная программа Кружка «Озорные пальчики»

Пояснительная запискаДошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только всех детей. Общение с искусством до...

Дополнительная образовательная программа Кружка «Озорные пальчики»

Пояснительная запискаДошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только всех детей. Общение с искусством до...

Дополнительная образовательная программа с детьми 3-5 лет по речевому развитию "Дружные пальчики"

Дополнительная образовательная программа с детьми 3-5 лет по речевому развитию "Дружные пальчики"....

Дополнительная образовательная программа по развитию мелкой моторики для детей 5-7 лет "Волшебные пальчики"

Данная программа  предназначена для работы с дошкольниками 5-7 лет по  правильному развитию мелкой моторики и является  своевременной поддержкой в формировании последовательной координа...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»

 Актуальность. Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев рук. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работе речевых и мыслительных ...