Ценности воспитания в литературных произведениях К.Д. Ушинского
статья

Забалённая Юлия Александровна

Константин Дмитриевич Ушинский известен как великий русский педагог, но не меньшую известность принесли ему и рассказы, сказки, написанные для детского чтения. Литературная деятельность К.Д. Ушинского - одно из замечательных проявлений многогранности его таланта. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ценности воспитания в литературных произведениях К.Д. Ушинского

Константин Дмитриевич Ушинский известен как великий русский педагог, но не меньшую известность принесли ему и рассказы, сказки, написанные для детского чтения. Литературная деятельность К.Д. Ушинского - одно из замечательных проявлений многогранности его таланта. Этому серьезному труду было осознанно отдано им не только время кропотливой творческой работы по созданию специальных детских книг для первоначального чтения, но и многие годы сотрудничества в журналах «Современник», «Отечественные записки», «Библиотека для чтения», «Журнале Министерства народного просвещения», «Народная школа», в газетах «Голос» и «Санкт-Петербургские ведомости». В течение почти всей своей творческой жизни он писал стихи и очерки, пробовал свои силы в драматургии, опубликовал ряд литературно-критических статей, рецензий и обзоров, а также художественных переводов произведений зарубежных авторов. Но особенно был известен он, конечно, как детский писатель, автор рассказов и сказок, обработок для детского чтения фольклорных материалов и произведений русской классики.

Родной язык, считал учёный-педагог, — это величайший наставник, учивший народ до появления книг и школ. Ребёнок усваивает не только слова, но и много понятий, мыслей и чувств, художественных образов, логику и философию языка. Именно поэтому К.Д. Ушинский занялся составлением книг для первоначального обучения детей до 10 лет.

Педагоги и воспитатели дошкольных учреждений хорошо знают К.Д. Ушинского как автора двух популярнейших книг. В 1861 г. вышел «Детский мир», а в 1864 г. — «Родное слово». Они выдержали десятки изданий, по ним учились вплоть до 20-х годов XX века.

Большинство литературных произведений Ушинского опубликовано в его книге «Родное слово» - своеобразной детской энциклопедии, рассчитанной на первоначальное обучение ребенка, главным образом деревенского. Короткие рассказы Ушинского для детей отличаются мастерством популяризации («История одной яблоньки», «Как рубашка в поле выросла»), умелым использованием фольклорных традиций («Жалобы зайки», «Васька»); немногословная нравоучительность достигается в них тщательным отбором деталей, четкостью и ясностью мысли («Орел и кошка», «Лекарство», «Детские очки»). Они были доступны детскому сознанию. Оставаясь верным принципам реалистической педагогики Коменского и Песталоцци, Ушинский пишет впервые в России книги для детей на материале, доступном детскому пониманию.

Рассказы великого педагога и писателя и сейчас входят в круг чтения детей. Они написаны простым, доступным языком, понятны и интересны им, полны доброты и мягкого юмора, по ним и сейчас учат читать, познавать окружающую жизнь, используют в семье и детском саду во время бесед, занятий по рисованию и лепке и других видах деятельности. Они будят в человеке добрые чувства — благородство, справедливость, верность, сопереживание и сострадание. Мораль его сказок не навязчива. Детям дошкольного возраста рекомендуют читать рассказы и сказки писателя: «Бишка», «Васька», «Коровка», «Лошадка», «Уточка», «Ласточка», «Петушок с семьёй», «Два козлика», «Четыре желания», «Орёл и кошка», «Гусь и журавль», «Медведь и бревно» и др.

Различные диалоги и ситуации, которые наполняют произведения писателя, ставят детей перед проблемой выбора героя, времени, учат мыслить, сопереживать, делать выводы и поступать правильно.

Сказка «два козлика»

- о том, как встретились два козлика при переходе реки и не хотели уступать один одному дорогу, а в итоге оба упали в реку. Написана для того, чтобы высмеять упрямство.

Сказка «Слепая лошадь»

- о том, как лошадь спасла жизнь своему хозяину, и он пообещал всегда за ней ухаживать. А когда она стала не нужна, он забыл о своем обещании и выгнал лошадь на улицу. С помощью этой сказки можно рассказать о том, что дал слово – держи, показать. Как противно предательство. Кроме того, можно показать ребёнку, что справедливость всегда восторжествует.

Сказка «Ветер и Солнце»

- о том, как поспорили они, кто сильнее и пытались снять плащ с человека. Сказка учит тому, что с помощью ласки и доброты можно добиться гораздо большего, чем с помощью гнева.

Сказка «Два плуга»

- о том, как два совершенно одинаковых плуга стали разными: один сверкал, а второй заржавел. Читайте эту сказку специально для того, чтобы воспитывать в детях трудолюбие.

Сказка «Лиса и козел»

- о том, как лиса обхитрила козла и вылезла из колодца. Можно научит ребенка анализировать ситуацию и не давать водить себя за нос. НО! Не стоит учить ребенка, что быть хитрым – очень хорошо, а то потом почувствуете это на себе. Хитрить хорошо только для того, чтобы найти выход из тяжелой ситуации. А еще если обратить внимание на начало сказки. Можно показать ребенку, что надо быть внимательным, чтобы не угодить в тяжелую ситуацию.

Сказки «Козел» и «Петушок с семьей»

— о том, как все устроено в семье, как распределены роли между членами семьи. Это глубокий смысл, а читаются эти коротенькие сказочки быстро и легко. Можно показать ребенку, что в семье должен быть мир и порядок, и не надо ссориться. Также показан папин авторитет.

Сказка «Умей обождать»

— о том, как курочка предупреждала петушка не есть зеленую смородину, не пить холодную воду, не кататься на тонком льду, а подождать пока смородинка созреет, водичка согреется, а река замерзнет сильнее. Но петушок не слушался и попадал в беду. На примере этой сказки можно показать, что когда мама (папа) что-то не разрешают, на это есть веские причины, что не стоит торопиться там, где лучше подождать

Литература:

  1. Богуславский М. Ушинский К.Д. (1824-1870) // Вестник образования. – 2004 - № 15 с.70-76.
  2. Гоначаров Н.К. Педагогическая система Ушинского К.Д. – М.: Педагогика, 1974. – с.145-156.
  3. Егоров С.Ф. Введение в историю дошкольной педагогики: Учеб. Пособие для студ. Пед. Вузов. Под ред. Егорова С.Ф. – М., Академия, 2001. – 317 С.
  4. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. – М.:, Просвещение, 1968. – 371 С.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Возможности литературных произведений в формировании духовно – нравственной культуры детей (из опыта К. Д. Ушинского).

В статье представлен краткий анализ многих произведений К. Д. Ушинского для детей который, разъяснит с помощью какого произведения, что можно воспитывать у ребенка....

Конспект с детьми старшего дошкольного возраста на тему:«По страницам произведений К.Д.Ушинского » Литературный досуг

Цель: Формировать интерес к творчеству К.Д. Ушинского  средствами художественной литературы ,любовь и бережное отнош...

Литературный досуг в старшей логопедической группе "По страницам произведений К. Д. Ушинского"

Вашему вниманию представляется конспект литературного досуга, являющийся итоговым мероприятием недели знакомства с произведениями К. Д. Ушинского. В проведении досуга участвуют учителя-логопеды, воспи...

Литературный досуг «По страницам произведений К.Д.Ушинского »

Мероприятие в подготовительной к школе группе, посвящённое творчеству Константина Ушинского. Является итоговым мероприятием по обобщению темы с детьми, обыгрыанию сюжетов известных сказок и рассказов ...

Литературный круиз по произведениям К.Д.Ушинского для детей 5-7 лет.

Обобщение знаний детей по рассказам и сказкам К. Д. Ушинского. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми: формирование умения отстаивать свою точку зрения. Развитие умения содержатель...

Литературная гостиная «По страницам произведений К. Д. Ушинского»

Цель: создание условий для раскрытия творческих способностей воспитанников, через восприятие произведений К.Д. Ушинского....