Приобщение детей младшего дошкольного возраста к народной культуре и творчеству.
презентация к уроку (младшая группа)

Презентация для воспитателей, старших воспитателей по приобщению детей младшего дошкольного возраста к русской народной культуре (опыт работы).

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГБОУ г. Москвы Школа №1516 Приобщение детей младшего дошкольного возраста к народной культуре и творчеству. Воспитатель: Кирюшина О.А. 2018г.

Слайд 2

«Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. Но кроме того, только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития… Народ без народности – тело без души, которому остается только подвергнуться закону разложения и уничтожиться в других телах, сохранивших свою самобытность». К.Д. Ушинский

Слайд 3

Народная педагогика обладает богатейшим арсеналом педагогических традиций. Это не только традиционная для народа практика воспитания, сложившиеся в ней знания, принципы, идеалы, но и их закрепление в народных заповедях, фольклорных образах и других формах отображения действительности.

Слайд 4

В современной практике дошкольного образования и семейного воспитания идет активное возрождение принципа народности воспитания, который предполагает приобщение детей к основам родной культуры, к традициям своего народа. Народная педагогика обладает богатейшим арсеналом педагогических традиций. Это не только традиционная для народа практика воспитания, сложившиеся в ней знания, принципы, идеалы, но и их закрепление в народных заповедях, фольклорных образах и других формах отображения действительности .

Слайд 5

Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты, когда его укладывают спать (колыбельная песня), во время умывания (ласковые поговорки, совпадающие по эмоциональному колориту с активным общим тонусом ребенка), во время еды, бодрствования (прибаутки, потешки ). Вызывают интерес у детей народные произведения, в которых имеются звукоподражания голосам животных и описываются их повадки. В таких потешках малыши улавливают доброе гуманное отношение ко всему живому . Отбирая произведения для игр с детьми, я всегда учитываю, чтобы они отражали все стороны жизни человека, развития взаимоотношений с окружающей действительностью общения со взрослым .

Слайд 6

Особую значимость фольклор приобретает в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период адаптации к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Поэтому я подбирала потешки , которые помогали установить контакт с ребенком, вызывали у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку - воспитателю. Ведь многие потешки позволяют вставить любое имя, не изменяя содержание.

Слайд 7

Направления работы Взаимодействие с родителями Взаимодействие с детьми Работа с педагогами

Слайд 8

Начиная работу, по знакомству детей младшего дошкольного возраста с народной культурой и традициями мы выяснили, что литературы, пособий по этой теме очень мало. Поэтому мы решили начать с анализа семейного воспитания, провели беседы с родителями, анкетирование: «В какие игрушки играет ребенок», «Традиции вашей семьи в воспитании ребенка». Мы спрашивали родителей, которые приходят к нам: «Как вы играете дома с ребенком?», «Любит ли он собирать пирамидки и матрешки?», «Есть ли у него наиболее предпочитаемые игрушки?», «Играет ли ваш малыш дома с деревянными и народными игрушками?» и т.д. Такие вопросы позволяют собрать данные о том, как проходит развитие ребенка дома, что он умеет делать, а что еще и не пробовал. Часто родители искренне удивляются, когда мы рекомендуем им самые простые и общеизвестные игрушки: деревянные пирамидки, волчки, матрешки, рамки, вкладыши, мисочки, паровозики. У большинства современных семей их нет и в наличии, а возможность контактировать с ними у малышей изредка появляется при посещении гостей или развивающих центров.

Слайд 9

Анкетирование родителей

Слайд 10

Результаты анкетирования нас не особо удивили нас. В большинстве семей народных игрушек нет, мало родителей, использующих фольклорные произведения дома. Поэтому мы определили следующие направления работы и разработали систему игр с детьми младшего возраста

Слайд 11

Наглядная агитация Родительские собрания

Слайд 12

Взаимодействие с семьями воспитанников

Слайд 13

Взаимодействие с детьми

Слайд 16

Л итература : 1.Абдулаева Е. Развивающие игрушки. Что это такое? / Мама и Малыш. – 2006. – №02. 2. Абрамычева Н.В. Мир народной игрушки /Юный художник. – 2007. – №04. 3. Абрамычева Н.В. Дети и народная игрушка. Как играть в народные игрушки? Советы педагога // Храм и слово. – 2011 . 4. Барсукова О. В. Развивающие деревянные и народные игрушки для игр-занятий с детьми раннего возраста /Молодой ученый. — 2012. — №4 . 5 . Огиевич М. О пользе деревянных игрушек / Волчонок. – 2011. 6 . Радина Е.И. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред. С.Л. Новоселовой . – М., 1985. 7 . Харисова Е. Центр игровой поддержки ребенка // Учительская газета, 2010. 8 . «Дошкольное образование» № 20, 2002г. «Этнокультурная компетентность педагога».

Слайд 17

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: « Приобщение детей младшего дошкольного возраста к народной культуре через натуральную игрушку».

laquo; Народная игрушка - духовный дар для стремящихся к добру, красоте, душевному теплу, радости творчества» К.Д.Ушинский...

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к музыкальной культуре в контексте ФГОС ДО, через знакомство с музыкальным народным фольклором

Приобщение  детей младшего дошкольного возраста к музыкальной культуре, через знакомство с музыкальным народным фольклором...

Рабочая программа "Русская народная игра как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной культуре"

Цель:создание условий для популяризации народных алтайских игр, приобщение детей к изучению и сохранению культурного наследия своей малой Родины.  ...

Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно прикладному творчеству «Сказочные завитушки»

Актуальность заключается в необходимости формирования и развития у детей дошкольного возраста значимых идеалов и ориентиров, необходимых для воспитания нравственного развития и духовно богатой личност...

Проект: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно-прикладному творчеству»

Проект: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно-прикладному творчеству»...