Индивидуальный образовательный маршрут, как средство развития детей дошкольного возраста с признаками интеллектуальной одаренности (формирование элементарных математических представлений)
консультация

Татьяна Ивановна Беляева

В настоящее время проблема развития одаренных и талантливых детей все шире привлекает внимание психологов и педагогов. Создан Всемирный совет по таланту и одаренности детей, в состав которого входят представители 23 государств. Основные задачи Совета – изучение, выявление одаренных и талантливых детей, а также создание специальных программ по их развитию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon resource1539226787.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный образовательный маршрут, как средство развития детей дошкольного возраста с признаками интеллектуальной одаренности (формирование элементарных математических представлений)

В настоящее время проблема развития одаренных и талантливых детей все шире привлекает внимание психологов и педагогов. Создан Всемирный совет по таланту и одаренности детей, в состав которого входят представители 23 государств. Основные задачи Совета – изучение, выявление одаренных и талантливых детей, а также создание специальных программ по их развитию. В Российской Федерации проживает около 29 млн. детей. Определить, кто из детей одарен – трудно. Еще сложнее сказать, кто из них может стать и станет выдающимся ученым, художником, поэтом, писателем… Большинство психологов или педагогов оценивают количество одаренных детей от 2 % до 20 %, сверходаренных - 2,5% от общего числа детей.

Одним из наиболее дискуссионных вопросов, которые касаются проблемы одаренных детей, является проблема частоты проявления детской одаренности. Сегодня существуют две точки зрения: одна - «все дети являются одаренными», другая - «одаренные дети встречаются крайне редко».  Но альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальная одаренность по отношению к разным видам деятельности присуща многим детям, тогда как актуальную одаренность демонстрирует незначительная часть детей.

Актуальность выдвинутой проблемы состоит в том, что переход к ФГОС сопровождается усилением внимания к одарённым детям, интеллектуальный и творческий потенциал которых рассматривается как основная ценность государства и является насущной потребностью сегодняшнего дня, социальным заказом современности. Это подтверждают результаты психолого-педагогических исследований последних десятилетий. Они убедительно доказали необходимость создания условий для развития одарённости на этапе дошкольного учреждения самореализация которых не может быть эффективно осуществлена в рамках традиционного обучения.

Понятие «одаренность» впервые было сформулировано английским психологом, ученым Фрэнсисом Гальтоном (двоюродный брат Ч. Дарвина), российская педагогическая энциклопедия трактует по своему. Обобщая высказывания многих педагогов и психологов разных стран можно выделить следующие понятия «одаренности»

В психолого-педагогических трудах отечественных исследователей Дубинин Н.П., К.К. Платонов, Теплов Б.М., Савенков А.И., Петровский А.В., Хуторской А.В. понятие «одаренности» рассматриваются с разных сторон. С одной стороны «одаренность» рассматривается как «потенциал», с другой стороны понимается некие генетически обусловленные исключительные способности. Даже Френсис Гальтон утверждал, что одаренность тесно граничит со способностями.

Так, в большом толковом словаре Кузнецова С.А. термин «способный» определяется как «обладающий способностями к чему-нибудь, одаренный, могущий что-нибудь сделать, обладающий каким-либо свойством». В толковом словаре термины «способный», «одаренный», «талантливый» употребляются как тождественные и отражают уровень способностей. Существует несколько видов способностей: умственные, математические, музыкальные, литературные, художественно-изобразительные, физические. Сочетание способностей детей - называют одаренностью. 

 Еще в 1972 г. американский исследователь С. Марлэнд предложил основные категории одаренности, среди которых выделили:

общую интеллектуальную одаренность;

специфическую одаренность;

занятия детей каким-то определенным видом деятельности;

творческость или продуктивность мышления;

способность к лидерству;

способность к визуальным и исполнительским видам деятельности;

психомоторные способности.

Российский психолог В.И. Панов выделил основные виды одаренности

Одной из задач ФГОС ДО является «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка…»

 ФЭМП является одним из тех предметов, где индивидуальные особенности психики (внимание, восприятие, память, мышление, воображение) ребенка имеют решающее значение для его усвоения. По этим качествам знаний, относящимся к содержательной стороне психической жизни человека, обычно судят об одаренности детей. Индивидуальность и одаренность – вещи взаимосвязанные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательный интерес у детей 6-7 лет на занятиях по формированию элементарных математических представлений, через развитие исследовательской деятельности

Познавательный интерес является основой учебной деятельности: так как интерес способствует формированию глубоких и прочных знаний, развивает и повышает качество мыслительной деятельности, создает боле...

Целевой образовательный проект «Математика – это интересно!» «Использование современных образовательных технологий, как условие повышения интереса детей дошкольного возраста к деятельности, направленной на формирование элементарных математических предст

Образовательный проект включает в себя план  обновления содержания математического образования в конкретном ДОУ в соответствии с ФГОС ДО и "Концепцией развития математического образования в ...

Современные образовательные технологии как средство развития детей дошкольного возраста

Обеспечение условий для успешной апробации новых образовательных технологий   в  ДОУПедагогическая технология  - это совокупность психолого-педагогических установок, определяю...

Конспект специальной организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе с использованием игровой деятельности формирование элементарных математических представлений «Путешествие в Королевство Математики»

Цель: закрепление полученных знаний и их активизирование в процессе игровой деятельности.Задачи:1.Социально-коммуникативное развитиеРазвивать интерес к различным видам игр, побуждать к активной деятел...

Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения музыкального развития детей дошкольного возраста, с ограниченными возможностями здоровья

Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения музыкального развития детей дошкольного возраста, с ограниченными возможностями здоровья....