О чём рассказала пуговица. Паспорт проекта
проект (средняя группа)

Кузнецова Оксана Викторовна

Проект о важности умения работать с пуговицами

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_chyom_rasskazala_pugovitsa._pasport_proekta.doc154 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное  
образовательное
учреждение детский сад №45
компенсирующего вида Колпинского района
Санкт-Петербурга

Паспорт проекта

«О чём рассказала пуговица?»

                                                                                                            Подготовила:

воспитатель Кузнецова О.В.

Колпино 2019г.

Паспорт проекта

  Застёгивает малыш пуговицу, сердится, возмущается:

- Зачем она вообще нужна - эта  пуговица?

- Ш- шш … А ты не сердись, малыш, послушай её историю.

-А разве пуговицы умеют говорить? И что она может рассказать?

Проблема:

Ох, уж эти пуговицы! Малышам так трудно сладить с ними!» - вздыхают родители и покупают детям одежду без «неугодных» застежек.

 Желание родителей облегчить «участь» ребенка вполне понятно и даже оправданно. Ребенок не должен испытывать затруднений в процессе надевания-снимания одежды в детском саду. Однако, учиться застегивать-расстегивать пуговицы все же придется.

Актуальность проблемы:

        Застежка, украшение и даже знак отличия – все эти функции выполняет обыденная вещь, хорошо знакомая всем пуговица. Аккуратно застегивая свою одежду или, порой, расстраиваясь, обнаружив потерю этой маленькой детали, вряд ли кто-то интересовался историей происхождения этой нужной вещи. Однако если посмотреть на неё немного с другой стороны, то может открыться немало интересного. Ведь у всякой вещи есть не только своя история, но и масса фантастически захватывающих особенностей...

Ежедневно мы пользуемся такими предметами, как нож, вилка, зеркало, иголка, пуговица и никогда не задумываемся, откуда они к нам пришли, не интересуемся историей этих привычных вещей.   О чём же может рассказать обычная в обиходе пуговица?

А также ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности — мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

 Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры. В нашем случае в игры с использованием пуговиц. Все предложенные игры способствуют развитию мелкой моторики, тактильного восприятия, координации движений обеих рук, глазомера, концентрации внимания, усидчивости, навыков классификации, развитию элементарных математических представлений (закрепляют знание цветов и размеров, названий геометрических фигур, обучают счету и др., а также служат обучающим средством в развитии навыков самообслуживания.

Совместное творчество детей и родителей, а именно –поделки из пуговиц, создает массу положительных эмоций и теплую атмосферу в доме. Творческий процесс стимулирует всестороннее развитие ребёнка. Совершенствуются моторные навыки, формируется воображение, раскрывается творческий потенциал. Совместное творчество восполняет недостаток родительского внимания, ведь родители обычно весь день проводят на работе, оно снимает давление авторитета родителей, позволяет ребёнку выразить себя, ощутить свою значимость (особенно когда родители устраивают маленькую домашнюю галерею его работ).

                                                                                                                             

О проекте

Содержание

1

Наименование проекта

« О чём рассказала пуговица?»

2

Нормативно – правовая база

Закон РФ «Об образовании».

 Устав образовательного учреждения.

3

Цель проекта

 Расширить образовательное пространство детей, развивать желание больше

Узнавать о пуговице. Сформировать представление о необходимости и

значении пуговиц через различные виды деятельности:

Привлечь родителей и детей к совместному, продуктивному творчеству из бросового материала.

4

Задачи проекта

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Поддерживать эмоционально-положительное состояние детей.

Развивать игровой опыт каждого ребенка, помогая детям отражать в игре представления об окружающей действительности.

 Формировать элементарные представления о людях (взрослые, дети), о их внешнем виде,   одежде, о некоторых ярко выраженных эмоциональных состояниях (радость, веселье, слезы), о семье

Развитие навыков самообслуживания.

Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях (игры с мелкими предметами) и способах поведения в них.

 Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности

Образовательная область «Познавательное развитие»

Познакомить детей с историей пуговицы, её видами расширить знания детей об окружающем мире

Образовательная область «Речевое развитие»

Обогащать и активизировать словарь детей за счет новых слов: »пуговица», «застёжка»,,  некоторых ярко выраженных частей, свойств пуговиц (цвет, форма, размер, характер поверхности),действий с ними.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Вызвать интерес и желание участвовать в образовательных ситуациях и играх эстетической направленности, рисовать, лепить совместно со взрослым и самостоятельно.

 Развивать эмоциональный отклик детей на отдельные эстетические свойства и качества пуговиц (в процессе их рассматривания)

Образовательная область «Физическое развитие»: развивать мелкую моторику рук.

5

Тип проекта

Творческий

6

Участники проекта

Воспитатель, дети ср. гр.  (4-5 лет), родители.

7

Предмет исследования:

Пуговицы

8

Сроки реализации проекта

Краткосрочный (12.10.2019 – 23.10.2019)

9

Реализация проекта:

1 этап (подготовительный)  

 

2 этап (практический)

 

3этап (заключительный)

  • Определение уровня сформированности представлений дошкольников о пуговице.
  • Подбор методической литературы, информации о пуговицах, детской литературы.
  • Встречи с родителями

Заготовка пуговиц для проекта совместно с родителями

  • Подбор иллюстративного, художественного, материала.
  • Составление конспектов тематических занятий по разным разделам программы.

  • образовательная, трудовая, продуктивная деятельность;
  •  изготовление дидактических игр;
  • исследование и систематизация пуговиц;
  •  экспериментирование с пуговицами;
  •  выполнение творческих работ с использованием пуговиц;
  • изготовление родителями и детьми поделок из пуговиц.
  • создание альбома из фетра «Госпожа пуговица»

  • Анализ достигнутых результатов.

  • Определение перспектив дальнейшей работы.

10

Ожидаемый результат:

  • повышение познавательной активности детей;
  • проявление интереса к предметам окружающего мира;
  • умение устанавливать связи между свойствами предметов и их использованием.

11.

Практический выход:

Панно «Деревья зимой»

Выставка семейных поделок

Коллекция пуговиц.

 

12

Ожидаемые результаты проекта

для детей:

 Развился интерес к пуговицам как к объекту предметного мира, окружающего ребёнка

Дети проявляли инициативу в организации и планировании совместных познавательных действий со сверстниками в ходе работы над проектом.

Дети обменивались информацией в ходе работы над проектом.

Были созданы все условия для детского творчества.

для родителей:

Родители принимали участие в подготовке выставки «Пуговичный фейерверк»

- для педагогов:

 Использовались активные формы взаимодействия  с семьей.

Повысился уровень знаний об отношениях родителей и детей.

13

Риски

Возможные риски и способы их преодоления

Риск: слабое взаимодействие всех участников педогогического процесса.  

Способ преодоления: внедрить новые традиции совместное творчество родителей и детей в детском саду.

Риск: низкая активность родителей в проектной деятельности.

Способ преодоления: наглядная агитация, беседы.

Организация деятельности участников проекта

 

Подготовительный этап:

 

Первый этап проекта предусматривал определение уровня сформированности представлений дошкольников о пуговицах. Использовалась модель трёх вопросов: "Что я знаю?" ,"Что я хочу узнать?", «Как узнать?»

 Таким образом, были определены главные вопросы исследовательской деятельности:

Что означает слово "пуговица"?

Чем пользовались люди до изобретения пуговиц?

Какими были первые пуговицы?

Каких видов бывают пуговицы?

Из каких материалов делают пуговицы?

Какие есть способы пришивания пуговиц?;

Для чего еще, помимо застежки, используют пуговицы?

 В соответствии с интересующими детей вопросами определялись этапы исследовательской деятельности, обсуждались варианты поиска информации, продукты деятельности, которые дети планировали получить в конце проекта.

 

Основной этап:

 Второй этап строился на основе интеграции образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО.

Образовательная деятельность осуществлялась педагогом в ходе режимных моментов и в процессе организации различных видов детской деятельности.  Так, например, знакомство с пословицами и поговорками в основном происходило тогда, когда дети одевались, и им приходилось застегивать пуговицы. Если кто-то ошибался, то мог услышать: "Коли первую пуговицу застегнешь неправильно, то все остальные пойдут наперекосяк". Ребёнок, который правильно застегнулся, получал одобрение: «Умная умница - что светлая пуговица».

 В результате бесед о видах пуговиц, систематизировали образцы по типу материала, цвету, размеру, структуре и форме.

Дети узнали такое понятие, «форменная» пуговица.

 Затем пуговицы прикреплялись на страницах альбома из фетра. Таким образом, в любой момент ребёнок мог рассматривать, потрогать, поиграть с пуговицами.

Кроме того, они узнали происхождение слова "пуговица".

Полученные знания закреплялись в ходе игровой деятельности.

Игры "Найди пару", "Найди лишнюю пуговицу", «Протяни пуговицу» позволили детям запомнить, из каких материалов изготавливают пуговицы, какими бывают пуговицы по структуре и принадлежности к одежде. Воспитанники с удовольствием выкладывали узоры из пуговиц. Получилась так называемая пуговичная мозаика.  

Был создан целый ряд авторских игр: «Подарки медвежонка», «Угадай настроение», «Весёлый счёт», «Сосчитай и покажи», «Животные леса зимой»

В рамках трудовой деятельности, используя шнуровки, воспитанники учились пришивать пуговицы.

 В ходе самостоятельной деятельности дошкольники рассматривали пуговицы на одежде и пришли к выводу, что эти детали очень различаются, раскрашивали изображения пуговиц.  

Семьи воспитанников и педагоги группы приняли участие в сборе материалов для коллекции пуговиц.  

Дети рассматривали пуговицы с помощью лупы и проводили эксперименты: «Притянет ли магнитом», сравнивали материалы, из которых изготовлены пуговицы.  

На этапе продуктивной деятельности:

Во время художественного творчества они изготовили с помощью приёма пластилинографии деревья, выбрали пуговицы «зимних» цветов и поместили их на картину, работая на контрасте. Кроме того, использовали пуговицы в качестве штампа для изображения снежной поверхности.

На занятии по аппликации дети изготавливали браслет для мам из бумажных «пуговиц».

Оказалось, что из пуговиц можно сделать массу красивых вещей. Творческая деятельность захватила не только детей, но и родителей. Так выставка творческих работ была пополнена поделками, сделанными в семье: «Дерево счастья» - семья Сараполовой Леры, «Снежинка» - семья Бутиной Маши, «Космические часы» - семья Куренкова Егора,

«Воспоминания о лете» - семья Саксонова Максима.

Таким образом, на данном этапе дошкольники узнали интересные факты из истории пуговицы, их классификацию, пословицы и поговорки об этой детали одежды, получили представление о способах пришивания пуговиц и их значении.

Заключительный этап:

 На третьем этапе на основе полученной в ходе исследования информации в группе была оформлена коллекция пуговиц, в которой мы собрали образцы пуговиц, сгруппированные по функциям, видам, материалам.

Создание коллекции позволило представить разнообразие видов пуговиц, определить их принадлежность, узнать, из каких материалов их делают. Знания, полученные в ходе оформления коллекции, закреплялись педагогом с помощью разнообразных игр.

  Была организована выставка детского творчества.

Достигнутые результаты:

Участие в проекте способствовало повышению познавательной активности детей. Они стали задавать больше вопросов, активно проявлять интерес к предметам окружающего мира, устанавливать связи между свойствами предметов и их использованием. Главное, чему научил проект и детей, и взрослых, - это осознание того, что даже самая обычная вещь может хранить удивительную историю своего появления.

Системная паутинка по проекту « О чём рассказала пуговица?»

Социально-коммуникативное

развитие

                                                     

Познавательное                                                Речевое развитие

развитие

 

                                                                                                       

 

Художественно-эстетическое                                                      Физическое

развитие                                                  развитие

Приложение.

Картотека  пословиц, поговорок, загадок о пуговице.

Пословицы и поговорки,  главным героем которых является пуговица

Русские народные пословицы и поговорки:

Бойся худого локтя да светлой пуговицы.

На чужой рот пуговицы не нашить.

Не та шинель, что пуговицами блестит, а та, что греет.

Умная умница - что светлая пуговица.

Пуговички золочёные, а три дня не евши.

Пуговицы не литы, петли не виты, ничего не сделано.

С солдата пуговку не сорвёшь.

Коли первую пуговицу застегнешь неправильно, то все остальные пойдут наперекосяк.

Застёгнут на все пуговицы.

Прост, как пуговица.

Бери гриб в пору, а не с пуговицу. От нее в лукошке шиш получишь, а хороший гриб загубишь.

Пословицы и поговорки народов Востока:

Завистнику кажется, что у другого золото блестит, а подойдет поближе - медная пуговица. (таджикская пословица)

Чем у тебя будет рост с верблюда, лучше пусть будет ум с пуговицу.

И верблюд - подарок, и пуговица - подарок. (татарская пословица

Загадки о пуговице:

Одеваться соберёшься –

Без меня не обойдёшься.

Знают взрослые и дети –

Застегну я всё на свете. Что это?

Мышка из норки выглядывает.

Маленький, горбатенький в переулке завяз.

Я весёлая такая,

Деловая, озорная,

Вместо глазок дырочки

Пришей, без растопырочек!

Маленький Демидка на петельке удавился.

Безделица в петлю попала.

Загадки со словом пуговица:

 В синем мешочке белых пуговок полно.

Семьдесят одежек надето,

А и семи пуговиц не пришито.(Капуста)

Семьдесят одежек,

Нет ни петельки, ни пуговки. (Капуста)

 

Стихотворения о пуговице.

Трусливые пуговицы  

  Ирина Александрова

 

Я в тоске. С моей рубахи

Пуговицы мчатся в страхе.

Лишь пришью, они опять

Оторвутся и бежать.

Разрешенья не спросив,

Отправляются в отрыв.

Не пойму, какого страха

Нагнала на них рубаха?

« Пуговки»

         Е. Менжинской

Испугались пуговки,

Растерялись,

Раскатились по углам,

 Разбежались.

 Спрашиваю громко:

 - Почему сбежали?

 Шепчут: - «У иголки

 Носик словно жало!

 Тонкая, колючая,

Испугались очень мы…»

Собираю пуговки

Я в ладошку.

Говорю испуганным:

Ах, вы, крошки!

Успокойтесь,

Я тихонечко вас пришью!

Ни одну я пуговку

 Не уколю!

« Пуговица»    

Сеф Роман

 

Висит,

Скучает

Пуговица –

Спокойно

Ей живётся.

Не замечают

Пуговицы,

Пока

Не оторвётся.

В. Юрков

В пыли лежала пуговка, поблёскивала матово.

Четыре круглых дырочки. Печальный серый цвет.

И воробей взъерошенный скакал, круги наматывал.

На пуговку пропащую желающего нет.

А может, эта пуговка жила на кукле тряпочной;

блестел у куклы тряпочной весёлый серый глаз.

Они расстались вследствие истории загадочной.

И друг от друга, бедные, оторваны сейчас!

Денёк чудесный солнечный звенел ручьями вешними.

Стоптали ноги в поисках подружки и родня.

А здесь моргала пуговичка дырочками верхнимии

И в такт сопела жалостливо нижними двумя.

Не бросьте сиротинушку на тротуарной плиточке!

Вот вы возьмите, дедушка с авоською в руке!

Глаза прикроет пуговка ресницами из ниточек

И будет спать-посапывать на вашем пиджаке. .

Рассказы и сказки о пуговице.

«Трудные пуговки»  

Арсений Седугин

 Мама сказала:—Одевайся. Мишук, пойдем гулять. Мишка пыхтел - пыхтел, а верхнюю пуговку на пальто никак не мог застегнуть. Не хватает у Мишки терпения на эту упрямую пуговицу. Ну что ты возишься? — сказала мама. - Пора научиться застегивать пуговицы.

Мишка весело сказал: - Готово!

И только мама отвернулась, взял и оторвал эту трудную пуговицу. Когда Мишка пришел с улицы, мама удивилась, — Что это у тебя все на одном и том же месте пуговицы отлетают?

Мишка пожал плечами: - Сам удивляюсь...

Не знала мама, что Мишка все пуговицы отрывает. А как-то мама сказала: - Нет у меня больше пуговиц для твоего пальто. Придется тебе дома сидеть.

И тут Мишка высыпал все пуговицы на стол из коробочки и виновато сказал:

- У меня их пять штук накопилось. Пришей пожалуйста.

 «Сказка про беззаботную пуговицу»

Жила-была беззаботная пуговица. Она и пять ее сестриц все время путешествовали. Когда маленькую Машеньку вели в детский сад, пуговицы отправлялись вместе с ней, ведь они были пришиты к ее малиновой кофточке. Пуговицы считали себя очень красивыми. Они с удовольствием показывали себя всему свету и очень любили, когда кто-то говорил Машеньке: «Какая ты нарядная, какая у тебя милая кофточка, ну а пуговички – загляденье!».

Услышав похвалу, пуговицы сияли. Вечером, когда Машеньку забирали из садика, пуговицы не хотели застегиваться. Это они вредничали, потому что мечтали поболтать с пуговицами, пришитыми к одежде других детей. «Ну же, пуговички, застегивайтесь!», - уговаривала тогда их Маша, осторожно касаясь пальчиками каждой пуговички-сестрички.

Наша беззаботная пуговица была любительницей путешествий. Она совсем не боялась потеряться и очень хотела повидать мир.

Однажды она так размечталась, что оторвалась от кофточки и покатилась прямо по дороге. Маша не заметила пропажи и уходила все дальше и дальше. Пуговица испугалась, что больше никогда не увидит своих сестриц, но она уже не могла остановиться. Быстро катилась пуговка, а вокруг мелькали камешки, листья, травинки. И вот пуговица упала и уставилась на небо.

По небу плыли чудесные золотистые облака, пуговица засмотрелась на них и забыла про то, что она потерялась и осталась совсем-совсем одна. Мимо проползла божья коровка, но пуговица не обратила на нее никакого внимания, так она была увлечена облаками.

Но вот облака из золотых стали розовыми, а потом синими. Наступил вечер, стало темнеть.

Пуговица потеряла всю свою беззаботность, ей стало страшно и одиноко. Она вспоминала о чудесной малиновой кофточке и о том, как хорошо ей жилось вместе с сестричками. «Никогда больше не буду отрываться! Хочу домой!», - загрустила пуговица. Вдруг она услышала знакомый звонкий голосок. «Нашлась, нашлась наконец-то!», - закричала Маша и подняла пуговицу.

Над городом поднялась луна, таинственно шептал в травинках ветер. А довольная пуговица лежала в теплом кармашке и думала о том, как ее пришьют крепкими нитками обратно на свое место.

«Приключение маленькой пуговицы.»

В одном магазине на витрине лежала маленькая пуговица. Она смотрела сквозь окно витрины на улицу и мечтала, чтоб её поскорей купили. Ведь тогда её пришьют к какой-нибудь одежде, и она сможет посмотреть на мир. Вот наконец в магазин зашла мама с мальчиком и купили нашу пуговку. Мама пришила её к рубашке сына. И на следующий день он пошёл в детский садик. Пуговке было очень интересно в садике, она наблюдала за детьми, как они занимались рисованием, и лепили из пластилина разных животных, а потом играли в разные игры. Но вот во время из одной игры наша пуговица оторвалась от рубашки мальчика и упала на пол. Пуговка очень испугалась что теперь она не кому не нужна и так и останется лежать на полу пока на неё кто — нибудь не наступит и она не сломается.

Вот уже наступил вечер и родители стали забирать детей домой. А пуговка так и лежала на полу не кому не нужная. Когда домой забрали последнего ребёнка, у пуговки уже не осталось надежды, что её найдут. Но вот воспитательница детского садика при осмотре группы перед уходом домой нашла нашу пуговку, она подняла её и положила на стол. Пуговка пролежала на столе всю ночь, думая, что теперь с ней будет.

А на следующий день пришла воспитательница ,взяла нашу пуговку и поместила её на стенде где было уже очень много разных пуговиц, маленьких и больших и разных цветов. Так наша пуговка стала участницей музея пуговиц детского сада. Она гордо смотрела на ребят со стенда и очень радовалась что теперь её уже не когда не потеряют.

Автор: Катышева Н. В.

«История пуговицы»

 

 История пуговицы началась семьсот лет назад. Но имени человека, который ее придумал,история не сохранила.

Первобытные люди вместо застежек использовались рыбьими косточками и деревянными палочками. Пуговицы производство им еще было неведомо. Потом появились прообразы пуговицы – просверленные куски дерева, камушки, которые продевались через дырочки-петли.

Древним грекам и римлянам застежками служили фибулы, которые делали из бронзы. Они были похожи на современные английские булавки. Кроме того, фибулы еще и служили украшением, являясь признаками богатства, и знатности. Их делали также из золота и украшали драгоценными камнями.

В XII веке появились застежки из кожи, металла и кости. Их носила исключительно знать. Простые люди завязывали одежду веревочками. *Пуговицы производство* им еще было неведомо.

В средневековье появилась застежка на пуговицы. А эпоха Возрождения подняла изготовление пуговиц до уровня ювелирного искусства. Постепенно пуговица упрощается, теряет такую значимость и становится обыкновенной частью одежды, так называемой, фурнитурой. Ее начинают делать из меди, олова, кости, тесьмы.

Интересно, что женщины по началу абсолютно игнорировали это изобретение и продолжали пользоваться булавками, пуговицы интересовали только мужчин.

Так как в те времена мужская одежда была не менее яркой, чем женская пуговицы делали из дорогих металлов, украшали драгоценными камнями. А на мужское платье пришивалось так много пуговиц, больше нескольких тысяч, что оно становилось очень тяжелым. История помнит, что французский  король Франциск заказал для отделки своего бархатного костюма 13 600 золотых пуговиц.

По пуговицам определялось положение человека. Пуговицы из золота и серебра делали для дворян, из недрагоценных материалов - для солдат и слуг, из стекла и дерева  для простых людей.

«Пуговица» в русском языке имеет то же корень, что и слово «пугать». И ученые считают, что это совпадение не случайно, она служила у нашего народа защитой от темных сил, была оберегом, отпугивающим зло. Для «большей силы» в них подкладывали еще и кусочек металла или круглый камешек, который при  движении издавал  звук, похожий на звон бубенца.

За  столетия каких только пуговиц не было. Многие из них стали произведением искусств и сейчас хранятся в музеях. А современных галантерейных магазинах в продаже  потрясающий выбор пуговиц!

В настоящее время *изготовление пуговиц* поставлено на промышленную основу. Материалом для их изготовления служит пластмасса, металл, древесина, стекло, кость, перламутр. Наиболее распространены пуговицы с двумя или четырьмя отверстиями. Их пришивают к мужским рубашкам, костюмам, пальто. Существуют еще фирменные пуговицы со знаками отличия. Их пришивают к форменной одежде военных, железнодорожников, летчиков.

Ассортимент пуговиц огромен. Такое разнообразие пуговиц можно объяснить тем, что пуговица служит не только для застегивания одежды, но и одновременно является ее украшением. Многие компании занимаются не только дизайном и изготовлением пуговиц, но и реализацией своей продукции, продавая потребителям пуговицы оптом.

Естественно, если у вас небольшое ателье или вы, просто, любите шить для себя и своей семьи, вам лучше приобретать пуговицы в магазине. К счастью, таких магазинов, которые торгуют фурнитурой, сейчас очень много: от маленьких галантерейных лавочек до огромных специализированных отделов в мегамаркетах.

Это интересно

На мужской одежде пуговицы расположены справа, а на женской слева. Считается, что во времена внедрения пуговиц мужчины одевались сами, а женщин одевали служанки – поэтому для них пуговицы пришивали в зеркальном отражении.

Указ Петра I, предписывающий пришивать оловянные пуговицы к обшлагам рукавов солдатских мундиров с внешней стороны был полон тайного смысла: пуговицы не позволяли солдатам по привычке после еды вытирать рукавом рот и нос. Так он  отучил солдат от дурной привычки, портившей мундирное сукно.

Найти пуговицу до сих пор считается хорошей приметой, а если дорогу вам перебежала черная кошка, достаточно дотронуться до пуговицы – и можно смело идти вперед.

Картотека игр

Подвижные игры.

«Пуговка,  не убегай»

Цель: развивать ловкость, учить действовать по сигналу воспитателя, согласовывать действия со словами.

Ход игры:дети становятся в круг и берутся за руки, выбирается «пуговка» — ребенок, который стоит в центре круга.

Дети начинают ходить по кругу со словами

Пуговка, ты пуговка

Маленькие ножки

Захотела убежать

По прямой дорожке

Мы тебя сейчас поймаем

И на место пришиваем

По сигналу воспитателя дети останавливаются и делают «воротики» из рук. «Пуговка» бегает через «воротики» забегая в круг и выбегая из него. По сигналу воспитателя «воротики» закрываются. Если «пуговка» осталась в кругу, значит ее поймали и пришили. Если успела выбежать, значит «убежала».

Настольная игра спортивного характера:

«Забей гол»

 Цель: развитие мелкой моторики

Средства: для этой игры понадобится 7 пуговиц.

Выбирают игровое поле, например, ковер. По одной стороне делают ворота (ставят пуговицы на расстоянии примерно 10 см друг от друга). Также делают ворота и по другой стороне ковра.

Оставшиеся три пуговицы - это мячи. Чтобы сделать удар, нужно щелкнуть пальцем пуговицу. Причем бить можно только по той пуговице, которая находится между двух других.

По воротам игроки бьют по очереди.

Физминутка

«Не урони»

Цель: развитие мелкой моторики

Средства: для игры Вам понадобиться большая пуговица или монета.

Ход игры:все участники садятся вокруг стола. Один из игроков кладет пуговицу на кончик своего указательного пальца и передает ее соседнему игроку. Передавать надо так, чтобы следующий игрок принял пуговицу на свой указательный палец. При этом пользоваться другими пальцами или частями теля нельзя.

Тот игрок, который уронит пуговицу, выбывает из игры. Все игроки в течении игры остаются на своих местах за столом, поэтому с каждым выбывшим  тянуться к соседнему игроку надо дальше, и играть становиться сложнее. В итоге остаются два участника, которые становятся победителями.

Дидактические игры.

 

 1.«Пуговицы рассыпались. Разложи их по цвету»

Задачи: закреплять знание цвета, развивать мелкую моторику рук.

Средства: пуговицы разного цвета, таблица с  цветными кружками-ориентирами.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям разложить пуговицы в ячейки по цветам.

2.«Пуговицы рассыпались. Разложи их по форме»

Задачи: закреплять знание геометрических форм (круга, квадрата, развивать мелкую моторику рук.

Средства: пуговицы разной формы,   таблица с геометрическими формами-ориентирами.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям разложить пуговицы в ячейки, основываясь на геометрические формы.

3.«Сложи узор»

Задачи: развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук.

Средства: пуговицы двух цветов.

Воспитатель начинает строить цепочку из пуговиц двух цветов и предлагает ребёнку продолжить ряд, соблюдая последовательность.

4.«Найди лишнюю пуговицу»

Задачи: развивать логическое мышление детей.

Средства: 5 пуговиц, 1 из которых отличается по цвету

Воспитатель выкладывает в ряд 4 пуговицы одного цвета и среди них кладёт 1 пуговицу другого цвета. Затем предлагает ребёнку убрать лишнюю пуговицу или заменить её на нужную по цвету.

Можно разложить пуговицы одинаковые по размеру (например, большие красные) и среди них одну маленькую красную пуговицу. Предложить выполнить то же самое задание.

5.«Найди пару»  

Задачи: учить детей подбирать пары пуговиц на основе сходного сенсорного признака, развивать мелкую моторику пальцев рук.

Средства: коллекция пуговиц.

Ход игры: воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть пуговицы. Затем предлагает детям подобрать пары одинаковых пуговиц. Можно уточнить у детей, какого они цвета, формы и размера.

 «Чудесный мешочек»

Задачи: развивать тактильные ощущения.

Средства: мешочек или воздушный шарик, пуговицы разного размера и формы

Ход игры:воспитатель предлагает детям рассмотреть несколько пуговиц. Спрашивает детей, какого пуговицы размера. Затем убирает их в мешочек или воздушный шарик. И предлагает на ощупь определить большая или маленькая пуговица попалась в руки.

«Узнай настроение»

Цель: - развивать способность понимать эмоциональное состояние;

            -закреплять названия основных и дополнительных цветов;

            -развивать соотносящие действия, мелкую моторику рук, зрительное

             восприятие, внимание, мышление;

            -воспитывать познавательный интерес.

Средства: пуговицы- «цветы» с изображением эмоций, пуговицы-«лошадки» идентичных цветов.

Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть цветы и понять настроение каждого цветка . Затем дети должны найти лошадку такого же цвета и угадать её настроение (по сходству с цветком).

\

«Кто где живёт?»

Цель: развивать  экологическую  культуру, уточнять  и углублять  экологические знания. Расширять  представления о диких животных и их образе жизни зимой.  

Средства: лист фетра с изображением зимнего леса, белая полоса из фетра ,изображающая снег, пуговицы-«лесные животные».

Ход игры:

 Вот студеною зимой                              

 Ветер дует ледяной

 И вздымает снега тучу.                          

 Он суровый и могучий.

 Ёжик прячется в кустах.                      

 Даже хитрая лиса                                  

 Притаилась и сидит,

 

 Ну а снег летит, летит.                          

 Но утихла злая вьюга,

 Солнце светит в небесах.                  

 Скачет по полю лиса.  

 Ну а мы чуть-чуть пройдемся                

 И домой к себе вернемся.    

Воспитатель просит детей разместить животных в соответствии с их образом жизни зимой. Обращает внимание на спящих животных и просит ребят накрыть их «снежной полосой».

«Подарки медвежонка»

Цель:  развивать у детей мелкую моторику и умение выделять существенные признаки предмета.

Средства: лист фетра с изображением медвежонка и мешка с подарками-пуговицами.

Ход игры: воспитатель предлагает рассмотреть все подарки медвежонка и отделить по форме, цвету, сезону.

 

Развивающие игры.

«Весёлый счёт»

Цель: совершенствовать навык счёта предметов, развивать умение соотносить цифру и количество предметов.

Ход игры: дети считают количество пуговиц в каждом ряду и находят соответствующую цифру.

 

«Сделай как я»

Цель: тренировка зрительной памяти, а так как информация, которую будет запоминать ребёнок, ему нужна только на момент выполнения задания, то  будет развиваться кратковременная память. В процессе игры так же будем тренировать внимание и усидчивость.

Средства: пуговицы двух и более цветов, лист бумаги, разделённый на 2 ряда ячеек.

Ход игры: Число играющих может быть от двух человек. Один из играющих будет ведущим, он выкладывает из пуговиц  узор, задача игроков запомнить узор и повторить его на своём поле по памяти. Сложность игры можно изменять, увеличивая или уменьшая  количество пуговиц и цветов.

«Продолжи узор»

Цель: - развитие сенсомоторики;

- развитие геометрической зоркости;

- развитие умения анализировать и продолжать геометрический узор (ритм) .

Ход игры: Игра всем знакома.  У данной  игры при желании есть варианты: " Что изменилось? ", "Исправь ошибку", "Чего не стало", "Придумай  узор"

«Сосчитай и покажи»

Цель: Данная обучающая игра поможет :

-запомнить цифры и совершенствовать навык счёта предметов;

-способствует изучению цветов;

-развивает умение группировать предметы по цвету.

Средства: лист фетра с изображением новогодней ёлки, цифр от 1 до 5, пуговиц соответствующего количества и цвета.

Ход игры: Воспитатель предлагает ребёнку посчитать шарики на ёлке определённого цвета. Затем нужно найти соответствующую цифру.

После этого найденная цифра соотносится с количеством пуговиц такого же цвета. Они пересчитываются.

Предназначена для индивидуальной работы.

«Снеговички»

Цель:

Игра помогает развивать внимание, усидчивость и память

Ход игры: найти, чем же отличаются между собой два снеговичка.  

«Протяни пуговку»

Цель: закрепить  знания детей о пуговицах (форма, цвет, размер)

Средства: разнообразные пуговицы.

Ход игры: воспитатель раздаёт детям пуговицы, называя при этом его признаки (форма, цвет, размер). Затем просит принести пуговицы только одного признака, например, только красные и т.д.

Словесные игры.

«Матрёшка»

Цель: расширять словарный запас, развивать воображение.    

Ход игры:вы говорите: "Вот пуговица (или любой другой маленький предмет), куда ее можно положить?" Ребенок предлагает свой вариант, например, спичечный коробок. А куда можно положить спичечный коробок? Например, в стакан. И так далее: стакан — в кастрюлю, кастрюлю — в пакет, пакет — в коробку, коробку — в машину, машину — в поезд и т.д.

«Отгадай, на что я смотрю»,

«Назови, на что смотришь ты».

Цель: учить детей описывать предметы.

Например. «Маленькая, с двумя дырочками, белого цвета, пришита». (Пуговица)

Игра «Назови ласково»

Цель: учить образовывать слова с уменьшительно-ласкательным значением.

Игры для развития мелкой моторики.

«Мозаика»

Цель: развивать мелкую моторику, творческое воображение

Средства: пуговицы

Ход игры: Дети выкладывают изображения машин из пуговиц при помощи схем.

 Пальчиковая гимнастика.

С нитки пуговки снимаю (Гладим каждый пальчик пальцами второй руки.)

И в коробку собираю. (Собираем в ладошку.)

Пуговичек очень много, (Играем пальчиками.)

Поиграю я немного.

Пуговицы я кручу, (Крутим кистями рук.)

И портным я стать хочу. (Шьем иголочкой.)

Раз, два, три, четыре, пять -

Снова будем мы играть. (Хлопаем в ладоши.)

 

Мы кусочек пластилина

На ладошку положили

И ладошкою прикрыли

В ручках пластилин кружился

В шарик быстро превратился

Пуговица чтобы получилась

Круглой чтобы очутилась

Шарик мы ладошками сожмем

Крепко-крепко мы сожмем

Пуговица готова одна.

Где будет крепиться она?

Приложили и прижали

Ручки наши не устали.

«Путешествие в музей пуговиц»

Цель: закрепить знания детей о пуговицах и их назначении.

Задачи:

Образовательные:

-расширять и конкретизировать представления о пуговицах, и их назначении;

-знакомить детей с разнообразием пуговиц (детские, взрослые).

-закрепление представлений о форме (круглые пуговицы, квадратные, треугольные, овальные);

-закрепление знаний о размере (большой, поменьше, маленький);

-закрепление знаний о цвете (синий, серый, желтый, красный, сиреневый);

- закрепить знания детей о важности пуговиц для одежды, учить застегивать пуговицы.

Развивающие:

-развитие мелкой моторики  

-развитие тактильного восприятия (волшебный мешочек).

Воспитательные:

-формирование навыков сотрудничества;

-формирование положительной установки на участие в занятии;

-формирование эстетического вкуса;

-развитие инициативности и самостоятельности.

 

Оборудование:  пуговицы (разные по форме, размеру, цвету, материалу), картинки с изображением одежды  .

Ход занятия:

Организационный момент.        

Воспитатель:

- Ребята, сегодня нас пригласили в музей пуговиц. Мы посмотрим с вами какие бывают пуговицы по цвету, форме, размеру, что с ними можно делать и для чего они нужны. За нами уже приехал автобус, давайте рассаживаться по местам.

Дети рассаживаются в “автобус”.

II. Актуализация знаний детей.        

Воспитатель:

- По дороге на фабрику, предлагаю вам вспомнить, что мы знаем о пуговицах.

- Для чего нужны пуговицы?( - Пуговицы нужны, чтобы застегивать одежду)

- Посмотрите, у вас есть пуговицы на одежде?( Дети смотрят,  есть ли у них пуговицы.)

- Давайте вспомним, какие пуговицы бывают по назначению.

Воспитатель выкладывает на мольберте картинки с изображением взрослого и ребенка, достает пуговицы (детские и взрослые) и предлагает распределить пуговицы.

- Кому нужна эта пуговица?( - Эта пуговица нужна взрослому (малышу).)

Посмотрите, эти пуговицы мы дали взрослому, значит это какие пуговицы?

- Эти пуговицы мы дали ребенку. Значит, это какие пуговицы?

- А теперь давайте вспомним из чего могут быть сделаны пуговицы?

Воспитатель демонстрирует детям пуговицы из различных материалов.

- Эта пуговица сделана из дерева. Пуговица из дерева какая?

- Эта пуговица сделана из пластмассы. Пуговица из пластмассы какая?

-Эта пуговица  сделана из кокоса. Пуговица из кокоса какая?

-Эта пуговица сделана из перламутра. Пуговица из перламутра какая?

-Эта пуговица сделана из стекла. Пуговица из стекла какая?

-эта пуговица из металла. Пуговица из металла какая?

Как узнать,  из металла ли пуговица? (холодная на ощупь, некоторые металлы притягиваются магнитом)

Дети ищут металлические пуговицы.

- Пуговицы по материалу бывают какие?

 III. Основная часть.        

- Ну вот мы и прибыли в музей пуговиц. А это экскурсовод. Проведёт нас в пуговичный мир.

Давайте поздороваемся с ней!        

Форма пуговиц.        

- Здравствуйте, ребята. Я проведу экскурсию по нашему музею. Предлагаю вам пройти в зал №1, где пуговицы разные по форме.

- Эта какая фигура?

- Пуговица, похожая на круг какая?

- Это какая фигура?

- Пуговица, похожая на квадрат какая?

- Давайте попробуем распределить пуговицы по форме.

Экскурсовод предлагает детям поиграть в игру “волшебный мешочек”.

- Итак, какие же бывают пуговицы по форме?

 Размер пуговиц.         

- Предлагаю вам пройти в следующий зал №2, где пуговицы отличаются по размеру.

Дети раскладывают пуговицы по размеру.

Цвет пуговиц.        

- Предлагаю вам пройти в зал №3, где пуговицы можно подобрать и пришить к одежде.

 -Это платье по цвету какое?

 Какие пуговки к нему «пришьем»?

Дети выбирают пуговицы и “пришивают” их к платью соответствующего цвета.

V. Закрепление полученных знаний.        

- Наша экскурсия по музею пуговиц подошла к концу. Сегодня вы узнали о пуговицах много интересного. Пуговицы бывают разные: разные по форме, разные по цвету, разные по размеру. Для чего же нам нужны пуговицы?

- Спасибо, ребята, за то, что приехали к нам в музей.  

 Воспитатель:

- Ребята, давайте скажем спасибо экскурсоводу.

- Нам пора возвращаться в детский сад.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт проекта "В мире пуговиц"

Дети знакомились с историей пуговицы, рассматривали материал из которого сделаны пуговицы, лепили пуговицы, делали аппликацию, играли в дидактические и подвижные игры...

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Научно - исследовательская работа " О чем может рассказать пуговица ".

Научно - исследовательская работа " О чем может рассказать пуговица"....

Паспорт проекта "Волшебные пуговицы"

Основная задача проекта – заинтересовать детей удивительным, многообразным рукотворным миром, расширить представление о целесообразности создания человеком предмета (в частности пуговицы) для уд...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

"О чем нам может рассказать Пуговица?"

Материал создан при создании альбома для мини музея пуговицы....

«Сказочная пуговица» Краткосрочный проект в старшей группе компенсирующей направленности с ЗПР с родителями.

Участие в проекте способствовало повышению познавательной активности детей. Они активно проявляли интерес к предметам окружающего мира.Творческая деятельность захватила не только детей, но и родителей...