Консультация для воспитателей "Формирование привязанности ко взрослому у детей раннего возраста"
консультация

Ахметова Анна Сергеевна

Консультация для воспитателей "Формирование привязанности ко взрослому у детей раннего возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_vospitateley.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 г.Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Консультация

Формирование привязанности ко взрослому у детей раннего возраста.

Медико-педагогический совет № 1 от 29.10.2018 года

Составила: воспитатель

Ахметова А.С.

г.Туймазы, 2018г.

Формирование привязанности ко взрослому у детей раннего возраста.

Важным этапом социально-личностного развития в раннем возрасте является формирование привязанности к близким людям. Она начинает складываться довольно рано — в первые в 6—7 месяцев и ярко проявляется на втором и третьем году жизни. Чаще всего первым объектом привязанности для новорожденного и младенца является мать (или няня/гувернантка), осуществляющая уход, кормление и проводящая с малышом практически весь период бодрствования. Позже, через 1—3 месяца, ребенок проявляет привязанность к другим взрослым — отцу, сестрам и братьям, бабушкам и дедушкам.

Исследования Н.Н. Авдеевой убедительно доказывают: несмотря на то, что младенцы обладают врожденной способностью устанавливать привязанность, выбор объекта, а также качество привязанности зависят от поведения родителей, прежде всего матери по отношению к ребенку. Ребенок может не обращать внимание на родителей и охотно играть с незнакомым человеком (при условии, что рядом находится кто-то из близких), но, стоит только его чем-либо напугать или взволновать, он тут же обратится за поддержкой к матери или отцу.

В процессе длительного общения с матерью и другими близкими у ребенка постепенно формируются так называемые «рабочие модели себя и других людей». В дальнейшем они помогают ему ориентироваться в незнакомых, новых ситуациях, правильно интерпретировать их и соответствующим образом реагировать на них. Так, внимательные, заботливые родители формируют чувство базисного доверия к миру, создают позитивную рабочую модель окружающего мира.

Равнодушные, неэмоциональные родители, для которых общение с ребенком опосредовано только уходом (без желания эмоционально общаться с ребенком) и характерно пренебрежение интересами ребенка, наоборот, формируют негативную модель. На примере модели взаимоотношений с родителями ребенок убеждается в том, что другие люди такие же, как его родители. В результате такого общения у малыша начинает формироваться «рабочая модель себя» (Н.Н. Авдеева). При позитивной модели у ребенка раннего возраста формируются самостоятельность, инициативность, уверенность в себе, а при негативной — пассивность, зависимость от других, искаженный образ Я.

В дальнейшем эти модели помогут ребенку ориентироваться в новых ситуациях, интерпретировать их и соответствующим образом реагировать на них.

В психологии под термином «привязанность» традиционно понимается «устойчивая, эмоционально-психологическая связь с другими людьми» (Дж Боулби). Теория привязанности заключается в том, что через привязанность ко взрослому у младенца начинает формироваться чувство базового доверия к миру — ощущение безопасности, надежности, опора на взрослого, который не только повышает шансы на выживание, но и удовлетворяет все потребности ребенка.

Английским психологом Дж Боулби выявлены следующие признаки проявления привязанности:

  • объект привязанности может лучше других успокоить или утешить малыша;
  • младенец чаще, чем к другим, обращается к нему за утешением;
  • в присутствии объекта привязанности младенец реже испытывает страх.

Экспериментальные исследования Р. Шпиц и У. Коблинер доказали, что дети проявляют большую привязанность к тому человеку, который с ними играет, а не к тому, который только заботится о них (кормит, купает, одевает и т.п.). Таким образом, телесный контакт со взрослым хотя и важен, но не является единственным фактором, способствующим привязанности ребенка. Необходимы и другие проявления внимания.

В 1970-е годы американский психолог М. Эйнсворт, наблюдая за детьми от одного года до полутора лет, фиксировала их поведение и различную реакцию на ситуацию, в которой дети ненадолго оставались одни. Ее эксперименты под названием «Незнакомая ситуация» позволяли определить характер привязанности.

На основе наблюдений М. Эйнсворт выявила и описала три основных типа привязанности: надежная, тревожно-сопротивляющаяся, избегающая. Позже в ходе наблюдений и экспериментов был выявлен четвертый тип привязанности — дезорганизованная. Рассмотрим их последовательно.

Надежная привязанность. Дети активно исследуют окружающий мир, находясь рядом с матерью; расстраиваются, когда она уходит; радуются, когда она возвращается; часто ищут контакт с ней, помогающий преодолеть стресс. Малыши дружелюбны к незнакомому человеку в присутствии матери.

Тревожно-сопротивляющаяся привязанность. Такие дети даже в присутствии матери проявляют очень слабую исследовательскую активность. В случае разлучения с матерью они переживают сильный стресс. Однако, когда мать возвращается, малыши испытывают противоречивые эмоции: с одной стороны, они, радуясь, тянутся к матери, с другой — проявляют негативное отношение, сердясь на ее уход, — отталкивают ее, отказываются выполнить просьбу. Эти дети не доверяют незнакомым людям даже в присутствии матери.

Избегающая привязанность. Дети активно демонстрируют непрочную привязанность. Они не возражают против ухода матери и не обращают внимание на ее возвращение. Малыши довольно общительны с незнакомым взрослым, но могут избегать этого общения, так же как и мать.

Дезорганизованная привязанность. При этом типе привязанности отмечается смешение тенденций избегания и сопротивления. Эти дети неуверенны при встрече с матерью, они не знают, приблизиться к ней или, наоборот, избежать встречи с ней.

В своих исследованиях М. Эйнсворт отмечала, что степень опасности новой ситуации оценивается малышом на основе привязанности к матери. Если ребенок увидит на лице матери испуг или услышит тревогу в голосе, то тоже насторожится, не проявит активного познания неизвестного. Но если она улыбается и побуждает малыша подбадривающим тоном, то он начнет активно взаимодействовать с новым объектом.

Последующие исследования показали: витагенный опыт ребенка, когда его самостоятельные проявления отвергались (ребенка редко брали на руки, не проявляли к нему нежности, отстраняли, когда он хотел приласкаться) или вызывали неприятные для него последствия (к отвержению прибавлялся гнев взрослого), получает негативное подкрепление и впоследствии малыш будет скрывать свои эмоции. Такой ребенок рано усваивает, что эмоциональные проявления, выражение любви по отношению к матери могут вызвать непредсказуемые и опасные для него последствия, поэтому учится быть сдержанны. Такое поведение со стороны взрослых может привести к детским неврозам.

Наиболее благоприятным для полноценного развития ребенка в раннем возрасте является надежный тип привязанности. Дети с таким типом  привязанности активны, общительны, инициативы обладают высокой познавательной мотивацией, самостоятельностью, творческой составляющей в различных видах деятельности. В дальнейшем у таких детей отмечается уверенность в своих убеждениях, ответственность, лидерские качества, он легко устанавливают контакты с новыми людьми, открыты ко всему новому. В раннем возрасте определенным образом закладывается проекция межличностных отношений с пожилыми родителями. Так, при надежной привязанности в раннем возрасте у взрослых детей проявляются доверительные отношения с пожилым родителями, сердечность, забота и помощь. Тревожно-сопротивляющаяся привязанность раннего возраста может проявиться в дистантных отношениях, когда взрослые дети вспоминают о пожилых родителях лишь в случае крайней необходимости (их болезни, потребности в их помощи и т.п.). При избегающей и дезорганизованной привязанности взрослые дети часто демонстрируют равнодушно отношение к родителям, конфликтное взаимодействие часто приводит к прекращению общения.

Именно в раннем возрасте закладывается прочный фундамент формирования Я - концепции. Г. Крайг выделяет пять основных факторов, влияющих на формирование Я- концепции в детской возрасте:

  • характер восприятия ребенка другими (родителями, сверстниками);
  • особенности самоанализа (анализ собственных достоинств и недостатков);
  • ценности, ожидания, идеалы в социальном плане;
  • опыт социального поведения;
  • внешние данные, ощущение силы и здоровья.

Заметим, что именно первый фактор, выделенный Г. Крайгом накладывает отпечаток на все дальнейшие этапы социализации.

Для психического развития ребенку раннего возраста очень важно осознание своей положительной значимости для близких людей. Отношение ребенка к себе отражает отношение к нему родных и близких. Родители, ласково называя ребенка по имени, беря его на руки, гладя по голове, нежно разговаривая с ним, определенным образом демонстрируют малышу уникальность его личности, как бы авансируя его особую ценность и значимость не только для них, как родителей, но и для всего социума.

Используемая литература: // Журнал Обруч, №2, 2018. Статья Аллы Ганицевой, к.п.н.. доцент департамента педагогики Института педагогики и психологии образования ГАОУ ВО МГПУ г.Москва.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Формирование понятия о сенсорных эталонов у детей раннего возраста»

Раскрывается понятие сенсорное развитие, сенсорное воспитание. Усвоение сенсорных эталонов....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

Развитие предметной деятельности в раннем возрасте ставит ребёнка перед необходимостью выделять и учитывать в действиях именно те сенсорные признаки предметов, которые имеют практическую значимость дл...

Консультация для воспитателей ясельной группы "Развитие речи детей раннего возраста"

Всем известно, что своевременное психическое и личностное развитие детей обеспечивает развитие речи. Но не все знают, что причины нарушений в развитии детей старшего дошкольного возраста  - недос...

Формирование положительного отношения к взрослому у детей раннего возраста через игровую деятельность.

Доклад на тему "Формирование положительного отношения ко взрослому". В докладе рассматриваются вопросы особенностей детей раннего возраста, сформированности отдельных когнитивных и эмоциональных проце...

Презентация «Методы и приемы формирования положительного отношения к взрослым у детей раннего возраста»

В презентации рассматриваются методы и приемы личностно-ориентированного подхода к детям раннего возраста в период адаптации к детскому саду....

РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

Чтобы маленькие дети овладели необходимостью движениями, речью, разнообразными умениями и навыками, их надо этому учить. Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Главная их особенность со...

Формирование элементарных представлений о труде взрослых у детей раннего возраста.

  Воспитание трудовой деятельности у детей раннего возраста - это один из самых важных направлений работы в детском саду. Именно в этом возрасте закладывается фундамент по формир...