ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Развитие речи детей в различных видах деятельности»
методическая разработка (подготовительная группа)

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Развитие речи детей в различных видах деятельности» 

Цель :

-обогащать активный и пассивный словарь детей по различным лексическим категориям;

-расширять и активизировать словарный запас детей на основе обогащения представлений о ближайшем окружении;

-изучить способы, методы и приемы активизации речи детей младшего и дошкольного возраста;

-объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobr.docx26.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Тат. Каргалинская СОШ»

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Тема «Развитие речи детей в различных видах деятельности»

Воспитатель:

Нуриевой Г.М.

2018-2019 уч. год

    Актуальность:

   В последнее время дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками. В основном дети заняты компьютером и телевизором. Речь детей плохо развита. Они не умеют вести диалог, составлять рассказы, плохо пересказывают.

   Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании  и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой. Речь ребенка является ключевым моментом в его развитии. Этим и обусловлен выбор моей темы.

   Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень важно. Ведь работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.

Проблемы:

1. Речь односложная, состоящая лишь из простых предложений.

2. Неспособность грамматически правильно построить предложение.

3. Недостаточный словарный запас.

4. Неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий

или развёрнутый ответ.

5. Трудности в составлении сюжетного или описательного рассказа.

Цель :

-обогащать активный и пассивный словарь детей по различным лексическим категориям;

-расширять и активизировать словарный запас детей на основе обогащения представлений о ближайшем окружении;

-изучить способы, методы и приемы активизации речи детей младшего и дошкольного возраста;

-объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей.  

 Задачи:

1. Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу развития и формирование лексико-грамматической и связной речи.

2. Развитие речи детей в игровой деятельности.

3.Развитие словесно-логического мышления; речевого внимания, фонематического слуха и восприятия, артикуляционного и голосового аппарата.

4. Развитие монологической речи при составлении рассказа – описания предмета.

Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего

профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс. При систематической работе над развитием связной речи значительно увеличится словарь детей, речь станет предметом активности детей, дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью.

Основные направления деятельности:

1. Повышение уровня самообразования.

2. Совершенствование предметной среды, способствующей развитию связной речи детей.

3. Разработка перспективного плана образовательной деятельности и совместной деятельности.

План работы

1 этап

Выбор темы, постановка целей, подбор литературы, поиск материалов в интернете по данной теме.

2 этап

1. Работа с детьми. Мониторинг по образовательной области «Речевое развитие» и приоритетным направлениям.

2. Работа с родителями. Ознакомление родителей с работой дошкольного

учреждения и задачами по развитию речи дошкольников (родительское собрание).

3. Работа с педагогами. Обмен опытом.

4. Самореализация. Работа с методической литературой. 

3 этап

Практическое решение проблемы.

1.Работа с детьми.

Сентябрь

Проведение мониторинга по образовательной области “Речевое развитие “.

Проведение театрализованных игр: «Теремок», «Репка»

Октябрь

Проведение проблемных ситуаций по составлению описательного рассказа «Любимая игрушка».

Проведение артикуляционной гимнастики, игр: Игра-викторина по познавательному и речевому развитию «Подумай и скажи», «Слышишь ли ты звук».

Ноябрь

Разучивание стихотворений, песен.

Разработка проекта «Раз словечко, два словечко…»

Декабрь

Развивающих игры на внимание «Кто где живёт», памяти «Опиши предмет», по звуковой культуре речи «Кто здесь живёт?».

Проговаривание и разучивание чистоговорок, скороговорок по плану звуковой культуры речи.

Январь

- Беседы, рассматривание картинок с последовательно развивающимся действием.

Февраль

- Знакомство с мнемологическими таблицами-схемами. Описание игрушки, животных, мебели по схемам.

Март

Разучивание стихотворения «Чудеса» по мнемотаблице»

Разучивание пословиц и поговорок по мнемотаблице

Апрель

Составление описательного рассказа по теме «Пожар в доме»

Дидактическая игра «Опиши животное» по схеме

Май

Игровое упражнение «Узнай друга по описанию» (ведущий ребенок)

Рассказывание по картине на тему «Весна».

2.Работа с родителями –

Сентябрь

Анкетирование родителей.

Октябрь

Консультация для родителей «Развитие речи детей 6-7 лет»

Ноябрь

Консультация для родителей

«Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста»

Декабрь

Памятка «Артикуляционная гимнастика»

Январь

Консультация для родителей

 «Развитие навыков звукового анализа и синтеза»

«В помощь родителям: игровые упражнения и вопросы для развития речи у детей при подготовке к школе»

Февраль

Консультация для родителей

«Игры и игровые упражнения для развития речи детей дошкольного возраста»

Март

Рекомендации для родителей по развитию речи детей старшего дошкольного возраста

Консультация «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста»

Апрель

Консультация «Обучение детей рассказыванию»

Май

Знакомство родителей с результатами мониторинга

В течении года:

Составить подробный список литературы для родителей, подготовить советы, которые помогут им организовать работу по расширению кругозора ребенка, усвоению основных правил по развитию речи.

Организовать выставку книг, которые должны иметься у каждого ребенка дома.

Индивидуальная помощь родителям по их запросам.

3. Работа с педагогами

Анализ и обобщение накопленных педагогических фактов.

Консультации для педагогов

Рекомендации для педагогов «Примерный план работы по составлению рассказов по сюжетным картинкам»

Консультация для воспитателей «Развитие связной речи: обучение рассказыванию»

Презентация «Мнемотехника    в   развитии   связной    речи   у   дошкольников»

4.Самореализация.

Составление перспективного плана по развитию речи в старшей группе в соответствии с ФГОС.

Составление коррекционной работы с детьми с низким уровнем по развитию речи.

Обработка результатов мониторинга по образовательной области «Речевое развитие».

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС (картотеки, дидактические игры, наглядность, мнемологические таблицы- схемы)

4 этап

Итогово – контрольный

1.Работа с детьми. Мониторинг по образовательной области “Речевое развитие “.

2.Работа с родителями. Анкетирование родителей.

3.Работа с педагогами. Показ открытого ОД по развитию речи.

4.Самореализация -Анализ итогового мониторинга освоения программного

материала детьми.

Составление плана работы с детьми с низким уровнем освоения программного материала по развитию речи, ознакомление родителей с планом для совместной работы.

Оформление папки с результатами новых разработок, статей из пед.литературы, интернета, выступлений, картотек и т.д


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на тему: «Развитие речи детей в различных видах деятельности дошкольного возраста».

План по самообразованию на тему:  «Развитие речи детей в различных видах деятельности дошкольного возраста»....

Развитие речи детей в различных видах деятельности

Задачи:Подбор методов и способов развития речи у дошкольников.Применение разнообразных (нетрадиционных)форм работы в различных видах деятельности с детьми.Использование разнообразных форм работы с дош...

План по самообразованию Тема: «Развитие речи детей посредством ознакомления с окружающим миром»

Цель: Повышение своего теоретического, практического уровня, профессионального мастерства и компетентности; систематизировать работу по реализации системы мероприятий направленных на развитие детей че...

Использование игр и игровых упражнений для развития речи детей в различных видах деятельности

Использование игр и игровых упражнений для развития речи детей в различных видах деятельности...

Использование игр и игровых упражнений для развития речи детей в различных видах деятельности

Использование игр и игровых упражнений для развития речи детей в различных видах деятельности...

План работы по самообразованию тема: «Развитие речи детей в различных видах деятельности дошкольного возраста».

 В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.Проблемы:1...

Использование игр и игровых упражнений для развития речи детей в различных видах деятельности

Использование игр и игровых упражнений для развития речи детей в различных видах деятельности...