План по самообразованию воспитателя детского сада "Развитие связной речи детей в подготовительной к школе группе»
материал (подготовительная группа)

План поо самообразованию на тему "Развитие связной речи детей в подготовительной к школе группе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_pod.gr_.docx18.79 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «Развитие связной речи детей в подготовительной к школе группе»

    Актуальность

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека.

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Среди многих задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных.

Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям.

Цель: Развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми

Задачи:

-совершенствовать диалогическую форму речи;

-развивать монологическую форму речи;

-учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;

- учить (по плану и образцы) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины;

составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями;

- развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.

Список использованной литературы:

1. Базик И. Я. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с1986.

2. Вачков И. В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М. 2001.

3. Лаптева Г. В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия с детьми 5 – 9 лет. – СПб. речь; М. Сфера, 2011.

4. Лебедева Л. В. Козина И. В. Кулакова Т. В и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа. Учебно – методическое пособие. – М. Центр педагогического образования. 2009.

5. Шорохова О. А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. — М. ТЦ Сфера. 2007.

6. Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М. 1994.

7. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М. ТЦ Сфера, 2007.

8. Ушакова О. С. Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с художественной литературой: Конспекты занятий. М, 1998.

Срок

Тема

Содержание работы

Практический выход

Сентябрь

«Развитие связной речи в подготовительной группе »

Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин.

Информационный стенд для родителей «Речь ребёнка как средства общения»

Октябрь

Работа над пересказами с использованием опорных схем. Пересказ рассказов «Лесной голосок» Г.Скребицкого; «Осень под водой» Н.Сладкова; «Пушок» Г.Скребицкого.

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий; Обучение детей приемам планирования собственного пересказа; Активизация и обогащение словарного запаса детей.

Консультация для родителей на тему: «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой».

Ноябрь

Развитие речи по средствам дидактических игр. 

Уточнение знаний об активизации и обогащении словарного запаса детей посредством дидактических игр.

Консультация для родителей на тему:

«Дидактическая игра как средство связанной речи». Показ занятия для родителей.

 НОД на тему «Семья»

Декабрь

Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей дошкольного возраста

Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов; активизировать в речи фразеологизмы.

Консультация для родителей «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи».

Создание самодельной книжки детьми и воспитателем по произведением русских народных сказок.

Январь

Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам

Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей.

Посещение родителями деятельности воспитателей и детей по работе над составлением рассказов по картинам.

Февраль

Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказки: «Теремок (на новый лад)»

Раскрытие творческих способностей и самостоятельности детей.

Показ сказки «Теремок (на новый лад)» для родителей.

Март

Совместное творчество детей и родителей

Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса, В передачи образа; Развитие речи эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей.

 

Семейный конкурс«Загадай загадку – нарисуй отгадку».

 

Апрель

Досуг «В стране звуков»

Показать знания  детей по подготовке детей к школе.

Открытое занятие для родителей по развитию речи и грамоте.

Май

Анализ работы.

Отчет о проделанной работе.

Итоговое родительское собрание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи детей в подготовительной к школе группе.

Материал по развитию связной речи детей,который будет полезен как педагогам ,так и родителям....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи детей в подготовительной к школе группе. Пересказ рассказа В. Бианки "Купание медвежат".

В данном материале представлен подробный конспект непосредственный образовательной деятельности по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста....

«Развитие связной речи детей в подготовительной к школе группе»

Актуальность.Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, что...

«Развитие связной речи детей в подготовительной к школе группе».

Родители имеют большие возможности развивать связную речь ребенка. Основные виды связной речи - рассказ и пересказ.При пересказе ребенок опирается на готовый речевой образец: дана компо...

План работы по самообразованию по теме: «Развитие связной речи детей в подготовительной к школе группе».

План работы по самообразованию по теме: «Развитие связной речи детей в подготовительной к школе группе»....