План работы по самообразованию «Развитие связной речи детей в подготовительной к школе группе»
материал по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Развитие связной речи в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dou.docx23.02 КБ

Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию «Развитие связной речи детей в подготовительной к школе группе»

Актуальность

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека.

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Среди многих задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных.

Проблема развития связной речи издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет жизни. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком. По тому, как дети строят связное высказывание, можно судить об уровне их речевого развития.

Наблюдения показывают, что у многих детей не развита именно связная речь, поэтому проблема развития речи является одной из актуальных и задача воспитателя, вовремя обратить внимание на речевое развитие ребенка, так как с речью ребенка к моменту поступления в школу может возникнуть множество проблем.

Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень импонирует. Ведь работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.

Эта тема для меня важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии

Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям.

Я добиваюсь, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали. Всё это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию связной речи у детей.

Цель: Развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми

Задачи:

-совершенствовать диалогическую форму речи;

-развивать монологическую форму речи;

-учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;

- учить (по плану и образцы) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины;

составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями;

- развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.

План работы на год:

Срок Тема Содержание Работа с родителями

Сентябрь

Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин; составление библиографии.

Провести диагностику детей по развитию речи с целью выявления уровня сформированности речевых навыков и умений.

Беседы с родителями:

- «Воспитание усидчивости – важное условие подготовки детей к школе».

- «Роль описательных рассказов для расширения словарного запаса детей».

Октябрь-Ноябрь

Работа над пересказами с использованием опорных схем, составление рассказов, заучивание стихотворении, дыхательная гимнастика на развитие речевого аппарата, артикуляционная гимнастика

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий;

Пересказ рассказов

«Лесной голосок» Г. Скребицкого;

Составление рассказов по сюжетным картинкам:

- «Осень».

- «Осень в лесу».

- «По грибы».

Чтение, беседы по рассказам, пересказ:

- «Осень» И. Соколов-Микитов.

- «Лес осенью» И. Соколов-Микитов

Чтение и заучивание стихотворений:

- И. Бунин «Листопад» (отрывок).

- С. Городецкий «Первый снег».

Чтение и обсуждение, пересказ сказок:

- В. Сутеев «Мешок яблок».

- «Война грибов».

- «Вершки и корешки».

. Беседы:

- «Что я знаю о себе»;

- в дидактическое пособие «Фонетическая зарядка» добавить картинки на звуки «а», «о», «у», «ы», «с», «м», «т»;

Дыхательная гимнастика на развитие речевого дыхания без использования предметов:

- «ветры»;

- «подуем на плечо»;

- «листики осенние»;

- «запасливые хомячки»;

- «пузыри»;

- «надуем шарик».

Дидактические игры:

- «Буква моего имени»;

- «Назови слова»;

- «Употребление предлогов»;

- «Слова из звуков» (обучение звуковому облику слова);

- «Придумай новое слово»;

- «Что лишнее?»;

- «Составь рассказ по картинке».

Театрализованная деятельность:

- Осенний театрализованный праздник.

- Настольный театр «Лиса и кувшин».

- Настольный театр «Репка», «Два жадных медвежонка».

Консультация для родителей на тему:

«Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой».

Декабрь-Январь Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии.

Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики. Пополнять и активизировать словарный запас детей.

Внести в речевую зону:

- дидактические игры: «Противоположности», «Читаем сами», «Читаем с ударением»;

- сюжетные картинки («Зима», «Зимние забавы»);

оформить и внести книжки самоделки на тему «Зима», «Зимние забавы»;

- в дидактическое пособие «Пересказ» добавить рассказы: «Четыре желания» К. Ушинский, «Как Саша первый раз увидел самолет» Е. Пермяк, «Для чего руки нужны» Е. Пермяк, «Как Маша стала большой» Е. Пермяк.);

Знакомство с пословицами и поговорками о зиме:

Разгадывание загадок об овощах и фруктах Чтение и беседы по рассказам:

- «Четыре желания» К. Ушинский.

- «Как Саша первый раз увидел самолет» Е. Пермяк.

- «Для чего руки нужны» Е. Пермяк.

- «Как Маша стала большой» Е. Пермяк.

Составление рассказов по сюжетным картинкам:

- «Зима».

- «Зимние забавы». Чтение и заучивание стихотворений:

- С. Есенин «Поет зима – аукает».

- С. Есенин «Пороша»

Чтение и обсуждение, пересказ сказок:

- «Зимовье зверей».

- «Снегурочка».

- В. Сутеев «Новогодняя ёлка».

Игры на развитие речевого дыхания и мелкой моторики рук:

- «Погреем пальчики»;

Дидактические игры:

- «Читаем сами»;

- «Логопедическая ромашка»;

- «Читаем с ударением»;

- «Сочини предложение»;

-«Противоположности»;

Театрализованная деятельность:

- Новогодний театрализованный праздник.

Консультации для родителей:

- «Воспитание ответственности у детей».

- «Застенчивость».

- «Роль сказки в развитии детской эмоциональности».

- «Причины неготовности детей к школе».

- «Роль театрализованной деятельности в развитии детей».

Беседы с родителями:

- «Развитие речевого дыхания».

- «Здоровый образ жизни в семье».

- «Анкетирование родителей на тему «Готовность семьи к обучению ребенка в школе».

Папка передвижка:

- «Развитие речевого дыхания».в дидактическое пособие «Фонетическая зарядка» добавить картинки на звуки «з», «ж», «р», «э», «п», «ц», «х»;

- «Связная речь».

Февраль-Март

Анализ и оценка знаний детей

Работа с загадками. Составление загадок. Продолжать пересказывать и сочинять рассказы и сказки Показать роль загадки на формирование выразительности речи.

Продолжать работу по развитию связной речи детей подготовительной к школе группы.

Играть в дидактические, подвижные, музыкально-хороводные, театрализованные игры проходившие в предыдущие месяцы.

- в дидактическое пособие «Фонетическая зарядка» добавить картинки на звуки «д», «б», «л», «ч», «ф», «в», «к», «г»;

Знакомство с пословицами и поговорками о весне.

Составление рассказов по сюжетным картинкам:

- «Весна».

- «Птицы прилетели».

Чтение и беседы по рассказам, пересказ:

- «Играющие собаки» К. Ушинский.

- «Сыновья» В. Осеева.

- «Помощница» Е. Пермяк.

- «Как Миша хотел маму перехитрить» Е. Пермяк.

Чтение и заучивание стихотворений.

Чтение и обсуждение, пересказ сказок.

Игры на развитие речевого дыхания и мелкой моторики рук.

Дидактические игры:

- «Придумай рассказ про…»;

- «Сложи слово»;

- «Азбука»;

Театрализованная деятельность

Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи».

Консультации для родителей:

- «Речевая готовность ребенка к школе».

- «Портрет будущего первоклассника».

Беседы с родителями:

- «Памятки для родителей по обучению связной речи».

- «Круг чтения детей семилетнего возраста».

Папка передвижка:

- «Что такое готовность ребенка к обучению в школе.

- «Как избежать школьных неудач».

Апрель-Май

Анализ и оценка своей деятельности детей

Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам.

Работа над развитием речи через театральную деятельность. Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей.

Продолжать работу по развитию связной речи детей подготовительной к школе группы.

Познакомить родителей с играми (дидактическими и лексико – грамматическими, влияющими на развитие речи детей.

Формы представления результатов самообразования:

• Консультация для воспитателей, консультация-практикум

• Творческий отчет;

• Проведение мероприятий;

• Консультация для родителей, сообщение на родительском собрании;

•Участие детей на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по самообразованию "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Старшая группа

план работы с детьми по развитию связной речи вне занятий, указаны формы работы, предварительная работа программное содержание...

План работы по самообразованию «Развитие связной речи детей старшего дошкольного через использование приемов мнемотехники».

Цель:Развитие связной речи детей с помощью приемов мнемотехники, повышение уровня речевой активности детей.Задачи:-Изучить педагогические условия использования приемов мнемотехники как средства развит...

План работы по самообразованию «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста»

Речь ребенка является ключевым моментом в его развитии.                                        ...

План по самообразованию воспитателя детского сада "Развитие связной речи детей в подготовительной к школе группе»

План поо самообразованию на тему "Развитие связной речи детей в подготовительной к школе группе"...

План работы по самообразованию «Развитие связной речи детей посредством театрально-игровой деятельности». (2021 – 2022 г.г.)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска детский сад № 164          План работы по самообразованию «Развити...

План работы по самообразованию по теме: «Развитие связной речи детей в подготовительной к школе группе».

План работы по самообразованию по теме: «Развитие связной речи детей в подготовительной к школе группе»....