ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЕМИНАРЕ- ПРАКТИКУМЕ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН «ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ РЕБЁНКА. ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ, КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ФОРМИРОВАНИЯ УСПЕШНОЙ ЛИЧНОСТИ», НА ТЕМУ: «СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕ
методическая разработка

Романюк Людмила Владимировна

Период модернизации, в котором находится в настоящее время российское образование, коснулся и его первого звена – дошкольного образования. Детский сад как дом и мир детей – проблема взрослых. Каким он должен быть, чтобы наши дети выросли по-настоящему успешными, счастливыми, состоявшимися людьми? Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_usl_mun.docx20.42 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ  САД  КОМБИНИРОВАННОГО  ВИДА  № 23  «АЛЕНУШКА»

                                                                                                  141613, Московская область,                    

                                                                                                  г. Клин, ул. Самодеятельная, д. 2

                                                                                                   тел.: 8(49624)2-35-95

                                                                                                   fediukina.nadejda2012@yandex.ru

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЕМИНАРЕ- ПРАКТИКУМЕ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН

«ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ РЕБЁНКА. ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ, КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ФОРМИРОВАНИЯ УСПЕШНОЙ ЛИЧНОСТИ»,

 НА ТЕМУ:

«СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА»

ВЫПОЛНИЛА :

Романюк Людмила Владимировна

16.02.2018г.

Период модернизации, в котором находится в настоящее время российское образование, коснулся и его первого звена – дошкольного образования. Детский сад как дом и мир детей – проблема взрослых. Каким он должен быть, чтобы наши дети выросли по-настоящему успешными, счастливыми, состоявшимися людьми? Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя.

Что характеризует человека в первую очередь? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность. Культура человека – это отражение его внутреннего мира, и огромную роль в формировании культуры человека играет эстетическое воспитание.

Человек будущего должен быть созидателем, и личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом. «Я убежден,- пишет Херберт Рид, - что никогда до сих пор в мировой истории художественное воспитание не было так важно, как теперь, и как оно будет важно для грядущих лет… Я не хочу сказать, что художественное воспитание разрешит все проблемы. Но я думаю, что мы не можем сохраниться как цивилизованная нация, не развиваю в значительной мере эстетический элемент жизни».

Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически или духовно развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, а без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях и идеалах.

Важнейшей частью эстетического воспитания является художественное воспитание, использующее в качестве воспитательного воздействия средства искусства, формирующие специальные способности и развивающее дарования в определённых его видах – изобразительном, декоративно-прикладном и др.

Условием и средством эстетического воспитания является и художественная деятельностьдошкольников, как организованная воспитателем, так и самостоятельная. Известно, что воспитание ребенка в деятельности - одна из закономерностей воспитания. Художественной деятельность называется тогда, когда она непосредственно связана с видами искусств: театрализованные игры, словесно-художественное творчество, музицирование, изобразительная и декоративно-прикладная практика, дизайн.

Поэтому целью деятельности нашего детского сада мы определили создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, эстетически развитой личности, обладающей эстетическими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности.

В сфере художественно-эстетического развития детей педагогическая работа ведется по следующим направлениям:

  • развитие у детей эстетического отношения к окружающему миру;
  • приобщение их к изобразительным видам деятельности;
  • музыкальное развитие детей;
  • приобщение к театрализованной деятельности.

Приобщение ребенка к духовной культуре, эстетическое развитие личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Окружающая среда откладывает в душе отпечаток на всю жизнь. Едва освоив элементарные движения, малыш тянет свои ручки к красивой яркой игрушке и замирает, услышав звуки музыки. Немного повзрослев, рассматривает иллюстрации в книжке, приговаривая: «Красивая…», - и сам пытается на бумаге карандашом создавать только ему понятную красоту. В старшем дошкольном возрасте он уже избирателен в выборе красивого, имеет на этот счет собственные суждения и сам, исходя из своих возможностей, «творит» нечто красивое, чтобы удивить, восхитить, поразить нас, взрослых, умением видеть окружающий мир. В процессе художественной деятельности дети получают широкие возможности для самовыражения, раскрытия и совершенствования своих творческих способностей. Занятия изобразительной деятельностью, музыкой, танцами способствуют развитию зрительного, слухового, двигательного анализаторов и их координации, побуждают малыша осваивать новые сложные действия, получать новые знания, фантазировать, быть внимательным и усидчивым.

Свою работу выстраиваем на основе специфических принципов, обусловленных особенностями художественно-эстетической деятельности:

  • принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;
  • принцип культурного обогащения содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;
  • принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;
  • принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;
  • принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека, думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);
  • принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
  • принцип организации тематического пространства (информационного поля) – основы для развития образных представлений;
  • принцип взаимосвязи обобщенных представлений и обобщенных способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;
  • принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).

Приоритетное направление реализуем через организацию образовательной и свободной художественной деятельности, кружковой работой; показ спектаклей, развлечений, конкурсов, выставок, фестивалей, праздников; эстетическое оформление групповых комнат.

Для того, чтобы заниматься изобразительной деятельностью детям было интересно, чтобы их лица излучали радость, а глаза сверкали от восторга, воспитатели уделяют особое внимание организации работы с детьми на занятии.

Эстетическое воспитание тесно связано с современностью и во многом определяется ею. Эстетическое воспитание действительности предполагает близость к жизни, стремление преобразовать окружающий мир, общество, природу, предметную среду.

Для создания эстетической предметной и игровой среды в групповых комнатах мы организовали центры «Искусства», «Конструирования», «Игры», «Театра». Например, в «Центре искусства» размещены материалы для ознакомления детей с различными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства (живописью, графикой, скульптурой, архитектурой, предметами народных промыслов). Также в центре находятся материалы и оборудование, необходимые для рисования (как для традиционного, так и для нетрадиционного), лепки, аппликации, ручного труд. При этом он как бы делится на зоны:

  • экспериментирования с различными материалами: цветными мелками, смываемыми маркерами, глиной, пластилином, материалом для коллажей, ножницами для правой и левой руки, клеем, бумагой и пр.;
  • освоения различных техник живописи: пальчиковой, картофельным крахмалом, мыльными пузырями, печатания губкой, обливной печатью, кляксографией, печатания веревкой;
  • ознакомления с различными видами искусства: альбомы, иллюстрации, поделки и др.;
  • музицирования на музыкальных инструментах.

В «Центре театра» собрано все необходимое для театрализованной деятельности и игр (детские костюмы, куклы-бибабо, декорации для настольного театра, различные виды театра – настольный, пальчиковый, картонажный, фланелеграфный театр).

Таким образом, в дошкольном возрасте зарождаются ростки творчества, которые проявляются в развитии способности к созданию замысла и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче мыслей, чувств, переживаний. Однако для развития художественно-творческих способностей у детей необходимо их соответствующее обучение, в процессе которого они овладевают способами образного выражения и изображения своих замыслов в слове, пении, рисунке, танце, драматизации. Обучение побуждает ребенка к сознательным художественным проявлениям, вызывает положительные эмоции, развивает способности.

Ведущее место в осуществлении художественно-эстетического развития детей принадлежит детскому саду. Но велика и роль семьи. Только при единстве воздействий детского сада и семьи возможно полноценное осуществление задач эстетического воспитания. Не каждый из детей станет музыкантом или художником, но у каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческое проявление ребенка. Художественно-эстетическое развитие как важное составляющее формирования успешной личности.

Художественно-эстетическая деятельность – деятельность специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, под...

Творческое проявление ребенка. Художественно-эстетическое развитие как важное составляющее формирования успешной личности .

Презентация "Творческое проявление ребенка. Художественно-эстетическое развитие как важное составляющее формирования успешной личности "...

Протокол методического объединения «Художественно-эстетическое развитие, как важная составляющая формирования успешной личности»

Протокол №1Заседания методического объединения педагогических работников (МОПР)МБДОУ детский сад «Малыш»Тема: «Художественно- эстетическое развитие, как важная составляющая формирова...

Семинар – практикум для педагогов «Организация развивающей предметно – пространственной среды по художественно – эстетическому развитию дошкольников в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»

Цель  семинара - практикума : Обощение и систематизация знаний педагогов в огрганизации развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ по художественно - эстетическому развитию детей дошкол...