Комментарии к презентации
презентация

Ларейкина Людмила  Викторовна

Воспитание  у детей духовно - нравственных  и патротических   чувств,любви к Родине и родному краю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Воспитательная работа28.22 КБ

Предварительный просмотр:

ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК КЛЮЧЕВОЕ ЗВЕНО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

                                                                    Ларейкина Л.В

                                                            Воспитатель

МКДОУ «Детский сад «Сказка»

г. Сухиничи

                                                           

                               

                                                           Красоту, чистоту мы у старших берем,

                                                           Саги, сказки из прошлого тащим

                                                           Потому что добро остается добром

                                                           В прошлом в будущем и настоящем.

                                                                                                        В.Высоцкий

  2слайд.                                                                              

Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле, представления о семье, о своей РодинеВ настоящее время наша страна переживает сложный период. Сегодня материальные ценности преобладают над духовными, поэтому у многих людей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

3слайд.                                                                              

Актуальность духовно – нравственного воспитания  в современной России отражена  в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединения обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества», «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитием их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка…»

Духовно – нравственное и патриотическое воспитание – это сложный педагогический процесс. Поэтому на современном этапе развития образования духовно-нравственное и патриотическое воспитание является одной из важнейших задач в воспитании детей - дошкольников. Ориентиром в моей работе стала фраза: «Пока жива память, пока подрастающее поколение помнит ратные подвиги своих предков, помнит свою историю - будет жить род человеческий.»

4слайд

Задача моя как педагога заключается не только в том, как сохранить свою духовность, но и найти такие формы воспитания детей, чтобы научить их гордиться своими корнями, своей родословной, историей своего города, научить любить Родину такой, какая она есть! Вовлечь родителей во все мероприятия детского сада и группы по воспитанию духовно – нравственной личности будущего гражданина.

Поэтому я поставила перед собой следующие задачи:

  • Воспитывать у детей любовь к родным и близким – своей семье, к своей малой Родине через все виды деятельности.
  • Знакомить детей с символами государства и города, традициями русского народа и историей своего города.
  • Развивать чувства гордости за свой город, страну.

Работу по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию провожу ежедневно в совместной и  образовательной деятельности с детьми. Еженедельно занимаюсь с детьми в кружке «Основы православной культуры». Такие занятия помогают формированию у детей правильного отношения к событиям окружающего мира.

Чтобы малышам было интересно, стараюсь преподнести материал понятно, доходчиво, эмоционально, начиная с того, что нас окружает, за кем или за чем они могут наблюдать, постепенно расширять кругозор.

Стараюсь пробудить в ребенке чувство гордости за свою Родину, свой народ.

Невозможно проводить такую работу, не имея созданной предметно – развивающей среды. В моей группе ежедневно перед глазами детей предстают символы нашего города и нашей страны – это гербы, флаг, портрет президента, гимн России, гимн нашего города.

В книжном уголке дети могут рассмотреть иллюстрации, репродукции картин, портреты знаменитых земляков – участников Великой отечественной войны, исторические места города. Оформлена дидактическая игра «По памятным местам города – Сухиничи», «Знакомство с национальными костюмами».

Каждый год провожу  праздничные мероприятия. Народные и фольклорные праздники: Масленица, День защитника Отечества, Новый год, День Победы, День Космонавтики, День знаний, День города.

Международные праздники - День защиты детей, День матери, Международный женский день.

Православные праздники - Пасха, Рождество Христово, «Именины березки», «Жаваронки»

Бытовые и семейные праздники – выпуск в  школу, дни рождения.

5слайд

Одной из форм работы является проведение экскурсий. Ежегодно провожу экскурсию в Храм Смоленской божьей матери, с целью ознакомления с православными иконами, самим храмом. Дети узнают,  как надо вести себя в храме. Во время этой экскурсии дети получают первые представления о православной религии. На кружковых занятиях знакомлю с заповедями Божьими, которые учат доброте, любви, правильному отношению друг  к  другу. Всю работу начинаю с ознакомления родителей с планом своей работы, провожу анкетирование с целью выявления отношения родителей к православию и  чтобы узнать позицию родителей в отношении духовно – нравственного и патриотического воспитания в целом. Знакомлю детей с православными праздниками, которые праздновали наши предки и празднуем мы в сегодняшние дни.

6слайд

Святки – это время, объединяющее праздники – Новый год, Рождество Христово и Крещение. В беседах с детьми  рассматриваем иллюстрации, рассказываю детям о тех традициях, которые соблюдаются и в наши дни. Здесь использую современные технологии – показ мультфильмов, презентаций. Для проведения инсценированного праздника заучиваем с детьми колядки, потешки, используемые с давних времен. Разучиваю с детьми приговорки, скороговорки, народные шуточные стишки, показываю красоту и богатство родного языка, организую, и провожу  подвижные игры разных народов страны. С музыкальным руководителем разучиваем с детьми русские народные песни, знакомим с народной музыкой, проводим  патриотические и фольклорные праздники. Проведение святочных досугов и развлечений помогает развить у детей интерес к русской истории и культуре, воспитывать доброту, понимание о сопричастности к традициям своего народа.

7- 9 слайд

           Накануне праздника Масленицы делаем с детьми чучело Авдотьюшки, оно стоит в холле в течение всей масленичной недели. Каждый день в соответствии с названием отмечаем по – разному. Рассказываю детям о  празднике, делаем поделки, заучиваем заклички. В последний день на улице провожаем Масленицу, девочки в нарядных русских платках, с румянцем на щеках, а мальчишки с усами с цветком на шапке. Веселые игры – соревнования проводят Скоморохи, катание на санках малышей, метание снежков, пляски и хороводы, угощение блинами, а в конце праздника – сжигание чучела с хоровым чтением закличек. Часто родители и жители микрорайона присоединяются к нашему веселью.

10 -11слайд

Жаворонки или как в старину называли «сороки» один из самых любимых праздников моих воспитанников. С утра мы вместе замешиваем пресное тесто, пока оно подходит, готовим украшение из фантиков для птичек  – жаворонков. Самый любимый момент – раскатывание теста, каждый делает свою птичку. Готовим жаворонков на весь детский сад, выпекают повара на кухне и приносят нам в группу. Дети ходят по группам с подносом и угощают всех детей и взрослых, поздравляют с наступлением весны. Затем своих жаворонков украшают  и выходят на улицу закликать весну. «Весна, весна красная – приди весна с радостью …» Не все могут сразу съесть своих жаворонят, говорят, что жаль их кушать.

12 - 15слайд

          Большая подготовка предшествует праздникам «Вербное воскресенье» и «Пасха». Беседую с детьми об истории праздника, рассматриваем иллюстрации, сеем овес в горку из почвы за 2 недели до праздника, рисуем вербу, раскрашиваем пасхальные яйца. Привлекаем родителей к созданию пасхальных экибано. К старинному обрядовому празднику Троица или празднику русской березки я учу с детьми стихотворения, разучиваю хороводы и народные игры. Праздник проходит на улице, дети и взрослые одеты в народные костюмы. Вместе с детьми украшаем березку разноцветными ленточками, плетем из березовых веток венки и водим хороводы вокруг нее.

Основная форма  моей работы – познавательные занятия, в процессе которых дети имеют возможность узнать о своем родном городе, истории своей страны, культуре и обычаях русского народа. Каждая неделя начинается с того, что я  беседую с детьми "Как провели  выходные?" - так воспитывается любовь и привязанность к семье. На неделе, беседуем  о том "Какие новые стихи или рассказы русских писателей ты услышал?", «Кому требуется помощь и как ее оказать?» Цель этой работы - формирование условий для отражения детьми полученных знаний и представлений в различных видах деятельности детей.

18 – 20 слайд

Большое воспитательное значение в развитии патриотических чувств, осознания долга перед Родиной имеет организация таких праздников как День защитника Отечества и День космонавтики. В такие дни провожу беседы о  героических подвигах воинов в военное и мирное время. Смотрим фильмы, показываю презентации, рассматриваем альбомы с фотографиями и иллюстрациями, изготавливаем своими руками подарки папам, дедушкам, гостям – ветеранам. Ежегодно проводим праздник «Будем в армии служить», где дети наравне с взрослыми соревнуются в эстафетах на ловкость, силу и смекалку. Провожу  беседы о героях космоса, в  честь покорителей космоса ежегодно проводим конкурс рисунков и поделок.

Большое значение в патриотическом воспитании дошкольников имеет ознакомление с событиями Великой отечественной войны. Стараюсь в доступной форме рассказать детям о страданиях людей, переживших войну, послевоенную разруху, о героических подвигах русского народа.  В нашем детском саду есть традиция: накануне праздника Победы с детьми старшей и подготовительной групп приходим к вечному огню для поклона погибшим воинам и возложения цветов в знак благодарности за мирную жизнь. После подобных мероприятий дети вдохновляются на новые рисунки, становятся участниками конкурса «Никто не забыт, ничто не забыто!», организовывают военные  игры, с удовольствием слушают рассказы о войне, о детях – юных партизанах.

Важным условием патриотического воспитания является взаимосвязь с семьей ребенка. Чтобы работа с родителями не оставалась в рамках педагогического просвещения, я привлекаю их к процессу патриотического воспитания путем взаимодействия: они приносят портреты и фотографии родных людей павших в войне и ныне живых, награды своих дедов, записывают их рассказы о войне.

Великое счастье, что в нашем городе есть музей. Там дети впервые осознают понятия «история», «традиции», «наше прошлое». Дети знакомятся в музее с предметами старины, народно-прикладного искусства, промысловой деятельности своих предков, историей Сухиничского района. Воспитанию у воспитанников любви к труду и уважение к людям труда и их профессиям уделяю внимание в образовательной деятельности. Знакомлю детей с профессиями их родителей, отмечая важность каждой их них. «Все профессии нужны – все профессии важны!» - под таким девизом организовала конкурс рисунков, досуг. В работе с родителями ориентирую на приобщение детей к труду (ручному, хозяйственно-бытовому, труду в природе), к совместному активному участию в подготовке к праздникам и отдыху. Только, если ребенок будет разделять заботы взрослого, брать на себя их посильную часть, стремиться делать что-то для других, малыш станет чувствовать себя членом семьи. В нашем детском саду стало уже традиционным проведение конкурсов на лучшую  летнюю площадку, когда родители совместными усилиями создают для своих детей новое оборудование, проводят ремонт  и  покраску уже имеющегося оборудования, помогают озеленять территорию, сажают цветы. Глядя на них, дети стараются и сами вложить свою лепту в общее дело. Такой пример родителей приучает детей к тому, чтобы они бережно  относились к тому, что   создано не только в детском саду, но и микрорайоне, в городе.

21слайд

Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы плохо ни было настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им правильную достойную жизнь. Есть вещи, которым нужно учить с самого раннего возраста.

Важно чтобы ребенок уважал старших, мы должны объяснить ему, что такое любовь и забота;

Необходимо чтобы ребенок любил свою Родину, он должен знать её историю, знать как жили и что делали его предки;

Обязательно чтобы ребенок гордился своей Родиной, своим городом, он должен знать его героев;

Бесспорно, чтобы ребенок ценил все, то прекрасное, что создано еще до появления его на свет, мы должны научить его это ценить, видеть, понимать, чувствовать и сопереживать.

22слайд

Я не жду от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате моей работы ребёнок будет знать  название своего  города, его достопримечательности, природу, символику, и если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил наш город, Отчизну, если он будет проявлять интерес  к истории и культуре своего края, своей страны, то можно считать, что мои задачи выполнены в пределах, доступных дошкольному возрасту. Станут ли наши дети истинно верующими людьми, решать им и их родителям, но ростки  добра, любви  к людям, Родине, родному  краю – все, чему  учит православная  культура, я стараюсь  посеять в души  моих воспитанников.

Список использованной литературы:

  1. Бородина А.В. Культура и творчество в детском саду. – Изд-е 5-е, перераб. – М.: МОФ СРОиК, 2015.
  2. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н. В., Есаулова Н. А., Потапова Н. Н. – М.: педагогическое общество России, 2005.
  3. Харитонова О. К. основы православной культуры для детей дошкольного возраста. – М.: Издательский дом «Покров», 2002.
  4. Постникова Н. В. методическое пособие к программе «Родничок» по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста на основе православной культуры. – Калуга: издательство «Эйдос», 2010.
  5. Орлова А. В. русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду. – Владимир, 1995.
  6. Шевченко Л. Л. ДОБРЫЙ МИР. Православная культура для малышей. Методическое пособие. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1.презентация "Папа,мама,садик,я-одна дружная семья"2. Презентация "Детский сад у нас хорош"

1.Презентация предназначена для работы с родителями. В презентации отражен материал по изготовлению дидактических игр в группе раннего возраста руками родителей.2.В этой презентации предоставлен матер...

Презентация "Основные ошибки при создании презентации в программе PowerPoint"

В данной презентации рассмотрены ошибки, допускаемые педагогами при создании электронных презентаций...

Презентация опыта работы по теме: «Использование слайдовых презентаций как условие интеграции образовательных областей «Музыка», «Познание», «Художественное творчество».

Основная идея  использования презентаций заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка. В материале представлен опыт работы  п...

Презентация к уроку по теме: Презентация "Гимнастика пробуждения"

10 комплексов гимнастики пробуждения для дошкольников. Можно использовать в ДОУ, в дошкольных группах других ОУ, а также в семье...