Организация игровой и развивающей деятельности в адаптационный период
консультация (младшая группа)

Денисова Лариса Юрьевна

Консультация для воспитателей ранних групп о том,как правильно организовать игровую деятельность в период адаптации детей к ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация игровой и развивающей деятельности в адаптационный период

Полезная для ребенка игра сама по себе не организуется. Помочь малышу овладеть этим сложным и серьезным для него видом деятельности должны старшие.

Общее построение образовательного процесса:

Построение всего образовательного процесса вокруг одной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом,  а также организовать самих детей на совершение каких-либо игровых действий. Для любого человека очень важен смысл его деятельности, а для ребенка тем более, не имеет значение то, что перед вами 2-летний малыш.

Можно выстраивать сценарий дня. С самой встречи с детьми до их отправления домой какой-то герой может проживать с ними приключение в рамках режима и развивающих занятий. Например, «День рождения куклы», «Сажаем огород» и т.п.

Совсем не обязательно строить программу работы так, чтобы она была насыщена занятиями. Излишнее стремление научить детей новым навыкам, на мой взгляд, не является грамотной постановкой цели. А.В.Запорожец писал об амплификации детского развития, т.е. обогащение его за счет максимально полного проживания возраста. Даже если в группе адаптации не будет никаких занятий, но будет создана благоприятная среда для реализации игровых потребностей ребенка – это и будет одним из важнейших условий адаптации. Этот путь значительно белее трудный, нужно хорошо знать, понимать и чувствовать возможности ребенка, его детские желания, предпочтения состояния, словом его детскую психологию.

Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей. Как направить каждого ребенка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы? Как чередовать игры и распределять детей в групповой комнате, на участке, чтобы им было удобно играть, не мешая друг другу?

Для общения с малышом можно использовать подходящий повод: например, ребенок не знает, чем себя занять. Можно подойти к нему с игрушкой, например с котом, привлекая к себе, прочесть потешку «Как у нашего кота…», отдать  игрушку, попросить напоить котика молочком, далее ребенок сможет выполнять с котиком игровые действия и самостоятельно.

Овладев с помощью взрослых основными способами действия, характерных для той или иной деятельности, дети могут использовать их в тех же или несколько измененных условиях. Для этого надо, чтобы в групповой комнате и на участке были созданы условия для разнообразной самостоятельной деятельности малышей. Каждый вид игрушек и пособий следует хранить в определенном порядке. Это позволит детям найти нужный предмет, а после игры убрать его на место. Важно продумать, как наиболее рационально распределить игровой материал, чтобы дети могли заняться разнообразной деятельностью, не мешая друг другу.

 Спокойное место в группе отводится для самостоятельных игр с дидактическими игрушками, рассматривания картинок, игр. Дидактические игрушки, книги хранятся в открытом шкафу, рядом со столами, за которыми дети играют и рассматривают книги. Более сложные дидактические игрушки, игрушки-забавы должны быть видны детям. Лучше, если они будут лежать на полке выше роста ребенка, чтобы взрослый мог не только помочь взять игрушку, но и проследить за игрой ребенка.

С дидактическими пособиями и игрушками (пирамидами, матрешками, вкладышами) дети под наблюдением воспитателя играют самостоятельно или с небольшой помощью взрослого. Так у малышей закрепляются знания, полученные на занятиях, и умения самостоятельно пользоваться дидактическими игрушками. Материалы для изобразительной деятельности (карандаши, бумага, мелки) целесообразно хранить в закрытом шкафу, так как самостоятельно малыши еще не умеют пользоваться этими предметами по назначению (для рисования, лепки), но уже свободно рисуют мелом на доске, палочкой на снегу, песке.

Малышам нужны и живые объекты для наблюдения (рыбки, птицы), и природный материал (шишки, желуди, каштаны). Для развития ходьбы, бега и подвижных игр в групповой должно быть достаточно свободного места. Мебель, крупные игрушки и пособия размещают так, чтобы дети легко могли проходить между ними, подходить к ним с разных сторон. Четкое распределение игрушек и пособий в комнате и на участке, их размещение, художественное оформление создают порядок и уют. Но это не означает, что каждый вид игрушек и пособий должен использоваться изолированно. Многие из них могут применяться в сюжетных играх. Так в "дом" дети могут попасть через "двери" в виде обруча или дуги, а в "магазин" - по лесенке или доске перед входом в дом. Короткие шнуры, палки, природный материал - удивительные и не заменимые никакими совершенными игрушками предметы для игры.

После завершения игры дети вместе с воспитателем убирают все игрушки в отведенные места. Даже в разгар игры не должно быть такой картины; под стулом валяется кем-то забытый заяц, на полу - разбросанные кубики и другие игрушки.

 Развитие самостоятельной деятельности детей зависит от содержания и формы непосредственного общения педагога с каждым ребенком. Это общение, какими бы педагогическими приемами оно ни осуществлялось, должно протекать в форме равноправного доброжелательного сотрудничества взрослого с детьми. Педагогу следует поощрять проявление активности, инициативы и выдумки детей.

 Обращаясь к одному ребенку или группе детей, воспитатель говорит тихо, чтобы не отвлекать других от занятий. Малыши не воспринимают обращения, адресованного всем детям. Ребенка надо назвать по имени, дать индивидуальное поручение. Детям раннего возраста непонятна монотонная, невыразительная речь, они чутко улавливают веселые, ласковые интонации в голосе. Если воспитатель сам умеет и любит играть, он понимает настроение играющих, общается с ними искренне, заинтересованно, не пользуется стандартными заученными фразами и словами.

 Опытный воспитатель внимательно наблюдает за играющими детьми. Он может ходить, стоять, сидеть, но всегда занимает такую позицию, чтобы, обращаясь к одному ребенку или нескольким детям, не выпускать из поля зрения остальных. К каждому воспитаннику в течение самостоятельной игры можно подойти и обратиться не менее 3-5 раз; с заскучавшим ребенком - поиграть в "прятки", приласкать его; другому – показать, как правильно сложить пирамиду; с третьим просто поговорить о чем-то (как прошел праздник и т.п.)

Организуя самостоятельную деятельность детей, воспитатель особое значение придает формированию доброжелательных отношений между ними. Он показывает малышам, как можно вместе играть в дидактические и подвижные игры, как вдвоем посмотреть картинки, как пожалеть упавшего сверстника, помочь ему.

 С детьми обращаются ровно, спокойно, терпеливо. Речь воспитателя - не только образец для подражания. От того, как взрослый обращается к детям, во многом зависит его педагогический успех. Существует хорошее правило: во время занятий не отвлекать воспитателя и детей. Это правило относится и к организации и проведению игры, во время которой недопустимы разговоры на посторонние темы с помощником воспитателя и другими сотрудниками. Во время бодрствования детей целесообразно входить, обращаясь к детям, включаться в игру педагогу-методисту, заведующему, медицинской сестре, слесарю и другим сотрудникам детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель организации физкультурно-оздоровительной работы воспитателя в адаптационный период с детьми младшего дошкольного возраста

Модель организации физкультурно-оздоровительной работы воспитателя в адаптационный период с детьми младшего дошкольного возраста...

Организация физкультурно-оздоровительной работы воспитателя в адаптационный период с детьми младшего дошкольного возраста

Цель: Формировать у детей сознательную установку на здоровый образ жизни, используя здоровьесберегающие технологии и нетрадиционные методы, художественное слово. Продолжать повышать функциональные воз...

Игровые развивающие сеансы в адаптационный период(из опыта работы)

Игровые развивающие сеансы в адаптационный период(из опыта работы)...

Игровая деятельность в адаптационный период

Неотъемлемой частью адаптационного периода для детей раннего возраста является игровая деятельность....

"Организация игровой деятельности в адаптационный период"

Главным расслабляющим средством в период адаптации для дошкольника является игра.Игровую деятельность необходимо направлять на формирование эмоциональных контактов "ребенок - взрослый" и &qu...

Мастер-класс для воспитателей «Игровая деятельность в адаптационный период»

Для помощи детям в адаптации к условиям детского сада, налаживанию доверительного отношения педагога с каждым ребенком, формированию эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, обучению ребе...

Игровая деятельность в адаптационный период в детском саду

На сегодняшний день показатель адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации является психологически наиболее сложным периодом как для ребенка и его семьи, так и д...