Умственное воспитание дошкольников в игре
статья

Синяткина Елена Владимировна

В статье раскрыты особенности развития дошкольников в игре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umstvennoe_vospitanie_doshkolnikov_v_igre.docx18.9 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательный процесс в условиях меняющегося современного мира постоянно усложняется, и требует от обучающихся большого умственного и нервно – психического напряжения.  Доказано, что успешность адаптации к школе обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физической зрелости детей, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, достаточно высокий уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств.

Однако, невысокий уровень здоровья и общего физического развития многих детей, поступающих в первый класс, а так же дальнейшее его снижение в процессе обучения представляют сегодня серьезную проблему для образовательной практики. Особенно это касается детей с отклонениями в развитии. У многих младших школьников  наблюдается малый объем двигательного опыта, широкий спектр функциональных отклонений в развитии опорно – двигательного аппарата, дыхательной, сердечно – сосудистой , эндокринной и нервной систем, желудочно – кишечного тракта и др. Согласно исследованиям специалистов 75% болезней взрослых заложены в детстве. Если 25 лет назад рождалось 20-25 % ослабленных детей, то сейчас число «физиологически незрелых» новорожденных увеличилось в 3 раза.

Каждый четвертый ребенок дошкольного возраста болеет в течение года более 4 раз (данные Т.Н. Чертюк,  З.С. Макаровой,  Б.Н. Капустян). Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми (данные М. Безруких). Среди отстающих детей 80 – 90% отстают не из - за лени, а из-за недоразвития функций мозга, и по причине плохого состояния здоровья.  Наблюдения и практический опыт показывают, что дети с нарушенным  интеллектом особенно нуждаются в повышении двигательной активности (Дмитриев А.А, 1991; Рубцова И.О., 1997).

Многообразие вторичных отклонений в состоянии здоровья, ограниченность адаптационного потенциала, нарушение координационных способностей, низкий уровень физического развития и физической подготовленности, бесцветность эмоционального жизни детей требует особого внимания в постановке оздоровительно – коррекционной работы, начиная с учащимися начальных классов. Игровая деятельность, включающая основные локомоторные движения (ходьбу, бег, прыжки, метание, лазание), необходимые в быту и трудовых действиях, является естественной потребностью и доступной формой двигательной и эмоциональной активности ребенка.

Подвижная игра выступает как средство и метод развития и коррекции физических, психических, интеллектуальных возможностей аномального ребенка. Являясь неотъемлемым компонентом оздоровительной среды, игра способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и минимизировать те негативные моменты которые имелись в их предшествующем физическом развитии или продолжают существовать в реальной жизни.

В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи  - тех фундаментальных процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничной личности. Уровень развития мышления ребенка определяет  характер его деятельности, интеллектуальный уровень ее осуществления.

Учитель или воспитатель должен помнить, что любая деятельность детей направлена на решение определенной задачи. Основная задача имеет множество промежуточных задач, решение которых позволит преобразовать условия и тем самым облегчить достижения поставленной цели. Практические задачи, которые должен решить ребенок, отличаются от учебных. Содержание игровых задач продиктовано самой жизнью, окружением ребенка, его опытом, знаниями. Ребенок приобретает опыт в собственной деятельности, многое узнает от учителя и воспитателя, родителей. Разнообразные знания, впечатления обогащают его духовный мир, и все находит отражение в игре.

Вместе с тем известно, что в повседневной жизни дети получают не только четкие, конкретные знания, но и не ясные, гипотетические. Например, ребенок знает кто такой моряк, но ему не понятно, чем он занимается. Чтобы уточнять свои представления, в ходе игры он задает вопросы и, получив ответ, приобретает вполне ясные знания, однако новая информация вызывает новые вопросы. Так происходит непрерывный ход познания. Он совершается в практической деятельности и в игре. Игра представляет собой особую форму познания окружающей действительности. (1). Когда необходимый уровень мышления сформирован, ребенок в состоянии заменить собой образ другого человека – взять на себя роль и действовать в соответствии с ее содержанием.

Таким образом, в игре ребенок исследует систему социальных отношений, норм, правил поведения, которые в игровых условиях представлены в близкой наглядно – действенной форме; приобретается опыт партнерских отношений сотрудничества и кооперации со сверстниками, благодаря чему возрастает социальная компетентность детей; усваиваются разнообразные более адекватные способы поведения в проблемных ситуациях; усиливается способность ребенка к произвольной регуляции поведения на основе подчинения системе правил, регулирующих выполнение роли и правил, определяющих поведение в игровой комнате, классе, на прогулке.

Литература

  1. Барташников А.А., Барташникова И.А. Учись мыслить. – Харьков, 1998.
  2. Екжанова Е.А., Стебелева Е.А. Коррекционно – развивающее обучение и воспитание. – М.,2003.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ознакомление с закономерными явлениями природы как средства умственного воспитания дошкольников"

КОУ «НШДС № 292,Vвида» СП № 2 д\с «Улыбка» г. Омск            Доклад к пед. совету Тема: "Ознакомлениес закономерными явлениями природы как ...

Творческий отчет Тема: "Ознакомление с закономерными явлениями природы как средства умственного воспитания дошкольников".

Обострение глобальных проблем современной цивилизации, ухудшением экологической ситуации во многих местах земного шара обусловлено сегодня всевозрастающее внимание общества к вопросам экологического в...

родительское собрание "Развитие правильной речи-важное условие умственного воспитания дошкольника"

Критерии готовности к школьному обучению, формы и методы для развития правильной речи....

Дидактическая игра,как средства умственного воспитания дошкольников...

Дидактическая игра,как средства умственного воспитания дошкольников......

"Дидактическая игра как умственное воспитание дошкольников"

Проблема умственного воспитания чрезвычайно важна для современной образовательной системы. Согласно прогнозам ученых третье тысячелетие, на пороге которого стоит человечество, будет ознаменовано инфор...

Теоретические основы умственного воспитания дошкольников. Задачи и средства умственного воспитания дошкольников

Умственное развитие ребенка происходит как в процессе его повседневной жизни, общения со взрослым, игр со сверстниками, так и в процессе систематического обучения на занятиях в детском саду. Важнейшую...