Формирование бережного отношения к природе у дошкольников.
статья (средняя группа)

Сахипгараева Гульсина Сайфельбарисовна

 Воспитатель: Сахипгараева Гульсина Сайфельбарисовна

МБДОУ Детский сад №10 "Снежинка"

Республика Башкортостан г.Октябрьский

 

Формирование бережного отношения к природе у дошкольников.

 

В системе экологического образования важнейшая роль, несомненно, принадлежит детским дошкольным учреждениям. Именно в них происходит освоение детьми первоначальных представлений о некоторых объектах и явлениях природы; о правилах поведения в природной среде. Получаемые в ходе организуемых нами учебных занятий о природе, знания позволяют детям оценивать роль животных и растений в жизни человека и в мире природы, прийти к выводу о необходимости бережного отношения к природе.

Приведем примеры некоторых заданий (по Пахомову А.П), используемых нами при изучении живой и неживой природы.

Задание 1. Могут ли белка и крот поменяться квартирами?

Люди нередко меняются своими квартирами, переезжая из дома в дом, с этажа на этаж. А могут ли поменяться квартирами лесные животные? Представь себе, что белка захотела бы поменяться своей квартирой с кротом. Белка живет на дереве, крот - под землей.

Чтобы перебраться на новую квартиру кроту пришлось бы влезать высоко на дерево, а белке - спуститься под землю. Смогли бы они это сделать? Почему?

Задание 2.

Ребята, в природе многие живые организмы связаны между собой своеобразной дружбой (“Дружат пчелка и цветок, лист и мотылек, реки и леса...” В. Викторов). Продолжите это стихотворение своими примерами, раскрывающими дружеские связи различных живых существ и условий их существования. Примеры детей с их объяснениями изумляют и вызывают улыбки, согласитесь:

Лошадь - трава (лошадь хочет кушать, а трава вкусная)

Рыба - вода в реке (вода в реке, рыба плывет)

Пчелка - цветок (пчела собирает мед и кушает сразу)

Задание 3. У кого детки с этой ветки?

Выполнение этого задания позволяет запомнить названия отдельных деревьев и кустарников, узнавать их по листьям и плодам, развивает наблюдательность.

Итак, знакомство с окружающей природой происходит не только во время учебных занятий, но и в ходе экскурсий, прогулок. Отметим, что при отборе содержания, организационных форм и методов ознакомления детей с окружающей природой, мы учитываем запас конкретных представлений и отношений, которые начали складываться у них еще в семье. Известно, что дети дошкольного возраста стремятся к непосредственному общению с природой: им нравится гулять, собирать ягоды, купаться. Они любят лето, потому что летом тепло, много зелени, цветов, растут ягоды; зиму - потому что много снега, можно кататься на санках, лепить снеговика. Общение с природой вызывает у ребенка естественную радость. Дети этого возраста отличаются не только эмоциональностью, но и любознательностью. Их привлекает встреча с каждым новым для них растением, животным, им интересно наблюдать за идущим по земле жуком, за поведением муравьев, за летающими над цветами бабочками. Вместе с тем, поведение ребенка в природе часто носит неосознанный характер. Так, обратив внимание на красивый цветок, ребенок срывает его только для того, чтобы понюхать, и тут же бросает. К сожалению, это одна из форм проявления детского эгоцентризма, а также результат недостаточных знаний о жизни природы, о роли и месте человека в ней. Проявляя самые добрые чувства, желая помочь растению или животному, дети часто приносят им вред (можно перекормить рыб, залить комнатные цветы).

Необходимо отметить еще один аспект экологического воспитания в детском саду - это ценностные ориентации дошкольников, которые чаще всего объясняют так: “Коты ловят мышей”, “Собаки стерегут дом”, “Корова дает молоко” и др. С одной стороны, эти ответы свидетельствуют об установлении младшими школьниками важной связи между жизнью человека и природы как средой жизни, но с другой - о недостаточно развитых экологических знаниях.

В детском саду эмоциональному развитию детей способствуют различные экскурсии и прогулки в природу, дидактические игры, знакомство с произведениями искусства: работами художников, композиторов. Очень любят дети выражать свое отношение к природе и природным явлениям через рисунки (особенно с красками), лепку из пластилина. Почти на всех рисунках на тему “Наш лес” присутствуют деревья, цветы и, конечно, солнце. И хотя их изображения не всегда реалистичны, они красивы и отражают их видение лесного мира.

Экосодержание занятий с дошкольниками на современном этапе направлено на формирование отношений, представляющих из себя, по образному выражению психологов, сплав знаний, чувств и действий, поэтому необходимо отойти от традиционных лозунгов и призывов типа “Не шуми”, “Не топчи”, “Не ломай” и т.д., а перейти к формированию таких занятий у малышей, которые не позволяют им совершить плохие поступки только потому, что  они знают о последствиях. В.А. Сухомлинский писал, что ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним откроется чудесный мир, в живых красках, ярких и трепетных звуках...”. считаем, что проводимые нами занятия экологической тематике позволят нашим воспитанникам стать истинными любителями природы. Прочувствованная красота природы способствует патриотическому воспитанию детей, воспитанию любви к природе. Она же является почвой, на которой воспитывается гуманное отношение ко всему живому.

 

                                            ЛИТЕРАТУРА

1.Ашиков В., Ашикова С. Природа, Творчество и Красота // Дошкольное воспитание. 2002.№ 7.с.2-5; с.51-54.

2. Балаценко Л.Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // ребенок в детском саду. 2002. № 5. С. 80-82.

3.Бобылева Л., Дупленко О. О  программе экологического воспитания старших дошкольников // дошкольное воспитание. 1998. № 7.с. 36-42.

4.Бобылева Л. Бывают ли « полезные» и « вредные» животные? // Дошкольное воспитание. 2000.  № 7. С. 38-46.

5. Большакова М., Морева Н. Народные названия растений как одно из средств формирования интереса к природе // Дошкольное воспитание. 2000. № 7.с. 12-20.

6. Букин А.П. В дружбе с людьми и природой. – М.: Просвещение, 1991.

7. Зебзеева В.О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. №7. С. 45-49.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.12 КБ

Предварительный просмотр:

 Воспитатель: Сахипгараева Гульсина Сайфельбарисовна

МБДОУ Детский сад №10 "Снежинка"

Республика Башкортостан г.Октябрьский

 

Формирование бережного отношения к природе у дошкольников.  

В системе экологического образования важнейшая роль, несомненно, принадлежит детским дошкольным учреждениям. Именно в них происходит освоение детьми первоначальных представлений о некоторых объектах и явлениях природы; о правилах поведения в природной среде. Получаемые в ходе организуемых нами учебных занятий о природе, знания позволяют детям оценивать роль животных и растений в жизни человека и в мире природы, прийти к выводу о необходимости бережного отношения к природе.

Приведем примеры некоторых заданий (по Пахомову А.П), используемых нами при изучении живой и неживой природы.

Задание 1. Могут ли белка и крот поменяться квартирами?

Люди нередко меняются своими квартирами, переезжая из дома в дом, с этажа на этаж. А могут ли поменяться квартирами лесные животные? Представь себе, что белка захотела бы поменяться своей квартирой с кротом. Белка живет на дереве, крот - под землей.

Чтобы перебраться на новую квартиру кроту пришлось бы влезать высоко на дерево, а белке - спуститься под землю. Смогли бы они это сделать? Почему?

Задание 2.

Ребята, в природе многие живые организмы связаны между собой своеобразной дружбой (“Дружат пчелка и цветок, лист и мотылек, реки и леса...” В. Викторов). Продолжите это стихотворение своими примерами, раскрывающими дружеские связи различных живых существ и условий их существования. Примеры детей с их объяснениями изумляют и вызывают улыбки, согласитесь:

Лошадь - трава (лошадь хочет кушать, а трава вкусная)

Рыба - вода в реке (вода в реке, рыба плывет)

Пчелка - цветок (пчела собирает мед и кушает сразу)

Задание 3. У кого детки с этой ветки?

Выполнение этого задания позволяет запомнить названия отдельных деревьев и кустарников, узнавать их по листьям и плодам, развивает наблюдательность.

Итак, знакомство с окружающей природой происходит не только во время учебных занятий, но и в ходе экскурсий, прогулок. Отметим, что при отборе содержания, организационных форм и методов ознакомления детей с окружающей природой, мы учитываем запас конкретных представлений и отношений, которые начали складываться у них еще в семье. Известно, что дети дошкольного возраста стремятся к непосредственному общению с природой: им нравится гулять, собирать ягоды, купаться. Они любят лето, потому что летом тепло, много зелени, цветов, растут ягоды; зиму - потому что много снега, можно кататься на санках, лепить снеговика. Общение с природой вызывает у ребенка естественную радость. Дети этого возраста отличаются не только эмоциональностью, но и любознательностью. Их привлекает встреча с каждым новым для них растением, животным, им интересно наблюдать за идущим по земле жуком, за поведением муравьев, за летающими над цветами бабочками. Вместе с тем, поведение ребенка в природе часто носит неосознанный характер. Так, обратив внимание на красивый цветок, ребенок срывает его только для того, чтобы понюхать, и тут же бросает. К сожалению, это одна из форм проявления детского эгоцентризма, а также результат недостаточных знаний о жизни природы, о роли и месте человека в ней. Проявляя самые добрые чувства, желая помочь растению или животному, дети часто приносят им вред (можно перекормить рыб, залить комнатные цветы).

Необходимо отметить еще один аспект экологического воспитания в детском саду - это ценностные ориентации дошкольников, которые чаще всего объясняют так: “Коты ловят мышей”, “Собаки стерегут дом”, “Корова дает молоко” и др. С одной стороны, эти ответы свидетельствуют об установлении младшими школьниками важной связи между жизнью человека и природы как средой жизни, но с другой - о недостаточно развитых экологических знаниях.

В детском саду эмоциональному развитию детей способствуют различные экскурсии и прогулки в природу, дидактические игры, знакомство с произведениями искусства: работами художников, композиторов. Очень любят дети выражать свое отношение к природе и природным явлениям через рисунки (особенно с красками), лепку из пластилина. Почти на всех рисунках на тему “Наш лес” присутствуют деревья, цветы и, конечно, солнце. И хотя их изображения не всегда реалистичны, они красивы и отражают их видение лесного мира.

Экосодержание занятий с дошкольниками на современном этапе направлено на формирование отношений, представляющих из себя, по образному выражению психологов, сплав знаний, чувств и действий, поэтому необходимо отойти от традиционных лозунгов и призывов типа “Не шуми”, “Не топчи”, “Не ломай” и т.д., а перейти к формированию таких занятий у малышей, которые не позволяют им совершить плохие поступки только потому, что  они знают о последствиях. В.А. Сухомлинский писал, что ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним откроется чудесный мир, в живых красках, ярких и трепетных звуках...”. считаем, что проводимые нами занятия экологической тематике позволят нашим воспитанникам стать истинными любителями природы. Прочувствованная красота природы способствует патриотическому воспитанию детей, воспитанию любви к природе. Она же является почвой, на которой воспитывается гуманное отношение ко всему живому.

                                            ЛИТЕРАТУРА

1.Ашиков В., Ашикова С. Природа, Творчество и Красота // Дошкольное воспитание. 2002.№ 7.с.2-5; с.51-54.

2. Балаценко Л.Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // ребенок в детском саду. 2002. № 5. С. 80-82.

3.Бобылева Л., Дупленко О. О  программе экологического воспитания старших дошкольников // дошкольное воспитание. 1998. № 7.с. 36-42.

4.Бобылева Л. Бывают ли « полезные» и « вредные» животные? // Дошкольное воспитание. 2000.  № 7. С. 38-46.

5. Большакова М., Морева Н. Народные названия растений как одно из средств формирования интереса к природе // Дошкольное воспитание. 2000. № 7.с. 12-20.

6. Букин А.П. В дружбе с людьми и природой. – М.: Просвещение, 1991.

7. Зебзеева В.О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. №7. С. 45-49.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция жанров русского фольклора и фольклора народов Севера как условие формирования бережного отношения к природе у детей.

Охрана природной среды является одной из актуальных задач современного общества. От ее правильного решения зависит успешное развитие экономики, благосостояние нынешних и будущих поколений людей планет...

Красная книга как средство формирования бережного отношения к природе у детей с ОНР

Верным помощником в деле охраны редких и исчезающих видов растений и животных является Красная книга России и Красная  книга  Кировской обл. Поэтому решила:     Создать услови...

Развитие любознательности и формирование бережного отношения к природе посредством ознакомления с комнатными растениями

Особое место в формировании у ребёнка любви и бережного отношения к природе занимает развитие любознательности, которая характеризуется стремлением проникнуть за пределы увиденного узнать неведомое. П...

Формирование бережного отношения к природе, безопасность в природе.

Формирование бережного отношения к природе, безопасность в природе.Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе и знает, что она является источником первых конкре...

Проект «Экологическое образование старших дошкольников как средство формирования бережного отношения к природе»

Презентация по теме    «Экологическое образование старших дошкольников как средство формирования бережного отношения к природе»-проект...